Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто психологическими, высказывалось убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге провальным.
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики.

Содержание

1 Введение………………………………………………………………………………………..3
2 Монетаризм как основа формирования денежно – кредитной политики в различных странах……………………………………………………………………………………………4
2.1 М. Фридмен – основатель монетаризма……………………………………………………4
2.2 Характеристика основных элементов монетаризма……………………………………….6
3 Основные инструменты денежно – кредитной политики…………………………………...9
3.1 Цели и задачи денежно – кредитной политики……………………………………………9
3.2 Характеристика косвенных элементов денежно – кредитной политики……………….11
3.2.1 Обязательные резервы……………………………………………………………………11
3.2.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………………………………13
3.2.3 Купля – продажа ценных бумаг на рынке………………………………………………15
3.2.4 Некоторые другие методы регулирования денежно – кредитной сферы…………….16
4 Особенности современной монетарной политики России………………………………...19
4.1 Внешние и внутренние условия проведения монетарной политики и обоснование ее целей……………………………………………………………………………………………..19
4.2 Характерные черты денежно-кредитной системы России в 2008 году…………………21
4.3 Об антикризисных мерах правительства России…………………………………………24
5 Заключение……………………………………………………………………………………27
Список используемой литературы ……………………………………………………………28
Приложение А
Приложение Б

Работа состоит из  1 файл

МОЙ курсовик.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

       С другой стороны, ЦБ явно запаздывал с  принятием мер, адекватных новым, все  более сильным внешним и внутренним шокам. На фоне снижающихся, несмотря на ускорение роста цен, ставок рефинансирования в развитых странах спорной выглядит позиция ЦБ России, которой с 19 июня 2007 г. Сохранял ставку рефинансирования в 10%, а с 4 февраля по 14 июля 2008 г. Четыре раза ее повышал на четверть процентного пункта. Нормативы обязательных резервов, установленные с 1 июля 2007 г. В размере 4 – 4,5% (что вдвое выше, чем в еврозоне), в 2008 г. Также четырежды повышались – до 5,5 – 8,5% 1 сентября. И лишь коллапс российских фондового и межбанковского рынка в сентябре – октябре вынудил ЦБ снизить эти нормативы до 1,5 – 4,5% 18 сентября и 0,5% - с 15 октября. Здесь свою роль сыграли значительный отток капитала в августе – октябре и вызванная этим «долларовая» деэмиссия. Не обращая внимания на значительное снижение ставок рефинансирования ФРС, Банк России продолжает предоставлять кредиты по ставке рефинансирования, в несколько раз более высокой.

       Вызывает  недоумение и концентрация потоков  средств, вливаемых в финансовый сектор, в небольшой части банков. Это все равно не обеспечивает оживления межбанковского рынка. Непонятна эффективность размещения бюджетных средств на депозитах в избранных банках, которые в свою очередь, должны кредитовать малые и средние банки. Фактически создается трехуровневая банковская система. Она очевидно неэффективна по сравнению с двухуровневой, в которой ЦБ – не просто контора в Москве. Он имеет разветвленную систему территориальных подразделений, хорошо информированных о финансовом состоянии банков, и развитую платежную систему. Гораздо проще и надёжнее было бы увеличить в аналогичных масштабах рефинансирование Банком России коммерческих банков.

       Еще одна проблема – использование при  выдаче кредитов рейтингов трех западных рейтинговых агентств. Присвоение ими рейтинга предприятию – услуга дорогая. К тому же они занижают рейтинг России, а значит, и российских предприятий. Например, агентство Standard & Poor’s 23 октября 2008 г. Совершенно необоснованно изменило прогноз рейтинга России со стабильного на «негативный». Для сравнения: из европейских стран негативного прогноза S&P удостоились также Исландия, Литва, Румыния, Сербия, Украина, Хорватия, Черногория и Эстония. Комментарии, как говорится, излишни. Особенно очевидна их тенденциозность в условиях глубокого кризиса финансовой системы в США и наличия у РФ огромных международных резервов. Экспертов S&P озаботило, что российские власти начали тратить слишком большие средства из Резервного фонда для преодоления кризиса (для чего он, собственно говоря, и предназначен). Ведь это приводит к снижению валютных резервов (т.е. кредитов российского государства правительствам европейских стран и США). Вывод: Банк России должен использовать рейтинги, устанавливаемые российскими агентствами, а также результаты мониторинга банков и небанковских предприятий, проводимого им самим. Аналогично должна быть перестроена вся система оценки рисков и выполнения банками экономических нормативов. При этом ценные бумаги, выпущенные правительством РФ, а также кредиты и ценные бумаги, им гарантированные, должны иметь максимальный рейтинг, как и бумаги ЦБ. А рейтинг ценных бумаг, выпущенных в США, тогда будет невысоким.

       Монетарная  политика должна обеспечить финансирование инвестиций в развитие высокотехнологичных предприятий, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Тогда и станет возможным переход на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально – экономического развития России до 2020 г., одобренной в основном на заседании правительства РФ 1 октября 2008 г. [5]   

 

        5 Заключение 

       Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения  в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

       Как известно, экономическую политику, проводившуюся в России на первом этапе рыночных реформ в 1992-1993 годах, многие называли монетаристской, что  должно было бы подчеркнуть ее монетарную направленность. Проводившаяся в  то время политика была в известном смысле действительно монетарной, так как она опиралась на либерализацию цен, регулирование денежной массы в обращении, переход к двухуровневой банковской системе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но действия реформаторов в области преобразования централизованного планирования, организационных структур управления, форм и отношений собственности выводили проводимую в тот период политику далеко за пределы чисто монетарной.

       Соответственно  и целевые задачи кредитно-денежной политики обладают своеобразием. Это — стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

       В качестве составных частей и одновременно инструментов государственной кредитно-денежной политики выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.

 

        Список используемой литературы

1    Сайт www.allbest.ru «Милтон Фридмен. Краткое описание биографии»

2   Сайт www.5ballov.ru «Представления о денежно-кредитном регулировании экономики 
различными экономическими школами»

3   Симкина Л. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006       «Монетарная политика государства» гл.12

4  Камаев В. Основы экономической теории: книга. – М.: Москва, 2006 «Монетарная политика государства» с.151     

5   Фетисов Г. Вопросы экономики: журнал. №11, 2008 «Монетарная политика России: цели, инструменты и правила» с.4

6  Маневич В. Е. Институт проблем рынка РАН. Бизнес и банки: журнал. №46 2007 Об «Основных направлениях единой государственной политики на 2008 год» с.24

  
 

 

        Приложение А 

       Оценки  монетарной политики (МП) в зависимости  от приоритетности ее целей и существенности ограничений 

Декларация  ЦБ и Минфином успехов МП Критика оппонентами  ЦБ и Минфина просчетов МП
    • Чистый ввоз частного капитала
    • Большой приток иностранных инвестиций
    • Повышение международных кредитных рейтингов России и ее предприятий
    • Создание «подушки безопасности» в виде золотовалютных резервов (ЗВР)
    • Устойчивость к мировому финансовому кризису
    • Отсутствие банкротств российских банков
    • Большие остатки средств на корсчетах банков в ЦБ
    • Положительное текущее сальдо платежного баланса
    • Рост обрабатывающих производств
    • Низкая реальная ставка рефинансирования, оперативное реагирование ЦБ на дефицит банковской ликвидности в 2007 г. 
  • Огромная утечка капитала (44 млрд долл. В 2007 г.)
  • Преобладание иностранных кредитов над прямыми иностранными инвестициями
  • Образование внешней «долговой ловушки», как перед «азиатским кризисом»
  • Деинвестирование основного капитала
  • Обвалы фондового рынка в 2008 г.
  • Отсутствие «длинных» пассивов у банков
  • Большая величина «неработающих» активов банков
  • Убытки и упущенная выгода от «замораживания» огромных бюджетных средств и вывоза их за рубеж в виде ЗВР
  • Прогнозируемое ЦБ возникновение в 2010 г. Отрицательного сальдо счета текущих операций платежного баланса (ПБ)
  • Опережающий рост импорта
  • Завышенность ставки рефинансирования, неразвитость системы рефинансирования

       Приложение  Б 

       Цели  монетарных властей 

Минфин  и ЦБ Законодательство
  • Последовательное снижение темпов инфляции до 3% (главная, или основная, цель)
  • Сглаживание колебаний валютного курса вокруг тренда
  • Конституция РФ: защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ
  • Согласно Закону «О Банке России», целями его деятельности являются:
    • защита и обеспечение устойчивости рубля;
    • развитие и укрепление банковской системы;
    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства