Цели, задачи и принципы построения ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить современное состояние взаимоотношений России и ВТО, определить возможности и перспективы вступления.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю создания ВТО, её структуру, цели и задачи, а также основные направления деятельности.
2) изучить и проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО, узнать об основных причинах, препятствующих вступлению России в ВТО и путях их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТО………….…5
1.1. История создания ВТО……………………………………………………...….5
1.2. Структура ВТО……………………………………………………………….…8
1.3. Цели, задачи и принципы построения ВТО……………………………..…..10
ГЛАВА 2. РОССИЯ НА ПУТИ К ВТО………………………………………..….13
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………..13
2.2. Современный этап развития отношений России и ВТО………………….…16
2.3. Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………….21
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...…..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - ВТО.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, структура ВТО имеет иерархический вид. Все важные решения, касающиеся организации, принимаются государствами-участниками, которые действуют в рамках правовой структуры организации.

 

1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля над реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются:                                                                                                                 

- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; 

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- транспарентность торговой политики; 

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров;
         Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий [5, с. 52–54].

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях.

Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров. Текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке [14].

           Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Из всего вышеуказанного следует, что ВТО является организацией с четко сформулированными целями и задачами, на решение которых направлены основные её силы. С помощью принятых принципов она способна регулировать торговые и правовые отношения между странами-участницами.

ГЛАВА 2. РОССИЯ НА ПУТИ К ВТО

2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО

Правительство Российской Федерации четко сформулировало и обнародовало конкретные цели вступления страны во Всемирную Торговую Организацию. Предполагается, что с помощью членства в ВТО удастся получить следующие преимущества, актуальность и важность которых признается также многими экспертами, представителями бизнеса и неправительственных организаций в ходе дискуссий, проходящих в стране, в том числе в рамках данного проекта:

- получение лучших  недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

В настоящий период страна регулярно подвергается дискриминации на внешнем рынке. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, сейчас против российских товаров действует 83 антидемпинговые меры. Причем около 60% ограничений приходится на металлопродукцию и около 25% - на химическую продукцию. Ежегодный экономический ущерб от этих действий составляет около 2,5 млрд. долларов. При этом страдают как российские предприятия, теряющие рынки сбыта, так и федеральный бюджет, недополучающий налоги.

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

Российский бизнес заинтересован в расширении своей деятельности на внешних рынках, в создании новых ниш в мировой экономике. Существуют надежды, что вступление России в ВТО создаст предпосылки для более успешной реализации этой задачи.

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Россия, не являясь членом ВТО, не может оспаривать несправедливые действия со стороны других стран в специальном органе по разрешению споров ВТО. Между тем, практика показывает, что даже слаборазвитые страны могут успешно оспаривать в ВТО действия, предпринятые более сильными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров [13 c. 54–55].

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Вступление в ВТО потребует проработки ряда законов, защищающих права инвесторов и права интеллектуальной собственности, а также приводящих технические нормы и стандарты в соответствие с международными, что должно обеспечить иностранным инвесторам гарантии против дискриминации со стороны властей, тем самым резко улучшив инвестиционную активность страны в целом. В создании благоприятного делового климата заинтересован и российский бизнес.

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Вступление в ВТО может предоставить российским предприятиям возможности и стимулы для повышения производительности. Кроме того, открытие рынка выгодно для населения, потому что может произойти удешевление товаров и услуг потребительской корзины, улучшение их ассортимента в результате возросшей конкуренции со стороны импорта. Импортные товары подешевеют, так как несколько уменьшатся ввозные пошлины, а поступление товаров на российский рынок станет проще. Упростятся таможенные процедуры и процедуры по стандартизации и сертификации, существенно удорожающие товары в настоящее время товары. Подешевеют и российские товары, поскольку в противном случае они рискуют оказаться неконкурентоспособными. В результате потребители получают возможность купить больше товаров более высокого качества за меньшую цену.

То же самое относится и к рынку услуг, которыми пользуется население, например, банковских, страховых. Их тоже станет больше в результате присоединения к ВТО, и их качество будет выше.

- вступление России в ВТО позволяет привлечь иностранный капитал в страну;

Предприятия и регионы, способные решить проблемы корпоративного управления и защиты прав собственности инвесторов, могут получить значительные инвестиции. Горизонтальные инвестиции (направлены на удовлетворение внутреннего спроса) могут поступить во внутренние регионы с большой концентрацией населения. Вертикальные инвестиции (предполагающие реэкспорт произведенной продукции и достаточно часто использование импортных комплектующих) – в приграничные районы с квалифицированной рабочей силой [14].

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

В рамках ВТО согласуются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами. Доля членов этой организации в мировой торговли приближается к 100%.

В настоящее время в рамках ВТО ведутся переговоры в рамках раунда торговых переговоров Доха. Среди основных направлений переговорного процесса - темы, которые представляют интерес и для России, в частности, правила ВТО, механизмы разрешения споров, сельское хозяйство, услуги, доступ на рынки несельскохозяйственных товаров, торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность, торговля и окружающая среда и другие важные вопросы. В случае присоединения к ВТО, Россия получит возможность полноценно участвовать в этих переговорах и влиять на их исход. Если страна вступит в ВТО после завершения текущего раунда переговорного процесса Дохе, ей придется столкнуться с целым набором «дополнительных» правил [6, c. 9].

- приток иностранных инвестиций в Россию может содействовать притоку в страну экологически чистых технологий;

Хотя прямые зарубежные инвестиции могут оказывать благотворное или же вредное воздействие на состояние окружающей среды или то и другое влияние одновременно, есть убедительные данные о том, что крупные международные компании используют, в целом, более «чистые» технологические процессы по сравнению с местными фирмами. Иностранные фирмы и транснациональные корпорации с приходом в новую страну «приносят с собой» унифицированные на международном уровне экологические производственные нормы.

- жесткие экологические нормы в международной торговле могут стать стимулом для перехода к более чистому производству;

В наибольшей степени могут быть затронуты такие отрасли, как нефтедобыча, нефтепереработка, добыча газа, металлургия черная и цветная, химическая, производство минеральных удобрений, лесная, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Положительное последствие состоит в том, что появляются возможности для экологизации производства, перехода на ресурсосберегающие и более чистые технологии в России. Отдельные примеры такого воздействия уже есть в лесном секторе страны, где импортеры древесины предъявляют требования к устойчивому ведению экспортного лесного хозяйства [11, c. 46].

Итак, Россия разработала целый ряд целей и задач, которые ей поможет осуществить вступление во Всемирную Торговую Организацию. При достижении этих целей ожидается улучшение в экономической, политической, социальной сферах жизни общества, подъём экономики страны в целом.

 

2.2 Современный этап развития отношений России и ВТО

К середине 2009 года переговоры о вступ­лении России в ВТО, продолжавшиеся уже пят­надцать лет, были, как казалось, близки к завер­шению. В ходе весьма сложного переговорного процесса российской делегации удалось в ос­новном договориться с партнерами об условиях присоединения. Были согласованы, в частности, семилетний переходный период и размеры ста­вок снижения импортного тарифа, определены границы доступа иностранных поставщиков на отечественный рынок услуг, а также области пра­воприменительной практики и регулирующего внешнюю торговлю законодательства, которые России предстоит привести в полное соответ­ствие с нормами и правилами ВТО. В практиче­ском плане согласованные условия предполагали уменьшение средневзвешенного уровня тариф­ной защиты по промышленным товарам с 10 до 7%, по сельскохозяйственным товарам - с 22 до 18-19%, причем величины ставок, от которых должно было начинаться снижение, зафикси­рованы на уровнях выше действовавших к тому времени. В сфере услуг для иностранной конку­ренции оставлены открытыми всего 30 секторов; в 39 - зарубежные провайдеры не были допущены вообще; для 86 - предусматривалось применение различных специфических требований. По оцен­кам специалистов, при согласованных условиях присоединения Россия имела бы достаточную свободу маневра в регулировании внешней тор­говли и возможность обеспечивать надлежащий уровень защиты своей экономики [11, c. 46–47].

Очередная встреча российской делегации с чле­нами рабочей группы по присоединению Рос­сии прошла, как принято говорить, в штатном режиме. Ее итоги показали, что для завершения переговоров предстоит найти компромиссы в от­ношении размеров государственной поддержки, которая могла бы оказываться отечественному сельскому хозяйству, величины экспортных суб­сидий аграрному сектору, заявленного Россией намерения довести до запретительного уровня ставки пошлин на вывоз круглого леса, а также характера деятельности наших государственных торговых предприятий. Кроме того, оставалось согласовать около двух десятков вопросов, имеющих в основном технический характер. Од­нако переговорный процесс внезапно оказался прерванным.

Информация о работе Цели, задачи и принципы построения ВТО