Безработица и её виды. Социально-экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, выявление сущности и причин безработицы, а также математико-статистическое исследование безработицы в Нижегородской области.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Раскрыть сущность безработицы: выявить ее причины и рассмотреть виды.
- Показать социально-экономические проблемы, вызываемые безработицей, с которыми сталкивается как отдельный человек, семья, так и государство в целом.
- Провести анализ распространения безработицы в Нижегородской области.
- Рассмотреть пути и социально-экономические меры, направленные на снижение безработицы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Социально - экономическая сущность безработицы………………… 6
1.1 Сущность и понятие безработицы…………………………………….......... 6
1.2. Причины и виды безработицы……………………………………………… 7
Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы………………..15
Глава 3. Анализ распространения безработицы в Нижегородской области…..20
3.1. Мониторинг регистрируемой безработицы в Нижегородской области…..20
3.2. Состав зарегистрированных безработных…………………………………..22
3.3. Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда в Нижегородской области…………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………......29
Приложение 1. Динамика изменения численности граждан, обратившихся
в службу занятости, и безработных………………………………………………30
Приложение 2. Динамика изменения уровня регистрируемой безработицы и
напряжённости на рынке труда……………………………………………………31
Приложение 3. Уровень безработицы в разных районах Нижегородской
области………………………………………………………………………………32
Приложение 4. Состав безработных по полу…………………………………......33
Приложение 5. Состав безработных по месту проживания……………………..33
Приложение 6. Состав безработных по возрасту………………………………...34
Приложение 7. Средняя продолжительность безработицы и доля безработных,
состоящих на учёте свыше 1 года…………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа).doc

— 865.00 Кб (Скачать документ)

2. Безработица  сковывает требования профсоюзов  о повышении заработной платы,  как бы срабатывает в пользу  требований союзов предпринимателей.

3. При длительной  безработице работник теряет  квалификацию, а получение новой  квалификации и адаптация к  новым условиям часто протекают  для него болезненно.

4. Безработица  ведет к прямому падению ранее  достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.

5. Сам факт  безработицы наносит человеку  тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами. Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.

        В литературе социально-экономические последствия безработицы также называются издержками безработицы [9; С.83].

      Очень часто государством оцениваются лишь экономические издержки данного явления. Экономические издержки безработицы - это издержки, связанные с конкретными финансовыми потерями. Например, чем больше безработных, тем выше сумма пособия, выплачиваемая государством.

       К основным экономическим издержкам безработицы относятся:

· обесценивание  последствий обучения;

· сокращение производства;

· затраты на помощь безработным;

· утрата квалификации;

· снижение жизненного уровня;

· недопроизводство национального дохода;

· снижение налоговых  поступлений. [14; С.93].

     Социальные издержки по сравнению с издержками экономическими практически не поддаются оценке. Но, несмотря на это, их последствия на много превышают последствия первых.

      Во времена массовых кризисов наблюдается общая бездеятельность. Отсутствие работы ведёт к потере самоуважения, упадку моральных устоев, отрицательно сказывается на семьях и т.д. Всё это вызывает состояние напряжённости в обществе и ведёт к политическим беспорядкам.

      Меры государственного регулирования безработицы различают:

1. По уровню  воздействия:

· федеральные (Правительство  РФ, министерства и ведомства РФ);

· региональные (субъекты Российской Федерации);

· местные (города, районы, населенные пункты);

· отраслевые (отраслевая структура экономики);

· внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

      На федеральном уровне реализация государственной политики осуществляется федеральными органами государственной власти, региональном - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местном - органами местного самоуправления, отраслевом - министерствами и ведомствами, внутрифирменном - работодателями всех форм собственности.

2. По характеру  и содержанию мер это:

· правовые;

· финансово-экономические;

· финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика;

· социальные - социальная, демографическая и миграционная политика, программы содействия занятости  населения;

· организационно-административные - формирование рабочей среды, гибкая занятость и гибкая организация труда, предупреждение массового высвобождения и другие.

3. По использованию  методов политики занятости:

· методы пассивной  политики занятости населения;

· методы активной политики занятости населения.

      Пассивная политика предусматривает предоставление государством определенных социальных гарантий: регистрация ищущих работу граждан, определение размера и выплата пособия по безработице, материальная помощь.

     Активные методы способствуют скорейшему возвращению безработных к активному труду, повышают эффективность занятости и конкурентоспособность рабочей силы.

4. По формам  активной политики:

· содействие трудоустройству  и трудовой реабилитации слабозащищенных  категорий граждан (трудоустройство  на вакантные, вновь создаваемые   рабочие места; организация общественных и временных работ, сельской самозанятости, индивидуально-предпринимательской деятельности; летний труд подростков);

· профессиональное обучение и переобучение безработных  граждан, незанятого населения и  высвобождаемых работников (профобучение, повышение квалификации и опережающее обучение высвобожденных работников);

· профессиональная ориентация и психологическая поддержка  безработных и незанятых граждан (индивидуальное консультирование, профинформация, превентивная профориентация).

5. По формам  воздействия:

· прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение  годового фонда рабочего времени, регулирование  совместительства, стимулирование гибких форм;

· косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

6. По источникам  финансирования государственной  политики занятости:

· федеральный  бюджет (субвенции);

· республиканский  бюджет;

· местный бюджет;

· средства предприятий  и организаций;

· внебюджетные средства.

       Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

· развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

· обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;

· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

· поддержку  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в  рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

· осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

· предупреждение массовой и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

· поощрение  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

· объединение  усилий участников рынка труда и  согласованность их действий при  реализации мероприятий по содействию занятости населения;

· координацию  деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

· международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм.

       Таким образом, безработица становится общечеловеческой проблемой, когда её уровень превышает состояние «полной занятости». Возникающая массовая безработица оказывает своё негативное воздействие на всё общество в целом в виде экономических и социальных издержек.

       Подводя итог по главе, можно выделить следующие социальные издержки безработицы:

· обострение криминогенной ситуации;

· усиление социальной напряженности;

· рост количества физических и душевных заболеваний;

· увеличение социальной дифференциации;

· снижение трудовой активности [9; С.93].

При этом разработан ряд мер и программ государственного регулирования политики занятости в РФ, социальную и экономическую эффективность которых можно оценить, используя соответствующие показатели.

Глава 3. Анализ распространения безработицы в  Нижегородской области

Эта глава подготовлена по материалам сайта  http://www.czn.nnov.ru

(Управления  ГСЗН Нижегородской области) и   по материалам "Российской газеты" - Экономика Поволжья № 5321 от 26.10.2010. 

3.1. Мониторинг  регистрируемой безработицы в  Нижегородской области

      В этой главе мы рассмотрим показатели безработицы в Нижегородской области за 9 месяцев 2010 года (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года).

      В январе-сентябре 2010 года в областную службу занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы  111,2 тыс.  человек, или 61,8% к соответствующему показателю 2009 года. Из общего числа обратившихся 49,1%  (54,6 тыс. человек) составляют женщины.

     На  конец отчетного периода численность  граждан, обратившихся в службу  занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 26,3 тыс. человек, что в 1,5 раза меньше, чем на конец сентября 2009 года (39,9 тыс. человек); число зарегистрированных безработных –   22,5 тыс. человек, или  в 1,5 раза меньше  соответствующего показателя    2009 года (34 тыс. человек) (Приложение 1).

     Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, составил на 01.10.2010  1,23%  против  1,89% на 01.10.2009, т.е. количество безработных уменьшилось (Приложение 2). В разных районах области их число и, соответственно, уровень безработицы не одинаковы. Данные представлены в таблице 1 и приложении 3.

Таблица 1

Район Безработных, чел. Уровень безработицы, %
Ардатовский 66 0,66%
Арзамасский 363 1,48%
Б.Болдинский 53 1,07%
Б.Мурашкинский 56 1,03%
Балахнинский 760 2,34%
Богородский 228 0,95%
Борский 814 1,83%
Бутурлинский 136 1,73%
Вадский 120 1,52%
Варнавинский 47 0,97%
Вачский 54 0,70%
Ветлужский 90 1,21%
Вознесенский 73 0,97%
Володарский 97 0,57%
Воротынский 92 1,27%
Воскресенский 108 1,56%
Выксунский 706 1,62%
Гагинский 65 0,99%
Городецкий 979 2,01%
Д.Константиновский 126 1,56%
Дивеевский 38 0,66%
Княгининский 88 1,43%
Ковернинский 150 1,49%
Кр.Баковский 181 1,67%
Кр.Октябрьский    88 1,87%
Кстовский   729 1,43%
Кулебакский  313 1,54%
Лукояновский  181 1,40%
Лысковский 115 0,72%
Навашинский 60 0,56%
Павловский   322 0,67%
Первомайский 87 0,93%
Перевозский 145 1,65%
Пильнинский 75 0,79%
Починковский 189 1,27%
Семеновский 202 0,94%
Сергачский  260 1,73%
Сеченовский 106 1,58%
Сокольский 203 3,56%
Сосновский 141 1,74%
Спасский   53 1,29%
Тонкинский  53 1,51%
Тоншаевский 89 0,76%
Уренский  153 1,04%
Чкаловский   237 2,46%
Шарангский 74 1,35%
Шатковский 169 1,80%
Шахунский  293 1,36%
г.Арзамас   957 1,64%
г.Дзержинск 1216 1,05%
г.Саров 535 1,09%
г.Н.Новгород 8263 1,22%
По  области  22489 1,23%

Информация о работе Безработица и её виды. Социально-экономические последствия безработицы