Функции государства в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.

Содержание

Введение…………………………………………………… ………………..2
1. Функции государства в современной системе рыночной экономики
1.1 Необходимость государственного регулирования и вмешательства в рыночную экономику. ………………………… ………3
1.2 Возможности и границы государственного регулирования....5
2. Роль современного российского государства в экономике и социальной политике……………………………………………………….6
3. Экономическая политика государства: формы, виды, методы…8
3.1. Формы государственного регулирования……………………..8
3.2. Виды государственного регулирования………………………..9
3.2.1 . Кредитно-денежная политика……………………………9
3.2.2. Бюджетная политика……………………………………10
3.3.3. Финансовая политика………………………………….11
3.3.4. Антиинфляционная политика…………………………11
3.3.5. Антимонопольная политика…………………………..13
3.3.6. Социальная политика………………………………….13
3.3. Прямое и косвенное вмешательство государства…………..13
4. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ……………………………14
4.1. Президентская стратегия……………………………………….14
4.2. Концепция Правительства……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика курсова.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

              ● Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации

национального рынка. Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

              3.2. Виды государственного регулирования

Виды государственного регулирования экономики условно подразделяются на административные и экономические.

-Административные методы базируются на силе государственной власти: это охрана окружающей среды, создание минимальных условий существования малообеспеченных слоев населения, пресечение развития теневого бизнеса и т. д..

-К экономическим  методам относится кредитно -денежная и бюджетная политика.

3.2.1              .                            Кредитно-денежная политика                            

              Через кредитно - денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос. Мощным инструментом кредитно - денежной политики является изменение резервной нормы. Введение обязательной нормы резерва обусловлено необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям предложения денег.

Государство также регулирует денежную массу в обращении посредством политики процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Когда национальный банк понижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Повышая же учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег.

Еще одним способом кредитно - денежной политики также является проведение операций на открытом рынке. Это, с одной стороны, - покупка и продажа государственных облигаций Центральным банком, с другой, - коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

3.2.2.                            Бюджетная политика.

Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня.

Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резерв. Суть такого регулирования - в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.

Государство предусматривает также применение дотаций и фиксированных цен. Дотация - это как бы “налог наоборот”. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара.

Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия,  устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг.

3.2.3. Финансовая политика

Финансовое оздоровление производства в исходной концепции реформ связывалось с приватизацией и акционированием,  а в качестве следующего шага - с введением процедуры банкротств для убыточных предприятий. Однако приватизация только ухудшила финансовое состояние большей части предприятий из - за того, что она сопровождалась инфляцией , утратой собственных оборотных средств и роста задолженностей. Меры по стабилизации финансового положения осуществлялись правительством в основном путем ограничения инфляционного роста издержек производства, снижения процента за кредит, предоставления льгот по уплате налогов , расширения практики взаимозачетов, а также расчетов векселями и продажей долговых обязательств. По большей части они носили стабилизационных характер и были направлены на устранение негативных последствий приватизации и либерализации экономики.

3.3.4. Антиинфляционная политика

Диапазон параметров для проведения этой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой – необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Различают прямые и косвенные методы снижения темпов инфляции.

Прямые методы регулирования:

- установление ориентиров для роста заработной платы и цен;

- прямой контроль над ними.

Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

 

 

3.3.5. Антимонопольная политика

Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления: разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства./1,114/.

3.3.6 Социальная политика

Социальная политика – это совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в основном законе страны социальных гарантий, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве./2,544/.                

3.3. Прямое и косвенное вмешательство государства.

Государством применяются также методы прямого и косвенного регулирования экономики.

Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

Становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных методов государственной экономической политики. К косвенным методам воздействия относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. /2,393/.

4. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ

Очень важной предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов.

4.1. Президентская стратегия

Представленная на заседании Госсовета президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 года (далее - Стратегия) по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения. Смысл стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. В отличие от приснопамятных стратегий Грефа, Ясина и Гайдара, которые во главу угла ставили цели умозрительных реформ, эта стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Возникает надежда, что получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе.

Президент определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задач удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость инерционного энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных корпораций, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Каждый из этих субъектов навязывал стране свою стратегию, комбинация которых породила порочные круги институциональных ловушек, в которых оказалась стремительно деградирующая российская экономика. Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэкономические показатели достигались не столько благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года характеризовалась безыдейностью и безынициативностью, следовала псевдолиберальным рецептам международных финансовых организаций.

Да и сегодня макроэкономическая политика государства формируется на основе догм Вашингтонского консенсуса, а попытки запустить институты развития, простимулировать инвестиционную и инновационную активность, решить перезревшие социальные проблемы остаются недостаточными для преодоления сложившихся тенденций деградации[1]. Без адекватных усилий в ближайшие годы со стороны государства объявленная Стратегия останется благим пожеланием.

4.2. Концепция Правительства.

Для реализации заявленной президентом стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. При этом представляется три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный. Хотя и инновационный и энергносырьевой сценарии обеспечивают удвоение ВВП за прогнозный период, прирост ВВП по инновационному сценарию выше на 21%. При этом прирост инвестиций по инновационному сценарию выше, чем по энергосырьевому, на 59%, и составляет 270% — это более чем вдвое превышает прирост ВВП.

Табл. 1 Основные макроэкономические показатели сценариев развития (темпы прироста, %)

 

Варианты развития

Среднегодовые значения

2006

2008-2012

2013-2017

2018-2020

2007-2020, %

ВВП

3

6,7

6,1

6,6

6,4

123

2

6,0

5,5

4,7

102

1

4,5

3,3

3,1

61

Реальные располагаемые доходы населения

3

10,2

8,3

7,2

6,7

156

2

8,1

5,7

4,7

123

1

6,8

4,3

3,7

91

Розничный

товарооборот

3

13,9

8,7

6,5

6,3

150

2

8,6

5,3

4,5

124

1

6,7

4,4

3,7

91

Инвестиции

3

13,7

11

10,7

9,6

270

2

10,9

8,8

6,6

211

1

5,6

4,2

4,1

83

Экспорт,

млрд. долл.

3

303,9

348

439

564

60

2

347

433

538

51

1

331

377

437

21

Импорт,

млрд. долл.

3

164,7

340

503

669

195

2

342

484

603

163

1

316

376

446

92

Инфляция

3

9

5,6

4,5

3,3

 

2

6,2

4,8

3,4

 

1

7,5

6,1

4,0

 

Энергоемкость

3

-2,8

-3,6

-3,9

-3,7

 

2

-3,4

-2,8

-2,2

 

1

-2,8

-1,7

-1,6

 

Электро-емкость

3

-2,4

-2,1

-2,3

-2,70

 

2

-1,9

-1,3

-1,3

 

1

-1,6

-0,7

-0,4

 

Производительность труда

3

6,2

6,3

7,5

7,1

 

2

6,2

6,5

5,8

 

1

4,8

4,3

3,9

 

 

Как видим, разработчики Концепции планирует почти четырехкратный рост инвестиционной активности. И это соответствует нашим оценкам недоиспользования имеющегося инвестиционного потенциала вследствие как двукратной заниженности нормы накопления относительно нормы сбережения, так и колоссального кумулятивного вывоза капитала, оцениваемого почти в триллион долларов за период реформ.

По всем трем сценариям предполагается повышение эффективности экономики. При этом по инновационному сценарию энергоемкость и электроемкость ВВП сокращаются соответственно на 39% и на 27%, а производительность труда возрастает на 138%, что существенно ниже ориентира, поставленного президентом. В результате темпы экономического роста по инновационному сценарию лишь немного отличаются от энергосырьевого (рис.1) — разработчики Концепции явно недооцениваются возможности инновационного развития, связанные с освоением прорывных технологий. В этом состоит их первый методологический просчет.

Рис. 1 Темпы экономического роста

Второй методологический просчет Концепции связан с гипотезой об опережающем росте импорта и снижением сальдо торгового баланса до отрицательных значений с середины прогнозного периода по всем трем сценариям. При этом по инновационному сценарию импорт увеличится почти вдвое, а экспорт вырастет всего лишь на 60%. Предполагается, что дефицит торгового баланса будет покрываться за счет иностранных инвестиций, чистый приток которых, по мнению разработчиков концепции, возрастет с 50 млрд. долларов США в 2010 году до 180 млрд. долларов США в 2020 году благодаря улучшению инвестиционного климата.

В этой гипотезе также прослеживается определенная инерционная составляющая, исходящая из продолжения сложившейся тенденции опережающего роста импорта вследствие повышения реального обменного курса рубля. При всей правдоподобности этой гипотезы она не учитывает возможности повышения конкурентоспособности российской экономики вследствие перехода на инновационный путь развития. Закладываемый в Концепции прогноз семикратного повышения экспорта машиностроения лишь частично отражает эти возможности. Не меньшие возможности заключаются в опережающем росте объема услуг инновационного сектора, расширении международных кооперационных связей в наукоемкой промышленности, а также в импортозамещении как потребительских, так и инвестиционных товаров, доля импорта которых сегодня составляет более половины внутреннего потребления.

Третий методологический просчет Концепции связан с традиционным для сложившейся практики макроэкономического прогнозирования переносом эффекта инновационного развития на вторую половину прогнозного периода. Это откладывание положительного эффекта опережающего роста инвестиционных и инновационных расходов может найти, конечно, теоретическое обоснование в наличии временных лагов между внедрением новой техники и получением экономического эффекта. За последние три года государство уже существенно увеличило расходы на эти цели и вправе рассчитывать на отдачу. Внутренние затраты на исследования и разработки поднялись до 3,5-4% ВВП (2006 год — 1 % ВВП), то уже за счет этого прирост ВВП должен составить более 2% ВВП. А если мы предположим, что расходы на НИОКР — это не пустые затраты человеческого труда, а дадут эффект в виде роста объемов и эффективности производства, то прирост ВВП должен составить хотя бы 3%.

Ограничение годового прироста ВВП за счет инновационного сектора до 0,4% в первую трехлетку прогнозного периода и до 1,9% в последующую пятилетку означает, что разработчики Концепции откладывают выход на параметры инновационного развития на конец прогнозного периода. Между тем повышать расходы на НИОКР до уровня развитых стран нужно именно сейчас — пока еще сохраняется возможность реанимации значительной части научно-технического потенциала страны. Через пять лет будет поздно — старение и сокращение численности ученых, износ основных фондов давно превысили критический уровень. Откладывание массированного наращивания расходов на НИОКР приведет к необратимой утрате значительной части сохраняющихся еще заделов по разработке новых технологий вместе с деградацией владеющих ими организаций.

Указанные методологические просчеты объясняют парадоксальное падение темпов экономического роста в инновационном сценарии в первый прогнозный период с 6,7% до 6,1% прироста ВВП. И хотя они затем возрастают до 6,6% ВВП, в течение всего прогнозного периода они остаются ниже уровня прошлых лет, когда экономика развивалась по квазиинерционному энергосырьевому сценарию. И в дальнейшем, различия в темпах экономического роста по инновационному и энергосырьевому сценарию различаются несущественно — в пределах 0,1% прироста ВВП. Лишь к концу прогнозного периода темпы экономического роста по инновационному сценарию окажутся выше энергосырьевого на 1,7% прироста ВВП, оставаясь ниже нынешнего уровня. Заметим, что та же динамика характеризует темпы прироста производительности труда — они мало различаются по инновационному и энергосырьевому сценариям. Реальные доходы населения падают по всем трем сценариям, включая инновационный.

Незначительность различий в темпах экономического роста между инновационным и энергосырьевым сценариями связана с занижением возможностей роста производства при переходе на инновационный путь развития.

Между тем основная методологическая проблема заключается как раз в моделировании перехода экономики с одной (инерционной) траектории развития на другую (инновационную), что предполагает качественное изменение зависимостей между переменными модели. Стандартными эконометрическими методами это сделать невозможно — они могут дать относительно достоверное описание лишь инерционной траектории, экстраполируя сложившиеся тренды последних 15-ти лет. Именно такой результат мы и видим по представленным в Концепции сценариям: если энергосырьевой вариант и инновационный вариант по капиталоемкости примерно одинаковы, то получаются и близкие траектории макроэкономических показателей. На самом деле различия должны быть гораздо больше, но для их прогнозирования нужно уметь моделировать изменение зависимостей между переменными при переходе от одного сценария к другому.

Заключение.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование экономики является реакцией на трудности и противоречия в социально-экономическом развитии. Поэтому уровень развития и формы регулирования в разных странах различные.

Существует несколько концепций роли государства в рыночной экономике: концепции классиков, неоконсерваторов, кейнсианская концепция, концепция всеобъемлющего государственного планирования Маркса, каждая из которых по своему оценивает роль государства – от невмешательства в рыночную экономику до полного подчинения экономики государству.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях: общих и экономических.

Важным элементом ГРЭ является дерево целей, постоянно изменяющееся в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.

Государство осуществляет экономическую политику при помощи административных и экономических средств и методов.

Существуют определенные границы эффективности ГРЭ, но несмотря на это оно продолжает развиваться и позволяет разрешать или смягчать многие серьезные проблемы, возникающие в рыночной экономике.  

Констатация задач и определение параметров — необходимое, но не достаточное условие достижения поставленных целей. Не менее важно правильно спланировать меры экономической политики, своевременно сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях, добиться их эффективного использования. В отличие от либеральной политики, реализация которой не требует особой квалификации исполнителей, успешная политика развития — это сложная управленческая работа, требующая знания механизмов развития современной экономики и умения их использовать в выстраивании сложных экономических структур.

Иными словами, план политики развития должен отвечать не только на вопрос, что делать, но и на вопрос, как делать. К сожалению, на последний вопрос четкого ответа в Концепции не содержится. Более того, она содержит внутренние противоречия и ограничения, без устранения которых достижение поставленных целей невозможно.

Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста. Его основным источником должен стать НТП.

Как правильно констатируется в Концепции, «новая технологическая волна, на основе нано- и биотехнологий, и динамичный рост мирового рынка высокотехнологичных товаров и услуг открывают перед Россией и новые возможности для технологического прорыва, и создают новые вызовы…Российский экспорт этой продукции должен вырасти на 15-20% в год и выйти на рубеже 2020 года на уровень не ниже 80-100 млрд. долларов США (около 1% мирового рынка по сравнению с 0,2% в настоящее время)».

Столь масштабные изменения структуры экономики и стиля поведения ее субъектов не могут не привести к существенному изменению зависимостей между факторами и результатами производства. Тем более что ценность ключевого фактора — рабочей силы должна возрасти пятикратно: «среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год — 391 доллара США)». Разработчики Концепции планируют вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития и захватить лидирующие позиции на ряде ключевых направлений роста глобальной экономики.

Выполнение столь амбициозных планов требует экстраординарных усилий, выходящих далеко за пределы нынешней вялой и внутренне противоречивой политики. В Концепции говорится о формировании национальной инновационной системы и мощного высокотехнологического комплекса, о диверсификации экономики и создании условий для реализации творческого потенциала личности. Ставятся задачи достижения мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, построения эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.

Для достижения этих задач у государства есть ограниченный набор инструментов: бюджет и налоги, денежное предложение, регулирование цен и внешнеэкономической деятельности, антимонопольная политика, госпредприятия. На основе их использования государство может формировать свою политику развития в расчете на правильную реакцию институтов рыночной самоорганизации. Если в отношении последних Концепция ограничивается туманными рассуждениями, смысл которых не всегда понятен, то планы использования перечисленных инструментов государственной политики представлены достаточно четко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Пашковский В.С. Особенности инфляционных процессов в России и возможности их преодоления / В.С. Пашковский // Бизнес и банки. – 2000. - №13. – С.1-12.

2. Рогова О. Итоги десятилетия либерализации / О. Рогова // Экономист. – 2001. - №4. – С.59-65.

3. Сажина М.А. Экономическая теория. Учебник для вузов/ М.А Сажина, Г.Г. Чибриков.– М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 456 с.

4. Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка./ Ю.Сизов // Вопросы экономики.- 2003- № 7.- С. 26-31

5. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник./Л.С.Тарасевич, П.И., Гребенников, А.И Леусский.- М.: ЮРАЙТ.- 2003.- 650 с.

6. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007.

8. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2001

9. Петров Ю., .Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской России // РЭЖ 7-8, 2006

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007

11. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.; Львов Д.С. Путь в 21 век. - М.Экономика 1999; Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005.; Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом.- М. Наука, 2003

12. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие/Столяров И.И. – М.: Дело, 2001

13. Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999 – 816 с,

14. Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина,  А.И. Добрынина,  Г.П. Журавлевой,  Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с

15. Экономическая теория: Учебник/Под ред. И.П. Николаевой – М.: «Проспект», - 2000. – 448 с

16. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. – 735 с

17. Курс экономической теории: учебник/Под ред.проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2002 г. – 832 с

18. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; ММГУ им. М.В. Ломоносова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2001

19. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук и проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с

20. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в четырех томах).  Гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: «Советская энциклопедия», 1975. – т.2. – 560 с

21. Экономическая теория: Учебник для вузов/Ховард К., Эриашвили Н.Д., Никитин А.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 398 с

22. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. ССПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997. – 480 с.: ил

23. Экономическая теория: Учебник/Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 725 с

24. Статья из периодической печати: Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором// Вопросы Экономики. 2001г. №4. С.4-31

 

 



Информация о работе Функции государства в современной рыночной экономике