Банковская система РК: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание

После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и банковской деятельности” имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”.

Содержание

Введение.
История развития банковской системы в Казахстане
Роль банков в рыночной экономике.
Роль банков в сфере рынка услуг.
Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан.
Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

kursawaja.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)
 

   Казахстанско-Немеций  университет

   Факультет бизнеса и предпринимательства

   Курсовая  работа

 

   По  курсу экономическая теория

   Тема: Банковская система РК: проблемы и перспективы. 
 
 
 
 
 

   Выполнил  студент

   группы 1 «Б» 1 курса

   очного  отделения

   Бурков  В.В.

   Проверила:

   Першина И.Б. 
 
 

   Алматы, 2005.

 

    План:

  1. Введение.
  2. История развития банковской системы в Казахстане
  3. Роль банков в рыночной экономике.
  4. Роль банков в сфере рынка услуг.
  5. Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан.
  6. Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками.
  7. Заключение.
  8.  
  9. Введение
 

     В Казахстане развита  система рыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейших  структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.

Понятие «система»  широко используется современной наукой. Термином «система» охотно оперируют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков.

     В одном из лучших немецких учебников  «Банковское дело» под редакцией  проф. Х.Е. Бюшгена отмечается, что  банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль – роль банка банков.

     В Казахстане собственная банковская система появилась после получения  суверенитета, в декабре 1990 г. Уже  в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. В 1993 г. акционерно-комерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.

     После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и  банковской деятельности” имеет  двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы.

      
 
2. История развития банковской системы в Казахстане
 
 

     Во  времена советской власти Казахстан  не имел своей банковской системы, так как на территории республики функционировали филиалы и отделения центральной кредитной системы СССР. В связи с этим история банковской системы неразрывно связана с историей СССР и дореволюционной России. В банковскую систему царской России входили: Государственный банк, акционерные банки, общества взаимного кредита, городские банки, банки ипотечного кредита и другие кредитные учреждения.

     Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860г.) являлся Центральным банком всей кредитной системы. Ему принадлежало монопольное право на выпуск бумажных денег в обращение. Государственный банк России привлекал в 1914г. больше половины вкладов и текущих счетов, около 1/3 учетно-ссудных операций всех акционерных коммерческих банков. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран Государственный банк России кредитовал не только банки, но и промышленность, торговлю, заготовки. К 1914г. он имел 10 контор, 124 отделения и 791 приписную кассу государственного казначейства.

     Акционерные коммерческие банки (47 банков с 743 филиалами) занимали доминирующие положение на рынке ссудных капиталов и к 1914г. достигли высокой степени концентрации.

     Для обслуживания средней и мелкой буржуазии  функционировали мелкие кредитные учреждения: общества взаимного кредита (11081), городские общественные банки (343).

     Система ипотечного кредита состояла из государственного дворянского земельного банка, государственного поземельного банка, 10 акционерных земельных банков, 36 городских кредитных банков и прочих банков ипотечного кредита.

     Среди прочих кредитных учреждений наиболее распространение получила кредитная  кооперация, обслуживающая зажиточные слои деревню. Она состояла из ссудосберегательных  касс и кредитных товариществ.

     После Октябрьской революции 1917г. был осуществлен  принцип государственной монополии организации банковского дела. В стране был создан Государственный банк, а затем, в результате национализации частных коммерческих и других банков, - отраслевые и территориальные банки, принадлежащие также государству. Одним из звеньев банковской системы становятся государственные трудовые сберегательные кассы. Одновременно с государственными банками в первые годы советской власти создаются негосударственные кредитные учреждения: кооперативные и частные государственно-капиталистические, в т.ч. с участием иностранного капитала. В 1922г. стали организовываться кредитные и ссудно-сберегательные товарищества и их союзы, в задачу которых входило оживление деревни и кустарной промышленности. В 1924г. сельскохозяйственной кооперации было разрешено проводить кредитные операции в форме приема вкладов, выдачи ссуд и посредничества в расчетах. На 1 апреля 1926г. в СССР насчитывалось 16185 товариществ, из них 2426 - кредитных и ссудно-сберегательных и 12424 - сельскохозяйственных с кредитными функциями.

     С 1922г. создаются общества взаимного  кредита для кредитования частной  торговли, промышленности, а также  государственно-капиталистический  акционерный юго-восточный банк и Российский коммерческий банк с участием иностранного капитала.

     Коллективизация сельского хозяйства сделала ненужной кредитную кооперацию, которая ликвидируется в 1931г. Вытеснение частного сектора из сферы торговли и промышленности привело к свертыванию деятельности общества взаимного кредита. Функции других кредитных органов переходит к государственным отраслевым банкам: Промбанк, Цекомбанк, Всекобанк, Центральный сельхозбанк и другие, которые были образованы в 1922—1925 гг.

     В результате проведения кредитной реформы  в СССР в 1930-1932 гг. организованы отраслевые банки на новых принципах. Созданы 4 специальных банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений:

     Банк  финансирования капитального строительства  промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Он был в 1959 г. реорганизован в Стройбанк СССР;

     Банк  финансирования социалистического  земледелия (Сельхозбанк СССР), организованный вместо многочисленных кредитных товариществ  и республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 г, был упразднен, его функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);

     Банк  финансирования капитального строительства  кооперация (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936 г. Всекобанк был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку СССР, упразднен ному в 1959г.);

     Банк  финансирования коммунального и  жилищного строительства (Цекомбанк); был упразднен в 1959 г., а его функции распределены между Стройбанком и Госбанком СССР.

     Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций сосредоточились в Госбанке СССР.

     Был осуществлен на практике принцип  концентрации денежного оборота  в одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло  иметь расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все безналичные расчеты.

     Банковская  реформа в СССР била проведана  в 1987 - 1988гг. В результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.

     На  Промстройбанк СССР было возложено  проведение кредитной политики, повышение  эффективности системы кредитования основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, а также расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в системе Госснаба СССР. Банк ввел расчетные, ссудные и другие счета предприятий и объединений этих отраслей хозяйства. Такое же комплексное кредитно-расчетное обслуживание предприятий агропромышленного комплекса осуществляет Агропромбанк СССР; предприятий и организаций социальной сферы и торговли - Жилсоцбанк СССР; обслуживания населения - Сбербанк СССР. Внешэкономбанк СССР обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям.

     Структура специализированных банков была построена  по административно-территориальному принципу. Организованы республиканские банки в союзных республиках и управления банков в краях и областях. На уровне района или города банки имели свои учреждения. Они создавались первоначально, по принципу: в районе, как правило, одно учреждение одного из специализированных банков, клиентура которого преобладает в данном районе. Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены в каждом районе, колхозе и совхозе. Низовое звено спец банков (кроме Сбербанка), несмотря на специализацию, обслуживало всю клиентуру данного района. По существу специализация банков выражалась только на уровне управления, а низовые учреждения превратились в универсальные кредитные учреждения. Они обслуживали клиентуру всего района, т.е. предприятия, всех отраслей.

     Коммерческие  банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали как специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли (промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось, зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных предприятий.

     В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.

     В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить  переход банковской системы к ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.

     Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать  монополию Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с валютой.

     После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк, Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-коммерческий банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк - Агропромбанк Республики Казахстан, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий банк Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий — Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан. 

Информация о работе Банковская система РК: проблемы и перспективы