Безработица:сущность,виды,причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость населения - цель, к которой необходимо стремиться в любой стране. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Безработица- сущность, виды, причины возникновения. Естественный уровень безработицы………………………………………….….3
Глава 2. Социально-экономические и нравственно-моральные последствия безработицы……………………………………………………….14
Глава 3. Безработица и государственное регулирование занятости населения в России………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

    Задача  государственной политики занятости  заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию – безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

    В чем же конкретно должно проявляться  участие государства в регулировании занятости? Прежде всего, именно государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости. Федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг. Региональные приоритеты – учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и т.д.

       Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки федеральных и региональных программ создания и обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, т.к. нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает  миграционные  потоки. Если региональные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему мигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь – запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.

      Одним из важнейших элементов  государственной политики занятости  должно стать развитие законодательных  и организационных механизмов, обеспечивающих  эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиями.

      Важной целью является создание  стабильной сети контактов между  работодателями, учреждения профессионального  образования и государством. При  этом объединениям работодателей  и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально - квалифицированных стандартов, тогда как учебным заведениям – в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, на сколько полно удовлетворяются эти потребности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Есть  основания  считать,  что  динамика  безработицы  в  России  останется  примерно  такой  же,  как  до  сих  пор,  т. е.  в  ближайшие  годы  будет  расти,  но,  как  и  прежде,  невысокими  темпами.  Для  существенного  сокращения  масштабов  безработицы  необходимы  экономический  рост  и  соответствующая  структурная  перестройка  экономики.

    Арсенал  средств  собственно  политики  занятости  достаточно  широк  и  уже  давно  апробирован  мировой  практикой.  Это  различные  способы    субсидирования  оплаты  труда,  механизм  квотирования  рабочих  мест,  организация  оперативного  переобучения  граждан,  стимулирование  их  территориального  перераспределения,  стимулирование  работодателей  к  созданию  рабочих  мест  для  труда  на  условиях  гибких  режимов  рабочего  времени,  регулирование  совместительства  и,  наконец,  организация  временных  общественных  работ.

    Активное  использование  этих  механизмов  в  развитых  странах,  особенно  общественных  работ  и  других  гибких  форм  занятости,  обеспечивает  высокую  мобильность  безработных  и  существенно  снижает  продолжительность  безработицы.  Такими  механизмами  необходимо  овладевать  и  в  нашей  стране.

    Со  времени  принятия  Закона  «О  занятости  населения  в  Российской  Федерации»  прошло  более  десяти  лет.  Условия,  в  которых  он  создавался,  значительно  отличались  от  нынешних  с  точки  зрения  и  состояния  российской  экономики,  и  проводимой  в  стране  социальной  политики. 

    В  начале  90-х  годов  главной  задачей  законодательства  о  занятости  являлась  гарантированная поддержка людей,  временно  оказавшихся без работы  и желающих  ее  найти.  К их  числу относились  граждане,  потерявшие  работу  в результате  сокращения  штатов  и уволенные по  собственному  желанию,  вновь ищущие работу  (молодежь,  домохозяйки и т. п.),  военнослужащие,  уволенные в связи с сокращением Вооруженных сил,  и члены их  семей,  инвалиды  III  группы  и другие  социально уязвимые  категории населения. 

    Объем  страховых  взносов,  перечисляемых  работодателями  в  Государственный  фонд  занятости  населения,  значительно  превышал  расходы  на  реализацию  службой  занятости  программ  на  рынке  труда.  Численность  зарегистрированных  по  стране  безработных  на  начало  1992  г.  не  превышала  100 тыс.  человек,  а  объем  средств  ФГФЗН  позволял  обеспечить  охват  соответствующими  программами  более  миллиона  безработных.  Избыток  средств  в  фонде  занятости  породил  определенный  либерализм  по  отношению  к  работодателям,  которые  бесцеремонно  выталкивали  на  улицу  лишних  работников,  ничего  не  предпринимали  для  улучшения  качества  кадров.  Да  и  увольняемые  не  предъявляли  особых  претензий  к  администрации  предприятий,  поскольку  размер  пособия  по  безработице  был  довольно  высок  и  порой  превышал  величину  зарплаты.  Причем  многие  зарегистрированные  безработные  зачастую  подрабатывали  в  сфере  теневого  бизнеса.

    Тогда  казалось,  что  если  незанятым  гражданам  выплатить  достойное  пособие  по  безработице  и  предоставить  возможность  переобучаться  по  профессиям,  востребованным  рынком,  то  негативные  социальные  последствия  «шоковой  терапии»  окажутся  нивелированными.

    Однако  по  мере  нарастания  кризисных  явлений  в  экономике  ситуация  в  области  занятости  продолжала  ухудшаться,  застойная  безработица  охватила  многие  регионы,  неплатежи  в  фонд  занятости  стали  массовыми,  многие  территории  столкнулись  с  хронической  нехваткой  средств  даже  на  выплату  пособий.  К сожалению,  по  прошествии  десяти  лет с момента начала  реформ  положение в лучшую  сторону не  изменилось.

          Сегодня  ощущается  настоятельная  необходимость  в  выработке  новых  подходов  к  решению  проблемы  безработицы.  Прежде  всего  речь  идет  о  совершенствовании  законодательства  о  занятости  с  точки  зрения  правил  взаимодействия  субъектов  рынка  труда  (государства,  работодателей,  профсоюзов  и  наемных  работников  как  плательщиков  страховых  взносов),  изменения  условий  присвоения  статуса  безработного,  повышения  ответственности  работодателей  и  профсоюзов  за  соблюдение  КЗоТа,  усиления  роли  региональных  администраций  в  регулировании  положения  на  местных  рынках  труда.  Если  законодательство  оставить  без  изменений,  безработица  превратится  в  мощный  катализатор  социального  напряжения.  Уже  в  ближайшее  время  количество  безработных  может  превысить  20%  численности  трудоспособного  населения.

    Поэтому  целесообразно  принять  радикальные    меры,  направленные,  с  одной  стороны,  на  повышение  ответственности  работодателей  и  профсоюзов  за  состояние  рынка  труда,  с  другой – на  ужесточение  условий,  регламентирующих  поддержку  незанятого  населения  со  стороны  государства  (в  частности,  при  присвоении  статуса  безработного,  определении  порядка  и  размера  назначаемых  пособий).  Одновременно  следовало  бы  расширить  полномочия  регионов,  касающиеся  функционирования  местных  рынков  труда,  передав  им  некоторые  права из  Центра  (например,  формирование  региональных  фондов  занятости населения,  стимулирование  работодателей,  инвестирующих средства  в создание  рабочих мест  и т. д.).

      Кроме  того,  назрела  необходимость   корректировки  позиции  Министерства  труда и социального развития  РФ  в осуществлении политики  на  рынке труда как в центре,  так и в регионах,  финансировании  федеральных и региональных  программ  занятости населения. 
 
 

    Список  использованной литературы. 

    1. Океанова,З.К., Основы экономической теории: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования/ З.К. Океанова - М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2002.-272с.

    2. Агапова, Т.А., Сегерина, С.Ф., Макроэкономика: учебник/ Т.А. Агапова, С.Ф. Сегерина  – М.: ДИС, 2000.- 415с.

    3. Старовойтова, Л.И., Золотарева, Т.Ф., Занятость  населения и ее регулирование:  учебное пособие для студентов  высших учебных заведений/ Л.И.  Старовойтова, Т.Ф. Золотарева –  М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192с.

    4.Иохин,  В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: учебник/ В.Я. Иохин - М.: Экономика, 2001.- 544с.

    5. Казанцев, В.И., Трудовое право: учебник/  В.И. Казанцев- М.: Издательский центр  «Академия», 2003. – 288с.

    6.Борисов,Е.Ф., Экономическая теория: курс лекций/ Е.Ф. Борисов- М.: ЮРИСТЬ, 2000.- 452с.

    7. Рощин,С.Ю., Разумова,Т.О., Экономика  труда: учебное пособие/ С.Ю.  Рощин, Т.О. Разумова- М.:ИНФРА, 2001.- 400с.

    8. Райзберг,Б.К., Лозовский,Е.М., Экономический  словарь/ Б.К.Райзберг, Е.М.Лозовский-  М.: Айрис-пресс, 2001.- 416с.

       

Информация о работе Безработица:сущность,виды,причины