Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:43, доклад

Описание

Бюджет Республики Беларусь - многоплановый инструмент, отражающий сложный компромисс необходимости разнопланового развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения. Кроме государственного бюджета в Республике Беларусь формируются местные бюджеты. Местные бюджеты - это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики Республики Беларусь их значение повышается.

Работа состоит из  1 файл

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет.docx

— 22.78 Кб (Скачать документ)

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный  бюджет.  Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти ( парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. { Макроэкономика : тексты лекций для студентов всех специальностей / сост. М.В. Коротков. – Мн. : БГТУ, 2006. – 162 с. (с.99). 

Бюджет выполняет следующие  функции:

Распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода)

Контрольную   (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать)

Регулирующую ( изменение  доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции , т.е. стабилизировать экономику).

{Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого.- М.: Новое знание, 2002.-462 с. -  ( Экономическое образование). (с. 196)

Бюджет Республики Беларусь - многоплановый инструмент, отражающий сложный компромисс необходимости разнопланового развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения. Кроме государственного бюджета в Республике Беларусь формируются местные бюджеты. Местные бюджеты - это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики Республики Беларусь их значение повышается.

К бюджету также относятся  внебюджетные фонды, которые количественно  не всегда включаются в состав бюджета, однако по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определенному целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается. Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономики.

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для  финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

 Структура государственного  бюджета Республики Беларусь  имеет свои особенности.  Расходная  часть бюджета Республики Беларусь, как и во всех странах мира, характеризует  направление и цели бюджетных ассигнований для развития и государственного регулирования экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета в переходный период -бюджетные субсидии аграрному сектору Республики Беларусь. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К расходным статьям бюджета Республики Беларусь относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т.д.

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь почти на 80 % формируется  за счет налоговых поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. { Макроэкономика : Учебн. Пособие / П.Г.Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ОДО “Равноденствие”, 2004. – 296 с. (152-154)

В идеале общая сумма правительственных  доходов должна покрывать сумму  расходных статей госбюджета. В том  случае, если расходы бюджета равны  доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет  место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы- то наблюдается дефицит государственного бюджета.{ Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В.- 2-е стер. Изд. – Мн.: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2005.-256 с. (110 с)

Таким образом, планирование и исследование государственного бюджета  и его составляющих является важным направлением государственной экономики.

1.2. Бюджетный дефицит  и его характеристика.

Бюджетный дефицит- эта та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван, во-первых, осуществлением крупных государственных программ развития экономики, например ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы поспособствуют в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета. Во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов  ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту. В-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.{ Макроэкономика : Учеб. Пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под. Ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб.- Мн.: БГЭУ, 2000.-214с.( 120 с.)

Финансовой наукой и международной  практикой определен оптимальный  размер бюджетного дефицита, который  не должен превышать 2-3 % ВНП или 5 % от национального дохода, или 8-10 % от расходной  части бюджета.{ Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.;} (c. 49).

Выделяют следующие виды дефицита государственного бюджета:

Активный и пассивный ;

Первичный и общий

Структурный и циклический

Активная форма возникает  тогда, когда сумма фактического расходования больше, чем первоначально  запланированная при той же величине дохода.

Пассивная форма дефицита возникает вследствие недоимки в  государственный бюджет по сравнению  с первоначально запланированным  уровнем дохода. Эта форма выступает  более негативной формой дефицита госбюджета, чем активная.

Первичный дефицит- возникает тогда, когда сумма запланированных расходов выше запланированных доходов в рамках текущего бюджетного года.

Общий дефицит возникает  тогда, когда быстрыми темпами растут расходы государства на обслуживание государственного долга, к которому может прибегнуть правительство, финансируя дефицит, т.е. выплата процентов по государственному долгу углубляет дефицит госбюджета последующих лет, приводя к общему дефициту.

 

Структурная форма дефицита госбюджета возникает тогда, когда  размер доходов госбюджета больше, чем возможная сумма налоговых  поступлений в экономике полной занятости, при существующей норме  налогообложения.

Циклический дефицит- это разность между фактическим и структурным дефицитом.{Семенчукова И.Ю. Макроэкономика : Учебно- методическое пособие ; УО “ Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова”.- Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М.Машерова, 2002.- 131 с. (79-81)

Для понимания сущности дефицита важно уяснить, что речь не идет об арифметическом превышении расходов над  доходами. Дефицит бюджета – это  сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих  в процессе перераспределения вновь  созданной стоимости через бюджетную  систему страны. Одновременно дефицит  бюджета – это инструмент финансовой политики, с помощью которого регулируется совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого  экономического роста.

 Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.

 Таким образом, можно  сделать вывод, что не всегда  наличие дефицита бюджета свидетельствует  об отрицательных ситуациях в  экономике. Он не страшен в  количественно допустимых границах. Однако количество не должно  переходить в отрицательные качества  и ложиться тяжким грузом на  экономику страны и население,  сопровождаться сокращением средств  на выполнение социально значимых  программ. Необходимо также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

1.3. Государственный долг.

Важнейшим макроэкономическим показателем выступают величина и динамика государственного долга, который отражает состояние и  дальнейшие перспективы финансов государства.

Государственный долг –  это сумма величин бюджетных  дефицитов накопленных за определенный период времени. Исходной причиной его  образования выступает дефицит  бюджета. При недостатке денежных доходов  государство прибегает к дефицитному  финансированию.

Что касается функций государственного долга, то принято выделять:

Фискальную, т.е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств  и функций;

Стабилизирующую, которая  предполагает позитивное воздействие  на макроэкономические пропорции (удержание  инфляции, стабилизация внешнеторгового  баланса, насыщение внутреннего  рынка товарами, рост занятости и  сокращение безработицы).{ Лемешевский И.М. Макроэкономика.(Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.- Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2004.-576с.(329-330)

Различают внутренний и внешний  долг. Внутренний – это долг государства  населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний - задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг порождается  бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные  займы выпускаются на различные  сроки, поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме этого государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

Рост внутреннего долга  особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных  ценных бумаг является альтернативой  свободных денежных средств в  производство. Поэтому наращивание  быстрыми темпами выпуска государственных  ценных бумаг может привести к  сокращению капитала.

Другая опасность связана  с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке  ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что  ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдаются  стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться  неподъемными для страны. Поэтому  необходимо постоянно отслеживать  динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального  производства.

Внешний долг может появится по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного государства