Безработица: виды, последствия и пути снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель моей работы раскрыть сущность безработицы и пути ее снижения. В соответствии с целью мною поставлены задачи:
-доказать, что безработица- это признак макроэкономической нестабильности;
- рассмотреть особенности безработицы в России и ее политику в области занятости
- рассмотреть общие меры по снижению безработицы.

Содержание

Введение
1. Сущность безработицы, ее виды и причины ее возникновения
2. Особенности безработицы в России
3. Социально-экономические последствия безработицы и пути снижения
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 411.50 Кб (Скачать документ)

Четвертая группа - регионы  с наименее острой безработицей в  стране. В них уровень безработицы  ниже среднего, низка напряженность  на рынке труда, темпы роста безработицы  ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, Белоруссии, Закавказья.

Таким образом, наибольшие показатели уровня безработицы фиксируются  в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие – на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.

Согласно обследованиям  Госкомстата РФ, уровень безработицы  заметно различается в зависимости от образования (Рисунок 5). В большей степени страдают от безработицы лица, имеющие незаконченное высшее и среднее специальное образование. Также высок уровень безработицы среди лиц с высшим, неполным средним и общим образованием.

Рисунок 4- Уровень безработицы в зависимости от образования

 

Важен также вопрос сельской безработицы в России. Современная  ситуация показывает, что начиная  с 1998 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).

За низким показателем  официально регистрируемой безработицы  не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы.

На характер российской безработицы повлиял целый ряд  особенностей:

1. Не перепроизводство, как это происходит в развитых  экономиках, а обратная ситуация  – дефицит товаров, высокая  инфляция;

2. Относительно низкий  организационный и технико-технологический уровень производства;

3. Спад производства, вызвавший всплеск безработицы;

4. Приток беженцев  и вынужденных переселенцев из  ближнего зарубежья, обостривший  ситуацию с занятостью.

За последние годы подготовка квалифицированной рабочей силы практически прекратилась: в 1998 году из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены непосредственно на производстве[15]. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться, несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократился с 25,1 млн. человек в 1995 году до 21,4 млн. человек в 2008 году (с 23,7% до 15,4%)[16]. Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40%[17] и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах, безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

    1. Социально-экономические последствия безработицы и пути снижения

       Безработица- явление, органически  связанное с рынком труда. Неполная  занятость населения характеризует  такое состояние экономики, когда  часть работников не занята производством  товаров и услуг. Это влечет за собой недопроизводство валового национального продукта, происходит снижение уровня благосостояния населения. Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Безработица имеет экономические и социальные последствия.[6,стр.368].

I. Социальные последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обострение криминогенной  ситуации.

2. Усиление социальной  напряженности.

3. Рост количества  физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной  дифференциации.

5. Снижение трудовой  активности.

Положительные:

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного  свободного времени.

3. Возрастание свободы  выбора места работы.

4. Увеличение социальной  значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия  безработицы:

Отрицательные:

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь  безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного  уровня.

6. Недопроизводство национального  дохода.

7. Снижение налоговых  поступлений.

Положительные:

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между  работниками как стимул к развитию  способностей к труду.

3. Перерыв в занятости  для переобучения и повышения  уровня образования.

4. Стимулирование роста  интенсивности и производительности труда

   Зная сущность и причины безработицы,  можно рассмотреть регулирование занятости. Так как безработица возникает из-за несовершенства рыночного механизма. Она обусловлена превышением количества людей желающих найти работу, над числом имеющих рабочие места соответствующие профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места.        

Государственное регулирование рынка осуществляется по направлениям:

-) сокращают  законодательно установленную продолжительность  рабочего времени в период массовой безработицы;

-) разделяют  рабочие места между тружениками;

-)досрочно увольняют  на пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не  дослужили до пенсии 2-3 года;

-) сокращают  предложение рабочей силы на  рынке труда;

-) трудоустройство  непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

-) организация  общественных работ (благоустройство  территорий, лесных массивов и  городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

     -) широкая информация населения  о возможности трудоустройства, 

      проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.

    -) трудоустройство  незанятого населения и оказание  помощи ,в 

     профессиональной  подготовке и переподготовке через биржи труда[8, стр.333].

Важная роль при осуществлении политики занятости  отводится биржам труда. Биржи труда- учреждения ,которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим применить знания, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессионально ориентированной молодежи. Направления деятельности бирж труда:

1.регистрация  безработных;

2.регистрация  вакантных мест;

3.трудоустройство  лиц желающих получить работу;

4.прогнозирование  спроса и предложения на рынке  труда;

5.профессиональная  переподготовка безработных;

6.выплата пособий.

 Пособия по безработице- государственное пособие, получаемое безработным в течение определенного времени. Особенности выплаты пособий по безработице- то, что продолжительность периода выплаты пособия по безработице не должна превышать 12 месяцев. И выплата пособий прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации с выплатой стипендии. [1, стр.154].

Для молодежи получающих образование данные пособия выплачиваются в виде стипендии. Современная цивилизация выдвинула следующие количественные требования к образованию молодежи:

      -) вся молодежь должна получить  среднее и высшее образование;

      -) важно резко увеличить численность  лиц с высшим образованием  в составе всех работников . ( их  доля в США-36%, в России -14%)

     -) кадры специалистов должны бать молодыми  (до 30 лет), чтобы быть способными нестандартно мыслить.

Изучив последствия  безработицы и пути ее снижения в общем, рассмотрим особенности борьбы с безработицей в России.

Для начала рассмотрим борьбу с безработицей в России.

2010 год был объявлен президентом как год по борьбе с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действует и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда было выделено 36,4 миллиарда рублей. Большую часть средств расходуют на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Программа включает следующие пункты:

1.Общественные  работы. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка ( вместо долгосрочных работ ) . Как показал 2009 год , общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.

2. Создание новых  рабочих мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику.

3. Кредит на  собственный бизнес. На открытие  собственного дела безработные смогут получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных.

4. Пособия по  безработице. В 2009 году был  увеличен размер социальных выплат. Минимальное пособие по безработице  составило 850 рублей (для тех, кто  ранее не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее  могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы  [12, стр.321].

5. Помощь студентам.  Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда в этом году должна стать организация стажировок для выпускников вузов. В программе антикризисных мер на будущий год указано, что стажировки могут пройти 70 % выпускников, находящихся под риском не трудоустройства.

6. Переобучение. В 2009 году около 200 тысяч человек  прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку по данным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2011 году [11].

Информация о работе Безработица: виды, последствия и пути снижения