Ценообразование и цены на продукцию сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:45, реферат

Описание

Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ ЦЕНЫ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ 3
2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ АПК 7
3. СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В АПК 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16

Работа состоит из  1 файл

Ценообразование и цены на продукцию сельского хозяйства.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

      ПЛАН 
 
 

 

       Введение

      Цена  товара является важнейшим элементом  хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России.

      Вместо  поставленных целей ускорения темпов экономического и социального развития, роста интенсивности производства и на этой основе повышения конкурентоспособности продукции было получено снижение примерно в 2 раза объемов производства, падение уровня его интенсивности и резкое ухудшение качества жизни для большинства граждан страны. В связи с этим освоение механизма изменения и регулирования цен в новых условиях имеет для страны жизненно важное значение.

      Сложность заключается в том, что в нашей  стране мировой опыт в области ценообразования плохо освоен и применяется недостаточно квалифицированно. Кроме того, экономика постсоциалистической России представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов в других странах, прошедших длительный эволюционный путь развития рыночного хозяйства. Все это требует более глубокого изучения и развития теории цен, их воздействия на процесс развития производства и, в частности, его интенсификацию, разработки конкретных мер по совершенствованию ценообразования в сложившихся в России условиях.

      Еще большее значение это имеет в  отношении к агропромышленному комплексу (АПК), где из-за специфики отраслей саморегулирование сельскохозяйственного производства и рынка продовольствия посредством свободного колебания цен не оправдывает себя. Поэтому в большинстве высокоразвитых стран государство выступает в качестве ценового регулятора. Это требует глубокого исследования проблемы соотношения рыночного процесса ценообразования и форм его государственного регулирования, их взаимосвязи с экономическим ростом, интенсификацией производства.

      Выход из кризиса страны и эффективное функционирование экономики России целиком будут зависеть от успешности создания конкурентоспособного производства.

1. Роль  цены в производственном процессе

      Развитие  рыночной экономики в значительной степени определяется уровнем, структурой и динамикой рыночных цен. Это связано прежде всего с тем, что цены выступают в качестве составного компонента рыночного механизма, регулирующего ход как всего общественного производства, так и его составляющих: отдельных предприятий, отраслей, регионов. Цена в рыночной экономике не только служит средством информации для производителей, потребителей, поставщиков товаров о состоянии рыночной конъюнктуры, но и выступает как способ оптимизации поведения и принятия решений субъектами рынка, обеспечивающих экономический рост [8.c.79].

      Современная рыночная экономика развивается  тем успешнее, чем полнее мобилизуются и используются в хозяйственной  практике интенсивные факторы экономического роста. Динамика цен предопределяет масштабы инвестиций, качественное совершенствование технической базы производства, т.е. задает темпы интенсификации производства. Цена призвана создать такие рыночные условия, при которых обеспечивался бы выбор инвестиционных товаров и создавалась возможность наращивать производственные потенциалы предприятий.

      Проведя критический анализ существующих концепций  ценообразования, мы пришли к выводу, что цена включает в себя две различные  по своей природе составные части: саму стоимость товара, формируемую  под влиянием производственных факторов, и ту ее денежную часть, которая определяется рыночными факторами. Влияние этих факторов на уровень и динамику цен зависит от реально складывающейся экономической ситуации, в частности, от изменения общественно- необходимых затрат труда, ассортимента производимых товаров : их жизненного цикла, качества и полезных свойств товара, от степени отклонения объема спроса и предложения, т.е. от нарушения рыночного равновесия. Исходя из сказанного, цена - это денежная норма бытия товара, представляющая собой динамичную систему, складывающуюся под влиянием стоимости товара, создаваемого в процeсce производства, и рыночных факторов (спроса и предложения товаров, масштабов государственного и маркетингового регулирования цен, степени монополизации производства, жизненного цикла товара [6.c.49].

      Экономическая сущность цены наиболее полно проявляется  в ее функциях. Рассмотрев целевое назначение функций, мы пришли к выводу о необходимости их уточнения и дополнения. Так, контрольная функция цены, по нашему мнению, может быть объединена с измерительной и учетной, поскольку все они переводят материально-вещественное богатство в стоимостные показатели. Много общего имеет функция цены как средства рационального размещения производства с регулирующей, социальная с распределительной, функция сбалансирования спроса и предложения с регулирующей. Близки по выполняемой золи стимулирующая функция цен и регулирующая. Исходя из этого, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие основные функции цен: учетно-измерительная, регулирующая, распределительная.

      Цена - сложная экономическая категория  не только по своей сути, но и потому, что имеется достаточно большой спектр разнообразных видов цен. Каждая конкретная цена по одним признакам имеет общее с одной группой цен, а по другим характеристикам отличается от них и имеет общее с другими группами. В экономической литературе существует несколько отличающихся друг от друга классификационных характеристик цен. Выделение их видов и подвидов производится, как правило, по отдельно взятым признакам и критериям. С учетом сказанного нами уточнена группировка цен по объектам, по территориям действия, по степени свободы, по целям и подходам к формированию, по срокам действия, по способам возмещения транспортных расходов, по области применения [10.c.84].

      Наиболее  широкое распространение в теории и хозяйственной практике получила концепция цены, основанная на теории стоимости. В соответствии с этой концепцией цены отражают общественно необходимые затраты труда. На ее базе сложилось несколько более частных концепций планового ценообразования: стоимостная, усредненной стоимости, народнохозяйственных издержек, цены производства и условно чистой продукции. Методика установления цены "средние издержки плюс прибыль" очень популярна и в условиях нынешней рыночной экономики.

      Позитивной  стороной стоимостной концепции  является выделение субстанции цены, ее объективной основы. В то же время она страдает односторонностью, а потому не в состоянии объяснить существенное отклонение цен от стоимости товаров в условиях современного рынка [3.c.89].

      Другой  подход к пониманию цены и процесса ценообразования был предложен основоположниками австрийской школы предельной полезности. Данное направление экономической теории в качестве основы рыночной цены рассматривает ценность материальных благ, которая, в свою очередь, определяется из субъективных оценок их полезности и редкости. Микроэкономический анализ полезности в настоящее время сводится к тому, чтобы определить потребительский оптимум на рынке, а на его основе равновесную цену и равновесный объем материальных благ. Несмотря на широкое использование математического аппарата, данная концепция цены методологически ошибочна, так как сводит анализ в сферу обращения и отрывает цену от ее материальной, стоимостной основы.

      В начале XX в. Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл и В. Парето попытались соединить классическую теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности. Так, в экономической науке возникло неоклассическое направление, составляющее теоретическую основу современных исследований рыночного хозяйства. В дальнейшем к этому направлению начали склоняться и некоторые представители отечественной экономической науки [5.c.174].

      В последние десятилетия широкое  распространение получила маркетинговая концепция цены и ценообразования. В ней цена определяется как результат договора по продаже того или иного товара между продавцом и покупателем. К сожалению, данная концепция не может объяснить, что определяет величину рыночной цены того или иного товара; заложены ли в размере цены какие-либо объективные основы или это результат субъективной сделки покупателя с продавцом?

      На  наш взгляд, покупатель и продавец с различных позиций определяют цену. Производитель, назначая цену своего товара, стремится, чтобы его товар  был оценен не ниже издержек производства и определенной прибыли и не ниже цены товара такого же качества, изготовленного на других предприятиях. Он является, прежде всего, выразителем трудовой теории стоимости. Покупателя не интересует величина затрат труда на изготовление данного товара и не беспокоят проблемы возмещения издержек производства. Он стремится за равное количество денег приобрести товар не меньшей полезности, чем он может купить у другого продавца. Покупатель, на наш взгляд, является выразителем теории предельной полезности, которая отвечает его интересам [1.c.59].

      Анализ  существующих концепций цены и ценообразования  позволяет сделать вывод о многогранности данных экономических категорий. Ограничиваться каким-либо одним из перечисленных подходов в раскрытии сущности цены и механизма ценообразования считаем методологически неверным. Для объективного теоретического осмысления требуется системный подход на основе учета всех сторон и определяющих их факторов.

      Цена, на наш взгляд, формируется под  влиянием как производственных, так и многочисленных рыночных факторов. Их значение и влияние различно в зависимости от изменения составляющих экономической ситуации: уровня общественно необходимых затрат труда, качества, полезных свойств товаров и этапа их жизненного цикла, факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на рынке товаров. 

2. Особенности ценообразования на продукцию АПК

     Цена  товара является важнейшим элементом  хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России, начиная с 1992 г.

     Вместо  поставленных целей ускорения темпов экономического и социального развития, роста интенсивности производства и на этой основе повышения конкурентоспособности продукции было получено снижение примерно в 2 раза объемов производства, падение уровня его интенсивности и резкое ухудшение качества жизни для большинства граждан страны. В связи с этим освоение механизма изменения и регулирования цен в новых условиях имеет для страны жизненно важное значение.

     Еще большее значение это имеет в  отношении к агропромышленному комплексу (АПК), где из-за специфики отраслей саморегулирование сельскохозяйственного производства и рынка продовольствия посредством свободного колебания цен не оправдывает себя. Поэтому в большинстве высокоразвитых стран государство выступает в качестве ценового регулятора. Это требует глубокого исследования проблемы соотношения рыночного процесса ценообразования и форм его государственного регулирования, их взаимосвязи с экономическим ростом, интенсификацией производства.

     В рыночных условиях многообразие факторов, влияющих на цену, вызывает необходимость у предприятий разработки стратегии ценообразования. Наличие обоснованной стратегии позволяет предприятию четко ориентироваться в рыночных условиях, предвидеть перспективы и направления динамики рыночных цен, выделять приоритетные задачи, требующие решения в настоящем и будущем.

     Разработка  ценовой стратегии не является одноразовым  действием, и она не ограничивается только постановкой цели и определением текущего уровня цен. К ней приходится возвращаться всякий раз при существенных изменениях самого процесса производства, скажем, при переходе к новому уровню интенсификации производства, при переходе к производству нового продукта, при изменении конкурентной среды, при изменении государственного законодательства . 

     В процессе разработки ценовой стратегии  особую значимость приобретает требование обеспечения своевременного обновления производства и создание условий для интенсивного экономического роста. Это требование особенно актуально для современных условий экономического развития России.

     Ценовой механизм регулирования спроса и  предложения на продовольственном рынке срабатывает с большим опозданием и не адекватно изменению спроса и предложения. На подавляющую часть сельскохозяйственной продукции в силу природы самого производства нет и не может быть монополий, в то время как предприятия 1 и III сфер АПК выступают в качестве местных монополистов, диктующих сельскохозяйственным производителям выгодную им ценовую политику.

Информация о работе Ценообразование и цены на продукцию сельского хозяйства