Денежно-кредитная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:47, реферат

Описание

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики………………………..2
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики раз личными экономическими школами………………………………………………………4
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России……...…….12
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику…………...……….12
2.2 Особенности российской банковской системы……………………………..13
2.3 Особенности послекризисной денежно-кредитной политики……....…….15
Заключение………………………………………………………………………...18
Список литеартуры…………………………………………………………….....19

Работа состоит из  1 файл

Эконом теор.docx

— 46.42 Кб (Скачать документ)

Введение

1. Теоретические  основы денежно-кредитной политики………………………..2

1.1 Представления  о денежно-кредитном регулировании  экономики раз личными экономическими  школами………………………………………………………4

2. Денежно-кредитная  политика в переходной экономике  России……...…….12

2.1 Факторы,  влияющие на денежно-кредитную  политику…………...……….12

2.2 Особенности российской банковской  системы……………………………..13

2.3 Особенности послекризисной денежно-кредитной политики……....…….15

Заключение………………………………………………………………………...18

Список литеартуры…………………………………………………………….....19

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной  рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных  рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Рынок — это не экономическая система  в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических  субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался  вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются  на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических  систем, кроме смешанных, не существует.

Финансовые  и кредитные методы государственного регулирования экономики при  их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается “совокупность  мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия” [2, c. 202]. Рассмотрению теории и практики кредитно- денежной политики в России и посвящена данная работа.

Из  приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она  теснейшим образом связана с  прочими регулирующими функциями  государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства  и т.д.).

Актуальность  рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством: противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики в России[3. c 357].

1. Теоретические  основы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика в настоящее  время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических  представлениях ученых-экономистов  о роли денег в экономике и  их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных  теориях деньги все чаще рассматриваются  как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала  важнейшей частью макроанализа.

Теория  денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий  воздействие денег и денежно-кредитной  политики на состояние экономики в целом.

Проблема  государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела  практического значения вплоть до 30-х  гг. XX в., пока экономику ведущих стран  Европы и Северной Америки не поразил  разрушительный кризис[3. C. 591].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Представления о денежно-кредитном  регулировании экономики различными  экономическими школами

 

Неоклассическая школа

Экономисты  классической (неоклассической) школы  последней трети XIX — начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного  государственного вмешательства в  экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными  мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в  долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию  стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег  и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать  влияние лишь на уровень внутренних цен.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение  номинального количества денег вызовет  лишь пропорциональное изменение абсолютного  уровня цен. Поэтому они делали вывод  о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение основные положения  неоклассической теории, которая  фактически исключала возможность  затяжных кризисов и вынужденной  безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных  интервалах, оказалась неспособной  разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства  США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину[11, c. 24-26].

Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

Наиболее  известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику  стала кит а Дж. Кей-нса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние  равенства совокупного спроса и  совокупного предложения, при котором  фактический выпуск продукции оказывается  гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие  от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку  равновесия в условиях неполной занятости  Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса3.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному  спросу. Колебания в инвестициях  вследствие действия эффекта мультипликатора  вызовут большие изменения в  производстве и занятости. Среди  важнейших факторов, определяющих уровень  инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.

Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она  повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет  продать с выгодой и по более  высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий  активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный  спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что  приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к  ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный  спрос на деньги растет.

Согласно  трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

Функциональную  зависимость спроса на деньги можно  определить следующим образом: номинальный  спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной  процентной ставки.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать  воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и  обеспечивая экономический рост.

Однако  Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

"Ловушка  ликвидности" означает, что процентная  ставка находится на достаточно  низком уровне и изменение  ее возможно только в сторону  увеличения. В этих условиях владельцы  денег не будут стремиться  к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.

Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

Исследовав  каналы, по которым фискальная и  денежно-кредитная политика правительства  воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения"5. При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов[4, c.124-125 ].

Информация о работе Денежно-кредитная политика в России