Безработица: теория и российская действительность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 04:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы будет детальное изучение теории и анализ проблемы безработицы в современной России.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- дать определение безработицы и раскрыть ее экономическую сущность;
- рассмотреть взгляды экономических школ на безработицу;
- рассмотреть виды безработицы и их специфику;
- проанализировать современное состояние безработицы в России;
- предложить пути решения проблем безработицы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ВИДЫ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ …………………………………………5
1.2 ВЗГЛЯДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ НА БЕЗРАБОТИЦУ ……………………………7
1.3 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИХ СПЕЦИФИКА …………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 13
2.1 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ В ПЕРИОД МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ………13
2.2 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В 2009 ГОДУ ………………………………………..15
2.3 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ РОССИИ В 2010 ГОДУ …………………………………21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ 23
3.1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ ……………………………………………………...23
3.2 СОЗДАНИЕ БОЛЕЕ ГИБКОЙ МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА …………………………..25
3.3 НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ ………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

БЕЗРАБОТИЦА_ГОТОВО.doc

— 2.53 Мб (Скачать документ)
 

      Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.

      Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.

      Молодежь  до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).

      Самый высокий уровень безработицы  отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.

      Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта7. 

      

      Рис. 6. Состав безработных по продолжительности поиска работы (в % от общей численности безработных) 

      Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

      Среднее время поиска работы безработными в  феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У  женщин оно составило 7,3 месяца, у  мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность  безработицы уменьшилась по сравнению  с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.

      Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие  опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных  формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.

      В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников. 

      Таблица 3.

      Структура безработных по наличию опыта  работы и обстоятельствам незанятости

  Безработные Имеют опыт работы Из них  оставили прежнее место работы в  связи с Не имеют  опыта работы
высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией  организации, собственного дела увольнением по собственному желанию
Тыс.человек
Февраль 2008г. 5308 3788 1044 1115 1520
Ноябрь 2008г. 5289 3862 1079 1185 1427
Февраль 2009г. 7107 5453 2092 1566 1654
В процентах
Февраль 2008г. 100 71,4 19,7 21,0 28,6
Ноябрь 2008г. 100 73,0 20,4 22,4 27,0
Февраль 2009г. 100 76,7 38,4 28,7 23,3

2.3 Уровень безработицы России в 2010 году

    По  данным Минэкономразвития пик роста  безработицы пришелся на начало 2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения). По данным Минэкономразвития, в начале 2010 года ситуация значительно ухудшилась за счет того, что компании продолжают снижать издержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическая ситуация улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти.

    Уровень безработицы в России в декабре 2010 года по сравнению с январем 2010 года сократился и вышел почти на докризисный уровень.

    Показатель  на 1 октября снизился до 5 миллионов  человек. В январе эта цифра составляла 6,8 миллиона человек, что являлось весьма высоким показателем.

    Сократилось и количество официально зарегистрированных безработных. Пик был в феврале. Это было 2 миллиона 295 тыс человек. На конец сентября их количество сократилось  более чем на 570 тысяч.

    На  сегодняшний день общая безработица по сравнению с сентябрём осталась на том же уровне - 5 миллионов человек.

    Также снизилась напряжённость на рынке труда. Если раньше по статистике на одну вакансию претендовали 3 безработных, то сейчас - 1,5.

    Улучшилась ситуация и с неполной занятостью, и с вынужденными отпусками. На начало года этот показатель был равен 1 миллиону человек, к концу года - 619 миллионов.

    В рамках правительственных программ к общественным и временным работам  за 9 месяцев было привлечено 1 миллион 223 тысячи человек. Профессиональное обучение прошли 96 тысяч работников, находившихся под риском увольнения.

    Постановлением Правительства Российской Федерации № 812 от 12 октября 2010 года установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год. Согласно документу, размеры пособия оставлены на прошлогоднем уровне: на 2011 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 руб., максимальная величина - в размере 4900 руб8.

    Таким образом, ситуация на рынке труда сейчас скорее напряжённая, нежели стабильная. Одной из причин является то, что в 2009 году заработная плата не была проиндексирована ни в государственном секторе, ни в большинстве частных компаний.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы

 

    Политика  занятости - часть экономической  политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

    - содействие развитию малого предпринимательства  на разных уровнях управления;

    - разработка концепции обеспечения  занятости и выживания населения  малых городов;

    - ориентация на сокращение безработицы,  оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

    - становление эффективного рынка  труда, предполагающее повышение  цены труда по мере роста  национальной экономики;

    - целенаправленное формирование  государственного сектора экономики, для сохранения рабочих мест9.

    Пути  решения проблем безработицы:

    Прямой  путь - это возрождение отечественного производства, организация новых  рабочих мест во всех сферах хозяйственной  деятельности.

    Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

    - обеспечение правовой защищенности наемных работников.

    - использование альтернативных форм занятости.

    Помимо  гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность  выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы "дележа рабочих мест" и "дележа работы" во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

    Развитие  системы страхования от безработицы:

    - повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

    - использование страховых принципов,  когда наряду с работодателем  в формировании фонда участвует  и сам работник;

    - финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

    - упрощение процедуры регистрации  безработных в службах занятости.

    Решение проблемы неплатежей заработной платы.

    Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах. В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равноправие сторон.

    Социальное  партнерство реализуется через  систему переговоров и заключаемых  соглашений и договоров. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов10.

3.2 Создание более  гибкой модели  рынка труда

 

    В идеале в России следует создать  максимально гибкий рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).

    Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, - это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы.

Информация о работе Безработица: теория и российская действительность