Бизнес группы и их значение в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть влияние бизнес-групп на развитие производства предприятий и компаний, на его эффективность после вливания их в бизнес – группу.
Поставленная цель обусловила основные задачи при написании, состоящие в следующем:
– дать теоретическое определение бизнес-групп, их характеристику;
– проследить становление крупных бизнес-структур в России, привести примеры наиболее известных крупных ИБГ в России.
– определить стимулы создания бизнес-групп;

Содержание

Введение
3
Глава I Бизнес-группы в российской экономике
5
1.1 Бизнес-группы как объект анализа
5
1.2 Масштабы распространения и национальные особенности бизнес-групп

6
1.3 Бизнес-группы и персмотр границ фирмы
6
1.4 Бизнес-группы и национальная модель корпоративного контроля
8
1.5 Интегрированные структуры и модернизация российских предприятий

9
1.6 Бизнес-группы и конкуренция
10
Глава II Характеристика масштабов и структуры бизнес-групп
13
2.1 Размеры и время формирования бизнес-групп
13
2.2 Внутренняя организация и структура бизнес-групп
15
2.3 Собственность и корпоративное управление в бизнес-группах
17
2.4 Система планирования и принятия решений в холдингах
18
Глава III Стимулы и результаты интеграционных процессов, или почему предприятия присоединяются к бизнес-группам

21
3.1 Инициаторы и субъективная оценка результатов присоединения предприятий к группам

21
3.2 Инновационные действия и финансовые результаты бизнес-групп
23
3.3 Создание бизнес-групп как 1 из путей повышения эффективности использования ресурсов

25
Заключение
27
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кур. раб. Бизнес группы и их значение в экономике.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

3

Глава I Бизнес-группы в российской экономике

5

          1.1 Бизнес-группы как объект анализа

5

          1.2 Масштабы распространения и национальные особенности бизнес-групп

 

6

          1.3 Бизнес-группы и персмотр границ фирмы

6

          1.4 Бизнес-группы и национальная модель корпоративного контроля

8

          1.5 Интегрированные структуры и модернизация российских предприятий

 

9

         1.6 Бизнес-группы и конкуренция

10

Глава II Характеристика масштабов и структуры бизнес-групп

13

         2.1 Размеры и время формирования бизнес-групп

13

         2.2 Внутренняя организация и структура бизнес-групп

15

         2.3 Собственность и корпоративное управление в бизнес-группах

17

         2.4 Система планирования и принятия решений в холдингах

18

Глава III Стимулы и результаты интеграционных процессов, или почему предприятия присоединяются к бизнес-группам

 

21

          3.1 Инициаторы и субъективная оценка результатов присоединения предприятий к группам

 

21

          3.2 Инновационные действия и финансовые результаты бизнес-групп

23

          3.3 Создание бизнес-групп как 1 из путей повышения эффективности использования ресурсов

 

25

Заключение

27

Список литературы

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из приоритетов политики приватизации в России в начале–середине 1990-х  гг. было разукрупнение бывших государственных  предприятий. Предполагалось, что тем  самым удастся преодолеть монопольные  тенденции, характерные для советской  промышленности. Однако, несмотря на усилия правительства, уже к концу 1990-х гг. стала очевидна тенденция к восстановлению крупных иерархических структур в виде интегрированных бизнес – групп (ИБГ). Более того, сегодня уже можно утверждать, что преобладающей формой организации не только крупного, но и среднего российского бизнеса является не отдельная компания, а бизнес-группа (совокупность предприятий и организаций – юридических лиц, связанных имущественными, договорными или иными, в том числе неформальными, отношениями, руководимая из единого центра принятия решений). По масштабам слияний и поглощений Россия на рубеже веков являлась признанным лидером среди стран Центральной и Восточной Европы.

Значение ИБГ для российской экономики таково, что пренебречь им невозможно. Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Предприятиями, объединенными в ИБГ, производится более половины ВВП и именно в них задействована наибольшая часть работоспособного населения. ИБГ являются важным управляющим звеном, связывающим микро- и макроуровень экономики, позволяют концентрировать инвестиционный и инновационный потенциал и дают толчок к развитию новых отраслей и видов деятельности. Так на долю 10 крупнейших по объемам продаж российских бизнес-групп («Менатеп», «ЛУКОЙЛ», «Альфа/Access-Ренова», «Базовый элемент», «Сургутнефтегаз», АвтоВАЗ, «Интеррос», «Система», «Северсталь-групп», «МДМ-групп») приходится 38,7% промышленного выпуска в стране, 31% экспорта и 21% инвестиций в основной капитал. На долю крупнейших холдингов приходится и 22% платежей по налогу на прибыль. Средняя производительность труда в этих холдингах в 3,7 раза выше, чем на средних промышленных предприятиях.

Российский крупный бизнес, образовав  вполне современный корпоративный  сектор экономики, пережил много преобразований, пройдя через дезинтеграцию, интеграцию, и кризис, сумел выйти на внешний рынок, а в ряде отраслей научился на равных конкурировать с ведущими западными компаниями. В последние годы характер ведения бизнеса в нашей стране сильно изменился. Большая часть этих изменений носит положительные черты. Трансформируется формат крупнейших бизнес-групп. Стремление заимствовать капитал на западных рынках дисциплинировало многие из них – сделало более прозрачными, более специализированными, научило контролировать свое поведение, аккуратно обращаться с кредиторами и миноритарными акционерами.

Современное состояние и тенденции  развития бизнес-групп, влияние на рыночную конкуренцию и экономическую  эффективность предприятий, входящих в состав бизнес-групп, привлекают внимание исследователей вот уже на протяжении десятилетия. Если в течение первой половины этого периода преобладало скептическое отношение к объединениям предприятий как создающим опасность воссоздания советской организации промышленности, то в последние годы в развитии бизнес-групп большая часть исследователей видит магистральный путь реструктуризации российских предприятий. В этом и состоит актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы состоит  в том, чтобы рассмотреть влияние  бизнес-групп на развитие производства предприятий и компаний, на его эффективность после вливания их в бизнес – группу.

Поставленная цель обусловила основные задачи при написании, состоящие в следующем:

– дать теоретическое определение бизнес-групп, их характеристику;

– проследить становление крупных бизнес-структур в России, привести примеры наиболее известных крупных ИБГ в России.

– определить стимулы создания бизнес-групп;

– проследить распределение полномочий и ответственности между бизнес – группой и предприятиями входящими в неё;

– определить роль бизнес – групп в определении направлений развития предприятий;

– определить влияние бизнес-групп на конкурентоспособность, эффективность производства предприятий.

Для написания данной курсовой работы использовались учебная литература, периодические издания и электронные источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Бизнес-группы в российской экономике

 

    1. Бизнес-группы как объект анализа

 

Сегодня уже можно утверждать, что  преобладающей или, по крайней мере, широко распространенной формой организации не только крупного, но и среднего российского бизнеса является  бизнес-группа (совокупность предприятий и организаций – самостоятельных юридических лиц, связанных имущественными, договорными и иными, в том числе неформальными, отношениями, руководимая из единого центра принятия решений).

Говоря о бизнес-группах в  России выделяют несколько типов  объединений:

- объединения холдингового типа, основанные на осуществлении  контроля благодаря владению  акциями и паями предприятий;

- объединения предприятий, в отношении которых контроль реально осуществляется из единого центра, при отсутствии или слабости акционерных или паевых механизмов;

- официально зарегистрированные  финансово-промышленные группы (ФГП), основой создания которых служит  специальный договор;

- объединения (стратегические альянсы)  предприятий, осуществляющие совместные проекты (в области исследований и инноваций, строительства объектов инфраструктуры и т.д.).

С точки зрения современной институциональной  экономики термин «интегрированные структуры» или «бизнес-группы» в России употребляются настолько широко, что охватывает два типа объединений – группы, в основе которых лежит иерархическая координация, и сетевые объединения, такой координации не использующие. В тоже время необходимо разграничивать компании, управляемые из единого центра, даже если они организованны как совокупность формально не связанных друг с другом юридических лиц, и так называемые гибридные формы координации, в которых часть решений участники принимают, руководствуясь рыночными критериями, а часть руководствуясь наличием общих интересов.   

  Однако в данной работе под интегрированными структурами мы будем понимать только иерархические организованные единицы, которые можно рассматривать в качестве «экономических фирм» - то есть компаний «западного» типа либо переходную форму на пути эволюции к таким компаниям. Это означает, что внимание будет сосредоточено на тех организационных формах, которые используют преимущественно иерархическую координацию в противоположность гибридной. Именно в этом направлении, по мнению многих исследователей российских групп, развиваются большинство объединений предприятий.

 

    1. Масштабы распространения и национальные особенности бизнес-групп

 

Масштабы распространения  интегрированных структур в российской промышленности трудно переоценить. Только «олигархические» объединения – заведомо крупнейшие бизнес-группы, - на рубеже веков использовали 42% работников и контролировали 39% продаж в промышленности, а в её высокоприбыльных и высококонцентрированных отраслях на эти объединения приходится ещё более значительная доля выпуска. На российском фондовом рынке 85% оборота акций приходится на компании, входящие в 8 крупнейших групп.

Для интегрированных  структур середины 1990 –х годов, даже основанных на акционерных инструментах, как и для большинства компаний, представляющих одно предприятие, была характерна непрозрачность акционерных связей, созданная с помощью широкого использования вспомогательных фирм, набор которых редко стабилен. Российские холдинги традиционно отличались большим числом формальных уровней контроля при фактической персонификации принятия решений.  

Необходимость осуществления реального  контроля создает предпосылки для  выстраивания внутри групп более  прозрачных структур управления и централизации принятия решений. Однако этот процесс может быть в значительной степени оторван от формирования акционерной собственности, поскольку консолидация пакета акций в руках собственников может просто запаздывать по отношению к консолидации контроля.

В последние годы всё чаще фиксируются  свидетельства ускоренной модернизации новых компаний, опирающихся на несколько  предприятий или направлений  бизнеса. Стремление привлечь средства иностранных инвесторов приводит к  использованию – или хотя бы имитации – норм «хорошего корпоративного управления», продаже непрофильных активов, повышению прозрачности компаний.

 

1.3 Бизнес-группы и пересмотр границ фирмы

 

После либерализации экономики  границы компаний как хозяйственных  единиц совпадали с формальными границами советского предприятия, но не с эффективными границами фирмы. В процессе дезорганизации резко выросли трансакционные издержки и возникли стимулы к пересмотру границ фирмы. Происхождение большинства российских предприятий в качестве звена общей производственной системы обусловило неэффективную структуру организации сделок в условиях становления рынка. Типичное приватизированное предприятие не могло стать основой жизнеспособной компании без преобразования его организационной структуры, без принятия в новой экономической среде решений «покупать или производить».

Исторически первыми в российской экономике внимание привлекли формы  взаимодействия между компаниями, которые  в институциональной теории принято  относить к гибридной координации, например, ассоциации предприятий. Было обнаружено, что «старые» фирмы присоединяются к ассоциациям с более высокой вероятностью, чем «новые», и в свою очередь, принадлежность к ассоциациям снижала вероятность снижения выпуска в период 1992-1994 гг. Аналогичные результаты были получены исследователями и во второй половине 1990-х годов.   

В этом контексте появление новых объединений предприятий часто рассматривалось в качестве формы так называемых «отношенческих» контрактов (типов договорных отношений, которые определяют лишь общие контуры взаимных обязательств и обеспечиваются благодаря взаимной заинтересованности партнеров в продолжении сотрудничества). Такой квалификации объединений способствовал тот факт, что в переходный период, при неразвитых формальных нормах и слабом правоприменении, персональные связи и персональное доверие как основа хозяйственных сделок приобрели исключительно высокое значение.  В этом контексте развитие бизнес-групп рассматривался как способ компенсации слабой институциональной среды. Ряд исследователей именно наличием эффективных отношенческих контрактов объясняли положительное влияние принадлежности к группам на вероятность осуществления инвестиция.  

Информация о работе Бизнес группы и их значение в экономике