Денежно-кредитная политика и особенности ее осуществления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ, особенности и проблемы ее реализации на современном этапе, также значение денежно – кредитной политики в успешном развитии экономики страны. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструменты, методы, направления денежно-кредитной политики.
Задачи работы заключаются в том, чтобы:
1. Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Ц

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Основы денежно-кредитной политики………………………………………6
1.1 Содержание и цели денежно-кредитной политики……….…………………..6
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики……...……………...10
1.3 Типы денежно-кредитной политики и ее эффективность…………………...20
2. Денежно-кредитная политика в России……………………………………26
2.1 Особенности осуществления денежно-кредитной политики в трансформационной экономике России…………………………………………..26
2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики в России…..………..29
2.3 Значение и перспективы денежно-кредитной политики в развитии экономики России…………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложение…………………………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

     Проведенный анализ позволяет выделить следующие  недостатки существующей денежно –  кредитной политики России:

  • Денежно – кредитная политика и структурная политика существуют независимо друг от друга;
  • Концентрация усилий Банка России на валютной политике в ущерб всем остальным составляющим денежно – кредитного регулирования не только не способствует укреплению покупательной способности национальной денежной единицы, но и в значительной степени провоцирует тотальную долларизацию экономики России;
  • Отсутствует адекватная оценка необходимого и достаточного объема денежной массы для устойчивого развития экономики страны;
  • Ориентация осуществляемой денежно – кредитной политики исключительно на макропоказатели и конкретно – на объем денежной массы в условиях нестабильной экономики не дает адекватного представления о происходящих экономических процессах.

     В сложившейся ситуации необходимо определить некоторые резервы активизации денежно – кредитной политики. Во–первых, выбор системных целей, их ранжирование по приоритетности, определение потенциальных возможностей на каждом данном этапе развития должны быть дополнены системой программ, достаточно жестко увязанных организационно, сбалансированных по источникам финансирования и их субъектам. Во-вторых, особое место в системе подобных мер могут занять программы социальные, через которые должна реализоваться основная часть ресурсов, привлекаемых от населения. Важно соединить интересы реализации избранных целей государства с особой социальной природой мобилизуемых средств населения. Подобная социальная взаимосвязь уже сама по себе может выступать самостоятельным резервом роста эффективности денежно – кредитной политики. В-третьих, использование  международного опыта и тенденций развития финансово – кредитной сферы должно сопровождаться обязательной проверкой их по принципу соответствия места и времени, особенностям этапа развития нашей страны и общества. Все используемые мировые технологии и схемы должны быть адаптированы в соответствии с конкретными текущими потребностями страны.[23]

     Приоритетной  целью денежно – кредитной  политики в современной России должно являться достижение устойчивого экономического роста посредством использования инструментов денежно-кредитной политики Банка России.

     Основой развития и надежного, устойчивого  функционирования банковской системы  является формирование гибкого механизма  денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

     При проведении денежно-кредитной политики нет возможности контролировать и управлять поведением всей совокупности целевых переменных. Выбирается определенный набор промежуточных и оперативных целей денежно-кредитной политики.

     Таким образом, комплекс мер, реализуемых Центральным Банком РФ в рамках денежно-кредитной политики должен сдерживать существующие негативные тенденции, чем способствовать экономическому развитию государства. 
 

2.3  Значение денежно-кредитной политики в развитии экономики России.

     Последние годы отличаются устойчивыми темпами  экономического роста, достаточно высоким уровнем инвестиционной активности организаций. Темпы роста реальных денежных доходов населения относятся к числу наиболее динамично растущих показателей. Сальдо счета текущих операций платежного баланса России сохраняет большую положительную величину, международные резервные активы продолжают увеличиваться, условия внешней торговли остаются в целом достаточно благоприятными, эффективность экспортных операций является по-прежнему удовлетворительной. Важную роль в этих процессах играет проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса.

     Определяя целевые параметры денежно-кредитной  политики, Банк России принимает во внимание различные возможные условия  дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, как показывает практика прошедших лет, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. В силу этих причин и итоги экономического развития складываются иначе. Превышение целевых ориентиров по инфляции в значительной мере было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики. К их числу относится не только существенное увеличение цен на энергоресурсы, но и заметный рост цен на платные услуги населению, особенно административно регулируемые, а также и на отдельные товары вследствие несбалансированности спроса и предложения. Тем не менее, снижение инфляции достигается, хотя и не в установленных пределах (несмотря на существенный рост денежной массы).

     Одна  из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной  денежно-кредитной политики, главная  цель которой состоит в последовательном снижении инфляции и поддержании ее на низком уровне. Это является важным фактором сохранения финансовой стабильности, формирования позитивных ожиданий, повышения уровня жизни населения и расширения спроса на производимую продукцию и услуги, что определяет базовые макроэкономические условия для высоких темпов экономического роста.

       Стабильная национальная валюта - важная предпосылка устойчивого  развития экономики и повышения  доверия к проводимой экономической  политике. Как представляется, успешное  достижение этих целей и есть  основной вклад денежно-кредитной политики в поддержание устойчивого экономического роста[21].

     Важную  роль в ограничении роста цен  играет курсовая политика Банка России, который исходит из того, что радикальные  изменения в формах и методах  проведения денежно-кредитной политики нецелесообразны. Он будет стремиться к постепенному отказу от управления динамикой обменного курса рубля, т. е. к использованию режима его свободного плавания.

     Каким образом может повлиять на сдерживание  инфляции смещение акцента в денежно-кредитной политике в сторону регулирования процентных ставок. В настоящее время большинство центральных банков проводит свою денежно-кредитную политикана основе регулирования процентных ставок, т. е. определяет цену денег в экономике. Банк России также исходит из того, что основным ориентиром в развитии системы инструментов его денежно-кредитной политики должно быть постепенное увеличение значения процентной ставки. Уже сейчас банк начинает проводить более активную процентную политику.

     Кроме того, необходимость присутствия на валютном рынке существенно лимитирует возможности Банка России по использованию процентной политики для достижения стоящих перед ним целей. При свободном движении капитала решающим условием для начала полноценного использования процентной ставки как основы процесса принятия решений в области денежно-кредитной политики должен стать переход к режиму плавающего валютного курса.

     Эффективность того или иного метода регулирования  ликвидности, в том числе и  процентной политики, зависит от складывающегося в определенный период способа формирования денежного предложения.

     В последнее время механизм создания денег Центральным банком характеризуется  тем, что рубли поступают в  банковскую систему в основном в  результате покупки иностранной  валюты Банком России. Большой приток ликвидности в экономику делает спрос коммерческих банков на кредиты Центрального банка незначительным. Такой механизм прироста денежной базы сформировался в условиях сохраняющихся в течение нескольких лет высоких цен на энергетические ресурсы и относительно низкого уровня процентных ставок на мировых рынках.

     При принятии решений в области процентных ставок Банк России ориентируется не только на состояние российской денежной сферы, но исходит также из необходимости  учета в своей политике изменения процентного дифференциала между ставками на российском и мировом рынках.

     В то же время нельзя не отметить, что  существенное воздействие на процесс  создания денег оказывает и политика коммерческих банков. Быстрыми темпами  увеличиваются кредиты, предоставляемые банками частному сектору.

     Возможности расширения рефинансирования кредитных  организаций Банком России связаны  с переходом к плавающему валютному курсу. В этих условиях присутствие Центрального банка на валютном рынке станет минимальным, а прирост денежной базы будет происходить в основном за счет внутренних источников, т. е. в результате увеличения задолженности коммерческих банков Центральному банку.

     В настоящее время Банк России проводит политику управляемого плавающего обменного  курса рубля. Проведение этой политики позволило снизить риски негативных влияний колебаний внешних факторов конъюнктурного характера на российскую экономику.

     Банк  России, обеспечивая плавную динамику валютного курса и предотвращая чрезмерное укрепление реального эффективного курса рубля, успешно решает задачи поддержания макроэкономической стабильности, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и международном рынках.

     В среднесрочной перспективе сохраняются  фундаментальные предпосылки укрепления рубля. Постепенный переход к использованию более гибкого режима обменного курса с тем, чтобы защитить экономику от последствий возможных масштабных перетоков капитала, будет сопряжен с укреплением национальной валюты. При высокой степени гибкости номинального обменного курса его отрыв от паритета покупательной способности будет стремиться к сокращению[24].

     При разработке своей денежно-кредитной  политики мы, конечно, обращаемся к  опыту других центральных банков и видим, что проблемы, стоящие перед центральными банками как органами, ответственными за стабильность национальной валюты, во многом совпадают. Так, в течение ряда лет Банк России проводил политику денежного таргетирования, т. е. формировал свое денежное предложение в соответствии с установленными целевыми параметрами прироста денежной массы. Эффективной эта политика оказалась в период высокой инфляции. Позднее Центральный банк столкнулся с тем, что спрос на деньги - центральный элемент в денежном таргетировании - оказался нестабильным, что затрудняло предвидение результатов проведения политики, основанной на контроле за темпами прироста денежной массы. С проблемой нестабильности спроса на деньги сталкивались и многие другие страны. Сейчас в мире практически не осталось центральных банков, которые строят свою политику исключительно на принципе денежного таргетирования.

     В этой связи интересен опыт Европейского центрального банка, который для  обеспечения целевого уровня инфляции принимает решения на основе анализа  двух групп показателей: общеэкономических индикаторов, определяющих динамику инфляции в краткосрочном и среднесрочном аспектах, и показателей состояния денежной сферы (прежде всего денежной массы), характеризующих уровень инфляции в более длительной перспективе. Определенные элементы такой политики в настоящее время используются и Банком России.

     Многие  центральные банки в мире в  настоящее время проводят свою денежно-кредитную  политику на основе инфляционного таргетирования. Режим инфляционного таргетирования опирается на оценку будущей инфляции, а решения принимаются заблаговременно, с тем, чтобы не допустить в рамках прогнозного горизонта отклонения инфляции от целевых параметров. Как свидетельствует практика, центральные банки, функционирующие в рамках данного режима, как правило, успешно снижают инфляцию и поддерживают ее в рамках целевых параметров. В настоящее время Банком России внимательно изучается опыт центральных, банков, использующих инфляционное таргетирование, и анализируются возможности его применения[25].

     Таким образом, роль денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ в экономике определяется ее важным значением в процессе перераспределения денежных средств между отраслями и сферами рыночной экономики через коммерческие банки; перевода сбережений, прежде всего физических лиц, из непроизводственной в производственную форму; финансирования и кредитования потребностей экономики и населения на неинфляционной основе.

     Центральный Банк РФ разрабатывает денежно-кредитную  политику, прежде всего потому, что  она позволяет регулировать, управлять, рационально организовывать взаимоотношения между финансовыми посредниками и реальной экономикой. 
                                             
Заключение

    Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются:

  • политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;
  • налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее осуществления в России