Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 03:50, курсовая работа
Цель работы: оптимизация производства при повышении качества предлагаемых населению услуг, так как рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей. В соответствие с поставленной целью были решены следующие задачи:
- раскрытие общей характеристики
- систематизация видов монополий
- формулирование понятий монополии и естественной монополии
- изучение причин существования монополий
- рассмотрение истории возникновения и развития монополий в России
- представление условий возникновения естественных монополий
- рассмотрение проблемы регулирования естественной монополии
- доказательство влияния регулирующих факторов на естественные монополии
- изучение регулирования нормы доходности и регулирование монополий посредствам импортных квот
- объяснение роли естественных монополий в экономике России
Введение……………………………………………………………………………...........3
1.Общая характеристика монополий……………………………………………….4
1.Определение монополии……………………………………………………….4
2.Виды монополий, их признаки. Существование монополий………………..6
2.Естественные монополии………………………………………………………….12
2.1. Понятие естественной монополии………………………………………..........12
2.2.Возникновение и развитие монополий в России………………………………13
2.3. Естественные монополии в Экономике России……………………………….15
3. Влияние регулирующих факторов на естественные монополии……………….19
3.1 Естественная монополия и ее регулирование. Появление естественной монополии…………………………………………………………………………….19
3.2. Проблема регулирования естественной монополии…………………………..22
3.3. Регулирование нормы доходности……………………………………………..22
3.4. Регулирование монополии посредством импортных квот…………………...25
3.5. система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления ……………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы ……………………………………...…………33
3.4 Регулирование монополии посредством импортных квот
Известно,
что ограничение импорта
Рис. 3.4 Влияние импортных квот на монополиста
На рис.3.4 -это кривая спроса монополиста, действующего на внутреннем рынке, - кривая его предельных издержек, - кривая предложения импорта на внутреннем рынке, являющаяся, согласно принимаемой нами предпосылке, совершенно эластичной при уровне цены . Поскольку при наличии конкуренции со стороны импорта монополист не может запросить цену выше , он будет продавать выпуск, равный (при ), а остальную часть спроса по данной цене будет покрывать импорт в размере
Предположим
теперь, что вводится ограничение
на импорт в виде квоты в размере
. В этой ситуации монополист сталкивается
с кривой спроса
полученной в результате параллельного
сдвига кривой
влево на величину квоты. Кривой
соответствует кривая предельного
дохода
. Теперь выпуск отечественного монополиста,
максимизирующий его прибыль, составит
, при
. Назначаемая монополистом цена,
согласно кривой спроса
, составит
. Как мы видим, в точке нового оптимального
выбора монополист производит меньший
выпуск, чем до введения квоты, получая
при этом большую прибыль, чем раньше.
( Графически видно, что площадь фигуры
, представляющей прибыль монополиста
до введения квоты, меньше площади фигуры
, представляющей прибыль монополиста
после введения квоты: ведь потеря прибыли
в размере площади
более чем компенсируется ее приростом
в размере прямоугольника
). Таким образом, монополисту введение
квоты выгодно, несмотря на то, что она
не меняет размеров импорта.
3.5
Система государственного
регулирования естественных
Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.
Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Госдуму.
Первое
чтение Закона в Госдуме (январь 1995
г.) не вызвало продолжительных
В
начале февраля в Госдуму поступило
письмо Президента РФ, в котором
предлагалось приостановить рассмотрение
проекта Закона и наряду с другими
содержалось обвинение в
В апреле Госдума приняла Закон, и он был отправлен на подпись Президенту. В мае Президент, сославшись на наличие в нем противоречий с действующим законодательством, наложил вето на Закон в новой редакции и вернул его в Госдуму. В июне-июле работала согласительная комиссия Госдумы и президентского аппарата. После этого Госдума практически без обсуждения приняла Закон в новой редакции и 17 августа Президент подписал Закон. Это стало возможным благодаря широкой летней кампании, которую развернули средства массовой информации против злоупотреблений, допускаемых естественными монополиями. Особое внимание обращалось на финансовые показатели газовой промышленности, возможность улучшить состояние госбюджета в результате увеличения налогообложения РАО «Газпром» и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда и т.п.
По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.
Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.
Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов, как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.
В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не могли быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.
К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.
Тем не менее, даже в электроэнергетике до 1995 г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества, где начали доминировать отраслевые интересы. При этом федеральное правительство, сохранив контрольные пакеты акций в своих руках, недостаточно активно включилось в механизм корпоративно-акционерного управления.
Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути квазиорганы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.
Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий - естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).
К январю 1996 г. были приняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.
Как уже отмечалось, в первой половине 1996 г. в отраслях - естественных монополиях (электроэнергетика, газовая промышленность, нефтепроводный транспорт, железнодорожный транспорт, отрасли связи) рост цен несколько замедлился по сравнению с предшествующими годами реформы. Это в значительной мере объясняется популистской политикой перед президентскими выборами, что подтверждается обострением проблемы неплатежей в связи с принятием правительственного постановления, запрещающего отключение потребителей энергоресурсов до середины мая 1996 г. Кроме того, под давлением МВФ постановлением правительства от 21 марта 1996 года были ликвидированы внебюджетные фонды в отраслях ТЭК и от 1 апреля - стабилизационный фонд РАО «Газпром», тем самым «Газпром» был лишен основных налоговых льгот.
Однако и после выборов был предпринят ряд мер по жесткому ограничению роста цен естественных монополий. Так Указом Президента от 17 октября 1996 г. цены на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка, были снижены на 10 %; Постановлением Правительства от 3 апреля 1997 г. из состава себестоимости производства энергии были исключены целевые инвестиционные фонды.
Уже сейчас видно, что процесс формирования органов регулирования будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать соответствующие полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые могли бы выполнять подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности в организациях, которые должны подвергаться регулированию.
Поэтому на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.
Таким
образом, в области создания законодательной
и институциональной основы регулирования
естественных монополий были предприняты
некоторые важные и необходимые
меры, но многое еще предстоит сделать
как в отношении построения эффективной
системы регулирования, так и с точки
зрения реструктурирования отраслей,
что позволит сформировать более компактную
и управляемую сферу регулирования.
Заключение
Монополии возникают и развиваются по определенным законам, в том числе и естественные. Изучены и методы регулирования. Главная задача любого монополиста получение прибыли и сверхприбыли, при этом интересы потребителя не всегда учитываются. Рыночная экономика России (со всеми ее составляющими (в т.ч. естественные монополии)) находится на этапе становления. Методы регулирования естественных монополий в России еще не совершенны. Еще предстоит огромная работа в плане оптимизации рыночной экономики.
Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.