Формирование и дифференциация доходов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие доход, его виды и классификации………………………...4
1. Виды дохода…………………………………………………………….5
2. Классификация доходов населения……………………………………6
3. Показатели дохода……………………………………...………………8
4. Классификация доходов по субъектам экономических отношений 11
Глава 2. Формирование доходов населения………………………………...12
2.1 Заработная плата………………………………………………………14
2.1.1 Функции заработной платы………………………………………….16
2.1.2 Государственное регулирование заработной платы……………….18
2.1.3 Минимальная заработная плата……………………………………..20
2.2 Доход населения в настоящее время………………………………….22
Глава 3. Дифференциация доходов………………………………………….23
3.1 Причины неравенства доходов населения……………………………..23
3.2 Кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………….24
3.3 Способы снижения дифференциации государством………………….26
3.4 Государственная политика доходов……………………………………27
Глава 4. Доходы населения в России………………………………………...31
4.1 Заработная плата в России……………………………………………...34
4.2 Дифференциация доходов в России……………………………………37
Приложение. Статистика доходов, прожиточного минимума и заработной платы…………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 742.00 Кб (Скачать документ)

    Производственно-долевая  функция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентно способность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предполагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда, личного вклада работника. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1.2 Государственное регулирование заработной платы.

 

    Реформы 90–х годов показали неэффективность  либеральных методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства из экономики. Переход от социалистической модели экономики к капиталистической без государственного управления  невозможен, потому что одна модель не содержит элементов другой модели.  Поэтому усиленное вмешательство государства необходимо во всех сферах социально-экономической жизни, не исключая и оплаты труда. 

    Усиление  государственного регулирования оплаты труда может осуществиться только путём вмешательства государства в преобразование сложившейся в советское время системы в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях.   В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда.  Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы.  Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях.  Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки.  В развитых странах  этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

    В современной рыночной экономике  предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат.  Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

    Итак, исходя из всего вышесказанного, можно  установить три направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.

    Первое  – это активное блокирующее вмешательство  государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

    Второе  – это содействие государства  выполнению заработной платой стимулирующей функции.

    Третье  направление состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения денежной заработной платы и цен.  
 

2.1.3 Минимальная заработная плата.

 

    Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение гарантированного минимума оплаты труда.

    Минимальная заработная плата – это социальная норма, она представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Она устанавливается государственными законами.  Основными критериями минимума заработной платы являются:

  • потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;
  • факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

    Введение  минимума заработной платы преследовало насколько целей. 1) устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников;

2) повышение самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда;

3) поддержка социальной политики в области перераспределения  национального дохода.

    Системы минимальной заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

    ð защита социально уязвимых групп населения, которые имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;

    ð установление справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);

    ð установление базы структуры заработной платы;

    ðустановление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.

    Две первые системы связаны с установлением  минимума заработной платы по отдельным отраслям и профессиям, а две  другие – системы общего применения.  По своей сути минимальная заработная плата – это обеспечение суммы жизненных средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы. В этом случае заработная плата обеспечивает только воспроизводственную функцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Доход населения  в настоящее время 

Как гласит РИА Новости, Прайм-ТАСС от 28 января 2009г. - реальные располагаемые денежные доходы населения за 2008 год повысились на 2,7%.

«Реальные располагаемые денежные доходы населения, рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен, за 2008 год повысились на 2,7%. Как заявил вчера Росстат, реальные доходы в декабре 2008 года повысились на 29,4% по сравнению с ноябрем 2008 года, однако снизились на 11,6% по сравнению с декабрем 2007 года. Среднедушевые доходы в декабре 2008 года составляли 20 587 рублей, что на 4,4% выше уровня декабря 2007 года и на 32,5% выше уровня ноября 2008 года. Среднемесячная номинальная зарплата в декабре 2008 года составила 20 238 рублей, что выше на 8,1% по сравнению с декабрем 2007 года. Реальная зарплата в декабре 2008 года повысилась на 14,2% по сравнению с уровнем ноября 2008 года, однако снизилась на 4,6% по сравнению с уровнем декабря 2007 года.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Дифференциация доходов

3.1 Причины неравенства доходов населения  

    Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях  благосостояния граждан, уровне их богатства. Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов.

    Люди  получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или  предоставляют находящиеся в  их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной являются специфические факторы, способствующие этому неравенству:

    1. Различия в способностях. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности.
    2. Образование и обучение. Люди существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а следовательно, и по своим возможностям зарабатывать. Отчасти эти различия являются результатом свободного выбора.
    3. Профессиональные вкусы и риск. У людей различные «профессиональные» вкусы и готовность рисковать.
    4. Владение собственностью. Между лицами, владеющими собственностью, а следовательно, и получающими от нее доход, существует значительное неравенство.
    5. Господство на рынке.  Способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах, безусловно, является главным фактором, определяющим неравенство доходов.
    6. Удача, связи, несчастья и дискриминация.
 

3.2 Кривая Лоренца и коэффициент Джини 

      Неравенство доходов характерно для всех экономических  систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. При переходе от административно-командной  к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Рис. 1. Кривая Лоренца 

     Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране

( рис.1).

     Абсолютное  неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного - единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.

     В реальности фактическое распределение  дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.

     Если  площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

;

    где G – показатель, измеряющий  степень неравенства в доходах.

Этот  показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Способы снижения  дифференциации государством

Мероприятия государства по смягчению резкой дифференциации в доходах населения:

  1. Государство осуществляет трансфертные выплаты, распределяет продукты и услуги, а также проводятся государственные программы по стабилизации доходов.
  2. Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании новых членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья.

Информация о работе Формирование и дифференциация доходов в России