Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание

Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.

Содержание

Введение.
1 История возникновения и развития бюджета государства.
1.1 Сущность и функции бюджета государства. Бюджетная система.
1.2 Бюджетная система дореволюционной России.
1.3 Бюджетная система СССР.
2 Бюджетные основы России в настоящее время.
2.1 Бюджетное устройство и бюджетная система России.
2.2 Бюджеты Российской Федерации.
2.3 Финансово – бюджетный федерализм.
3 Бюджетное право.
3.1 Основные положения бюджетного права.
3.2 Бюджетные права органов государственной власти Российской Федерации.
3.3 Бюджетные права органов местного самоуправления.
3.4 Ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
Заключение
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система.docx

— 106.84 Кб (Скачать документ)

4. В 1994 г. в  соответствии с Указом Президента  РФ №2268 в механизм финансово-бюджетного  федерализма вводится новая форма  перераспределения средств между  федеральными и региональными бюджетами — передача средств из федерального бюджета региональным бюджетом путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами. Применение его способствует объективизации межбюджетного распределения средств.

 
 

3 Бюджетное право.

3.1 Основные  положения бюджетного права.     

 Бюджетное  устройство страны, функционирование  бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней и области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.     

 Бюджетное  право -  это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.     

 Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е.  урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.      

  Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.      

 В Конституции  Российской Федерации 1993 г. заложены  основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.       

 В соответствии  со ст. 5 Конституции РФ федеративное  устройство Российской Федерации основано на государственной целостности и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.     

 Предметы  ведения в области бюджета  очерчены в ст. 71Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении  Российской Федерации находятся  федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные  фонды регионального развития.     

 В ст. 72 Конституции  РФ записано, что установление  общих принципов налогообложения  в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.       

 В ст. 75 Конституции  РФ отмечено, что система налогов,  взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.    

 В развитие  основных положений в области  бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты. В их числе следует отметить:

• Закон РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;

• Закон РФ «Об  основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составеРФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. №4807;

• Федеральный  закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ;

•  Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ. В этих актах определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающие им создание финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права, являетсяБюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

3.2 Бюджетные  права органов государственной  власти Российской Федерации.     

 Бюджетные  компетенции и полномочия федеральных  органов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

·        установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

·        разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также  распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета  между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

·        разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

·        определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

·        определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

·        определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

·        установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

·        осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

·        установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

·        предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

·        установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

·        установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и

·        нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или 

·        муниципальных услуг;

·        утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

·        установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

·        формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

·        определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных ф установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.    

 Бюджетным  кодексом РФ регламентируются  такжеполномочия федеральных органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.     

 Установлено,  что новые виды доходов, их  отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс.     

 Федеральные органы исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.    

 К ведению  федеральных органов относится  разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами.    

 Разграничение  налогов и сборов между бюджетами  регламентируется:

• Законом РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. №146-ФЗ (гл.2, ст.13—15),

• Бюджетным  кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, (разделII, гл.7—9).

Разграничение расходов между звеньями бюджетной  системы регламентируется Бюджетным  кодексом РФ (раздел III, гл.11). Расходы разделяются на ассигнования, финансируемые исключительно из федерального, региональных и местных бюджетов, и на расходы, совместно финансируемые из бюджетов федерального, региональных и местных.    

 Бюджетным  кодексом РФ определяется порядок формирования и распределения целевых бюджетных фондов (ст.54). Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным      федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.    

 Органы государственной  властисубъектов Российской Федерации наделены бюджетными правами в соответствии с

• Законом РФ «Об основах бюджетных прав...»  от 15 апреля 1993 г. №4807-1;

• Законом РФ «О субвенциях республикам в составе  РФ, краям, областям, автономной области,  

 автономным  округом, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июля 1992 г. №3303-1;

• Бюджетным  кодексом РФ.    

 Субъекты  Российской Федерации вправе  издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.    

 В области  регулирования бюджетных правоотношений  к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

·        установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

·        составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Информация о работе Бюджетная система