Банковская система развитых стран и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание

Современная банковская система – одна из важнейших сфер национального хозяйства любого государства с развитой рыночной экономикой. Практическая роль банковской системы определяется тем, что она управляет системой платежей и расчетов в государстве; большая часть коммерческих сделок осуществляется через вклады, кредитные операции и инвестиции; банки направляют сбережения населения к производственным структурам и фирмам наряду с другими финансовыми посредниками.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1 Сущность, функции и роль банковской системы ………………………..5
2 Общие признаки и особенности банковской системы
развитых стран ………………………………………………………………17
2.1 Общие признаки банковской системы развитых стран ……………17
2.2 Особенности Федеральной резервной системы США ………………20
2.3 Особенности Европейской системы центральных банков ………....25
2.4 Особенности банковской системы Японии …………………………...30
3 Методы регулирования банковской деятельности развитых стран …..33
Заключение ……………………………………………………………………...42
Приложение ……………………………………………………………………..45
Список использованных источников ………………

Работа состоит из  1 файл

Банковская система развитых стран и методы ее регулирования.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

Внешне банковские системы различных стран кажутся непохожими, так как они сложились в разные исторические периоды под воздействием национальных особенностей и функционируют в экономическом пространстве неодинакового уровня развития. Однако если рассматривать банковские системы не в статическом состоянии, а в исторической перспективе, то обнаруживаются их общие черты. Они развиваются по единым законам, в своем формировании проходят аналогичные этапы, среди которых можно выделить следующие: этап дерегулированных разрозненных банков; ступень концентрации эмиссионных функций в едином (не обязательно государственном) центре; период мобилизации финансово-кредитных учреждений на финансирование концентрирующего в своих руках всю полноту власти государства или приоритетных отраслей экономики, определенных им; фаза национализации всей или значительной части банковской системы; стадия приватизации банковской системы; этап делиберализации денежно-кредитной политики; период стабильности и роста банковской системы.

Перечисленные фазы могут следовать в отдельных случаях с отступлениями и пропусками и, как правило, перемежаются кризисными периодами, материализующими накопившийся в финансовых системах потенциал внутреннего конфликта [24. C. 4].

Группа развитых стран воплощает достижения мировой экономики. Эти страны имеют наибольшие объемы ВВП, сложнейшую технологию производства, высочайший уровень производительности труда и наиболее развитую банковскую систему.

 

 

 


2.2 Особенности Федеральной резервной системы США

Анализ структуры и деятельности Федеральной резервной системы (ФРС) представляет особый интерес. И это связано не только с тем, что в современном мире США занимают ведущие позиции по важнейшим направлениям развития экономики и общества. Банковская система США формировалась под воздействием различных условий, среди которых особо следует отметить экономические кризисы и деятельность государств и штатных (местных) органов власти. Основная особенность банковской системы США состоит в ее двойном подчинении – как федеральному правительству, так и властям отдельных штатов. И те, и другие часто осуществляют одни и те же функции, и это способствует скорее усилению конкуренции между ними, чем сотрудничеству. Стоит одной контролирующей организации снизить требования к банкам для сохранения старых и привлечения новых кредитных учреждений, как другая регулирующая организация вынуждена следовать за первой. Это объясняется необычной чертой американской банковской системы: банки сами определяют свою юрисдикцию, т.е. сами выбирают для себя органы регулирования и контроля. Подобной практики нет ни в одной другой сфере государственного регулирования. Деление банков на национальные (получившие лицензию от правительства США) и банки штатов (получившие лицензию властей этих штатов) сложилось исторически. В отличие от стран Западной Европы, где повсеместно образовывались крупные общенациональные филиальные системы больших банков, в США развитие банковского дела в каждом штате шло самостоятельно.

Банки США (и это является их особенностью) могут открывать новые филиалы только в пределах штата, где находится их главная контора, и каждый штат имеет свой порядок учреждения филиала. Это относится как к небольшим, так и к крупнейшим банкам, представленным на американском финансовом рынке.

В силу исторических, экономических и внутриполитических особенностей своего развития США значительно позже других основных капиталистических стран вступили на путь создания централизованной банковской системы. После нескольких неудачных попыток создать единый центральный банк страны в целях рассредоточения властных полномочий, в 1913 г. в соответствии с принятым Конгрессом США законом была создана Федеральная резервная система, которая является частной компанией и ей владеют банки-пайщики. В настоящее время в нее входят: 12 Федеральных резервных банков; Совет управляющих, обеспечивающий наблюдение за деятельностью Федеральных резервных банков; Комитет по операциям на открытом рынке, который занимается проблемами купли-продажи ценных бумаг федерального правительства. Организационная структура Федеральной резервной системы США представлена на схеме 1.

Схема 1. Структура Федеральной резервной системы США

              Совет управляющих

             

                                   Федеральный комитет                                                         

                                           открытого рынка                                                              

                Федеральные резервные банки

 

Нью-Йорк   Бостон   Филадельфия   Ричмонд   Атланта   Даллас   Индианополис

      Сан-Франциско            Канзас-Сити    Сент-Луис    Чикаго   Кливленд            

Банки-члены ФРС

 

Совет управляющих – это своего рода политический штаб ФРС, осуществляющий руководство операциями системы на всех этапах и во всех сферах. До 1930-х годов происходили постоянные разногласия между Федеральным резервным Советом в Вашингтоне (переименованном в 1935 г. в Совет управляющих) и двенадцатью федеральными резервными банками. Со временем Совет управляющих закрепил за собой регулирующую функцию, став высшим административным органом власти. Состав Совета управляющих ФРС включает семь членов, назначенных президентом страны с одобрения сената Конгресса США сроком на четырнадцать лет, причем каждые два года осуществляется ротация одного управляющего. Председатель совета и его заместитель также назначается президентом США (с одобрения сената) из числа членов совета на четыре года. Основными задачами Совета управляющих являются руководство банковской системой США, регулирование банковских учетных ставок и резервных требований, осуществление контроля деятельности федеральных и коммерческих банков и других депозитных институтов страны. Кроме того, в сферу полномочий и ответственности Совета управляющих входит контроль за денежной и платежной системой и участие в работе Комитета по операциям на открытом рынке.

Федеральный   комитет   открытого рынка —  комитет , организованный в соответствии с Банковским законом 1935 года и действующий в настоящее время. В обязанности  Комитета  входит разработка монетарной политики, стимулирующей сразу четыре направления: стабильность цен, экономический рост, полная занятость, устойчивость внешних платежей и международной торговли. Комитет  занимается покупкой и продажей  федеральных  долговых обязательств и ценных бумаг казначейства  США .

В отличие от других стран, где существует один центральный банк, США имеют по сути 12 центральных банков (Федеральные резервные банки).

В начале своей деятельности основной целью ФРС была помощь банкам в период банковских кризисов и биржевых лихорадок. Сегодня главной функцией ФРС является реализация денежно-кредитной политики государства на основе регулирования роста депозитов и кредитов коммерческих банков, банковских учреждений, холдинг-компаний в целях управления экономической конъюнктурой и уровнем цен в стране.

Задачами ФРС являются: обеспечение стабильности банковской и финансовой систем; проведение монетарной политики; контроль инфляции и безработицы на основе управления денежной массой; выполнение роли фискального агента федерального правительства и агента по обслуживанию государственного долга; осуществление регулирования и контроля банковской деятельности.

ФРС осуществляет также операции с иностранной валютой. Будучи агентом министерства финансов, которое несет ответственность за проведение международной экономической политики, ФРС, в зависимости от складывающейся ситуации, имеет право осуществлять интервенции на международных валютных рынках.

Характерными особенностями ФРС являются: наличие полной политической независимости; повышенное внимание к проблемам стабильности ценовой политики как одной из основ экономического роста; ответственное проведение монетарной политики; осуществление эффективного регулирования и контроля  деятельности банковских учреждений; эффективная организация платежной системы страны.

Таким образом, Федеральная резервная  система, или ФРС, выполняет функции центрального банка Соединенных Штатов. В этой связи она несет ответственность за разработку и реализацию денежно-кредитной политики,  банковский  надзор, а также предоставление финансовых услуг депозитным институтам и федеральному правительству. Будучи самостоятельным институтом, она не зависит ни от Конгресса США, ни от правительства. Структура ФРС отличается от структуры большинства центральных банков мира. Так, функции принятия решений распределены между двенадцатью региональными членами  системы. ФРС может контролировать денежное предложение, что оказывает влияние на процентные ставки.


2.3 Особенности Европейской системы центральных банков

Рассмотрим более детально деятельность Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) является наднациональной структурой и одним из ключевых институтов Европейского Союза (ЕС). ЕЦБ имеет статус юридического лица и является независимым финансовым институтом. Капитал ЕЦБ формируется за счет взносов стран-участниц (акционерами ЕЦБ являются только национальные центральные банки).

Отличительными чертами институционального устройства Единого европейского банка являются: его федеральное построение (по аналогии с американской Федеральной резервной системой); независимость от национальных и наднациональных политических структур; закрепление целей банка непосредственно в его уставе.

Федеральный принцип построения заключается в создании центрального банка ЕС в виде двухуровневой европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемой вновь созданным Европейским центральным банком. Банки второго уровня – центральные банки всех стран-членов – полностью подчиняются решениям ЕЦБ. Но, поскольку руководители национальных банков имеют большинство в Совете управляющих ЕЦБ, они, в конечном счете, и определяют его политику.

Законодательный характер независимости ЕЦБ является следующей отличительной чертой банка. Для изменения статуса ЕЦБ необходим созыв межправительственной конференции и единогласное решение всех стран-членов. Ни ЕЦБ как организация, ни члены его руководящих органов не имеют права запрашивать или получать инструкции от органов ЕС, стран-членов или иных институтов.

Финансовая независимость Европейского банка обеспечивается тем, что и ЕЦБ, и национальные банки имеют собственные бюджеты, формируемые независимо от государственных структур.

Основные функции, возложенные на ЕЦБ, следующие: разработка и реализация монетарной политики в зоне евро; обеспечение нормального, бесперебойного функционирования систем платежей и расчетов; осуществление международных валютных обменных операций; санкционирование эмиссии банкнот в пределах ЭВС; хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран – членов зоны евро; координация деятельности национальных центральных банков стран-участниц; консультирование национальных банков стран ЕС; сбор и анализ статистической информации.

Вышеперечисленные функции выполняются ЕЦБ как непосредственно, так и делегируя свои полномочия национальным центральным банком. При этом банковский надзор не является прерогативой Европейского центрального банка, поскольку в таких странах, как Франция и Германия, эти функции выполняются специализированными институтами.

Важнейшей целью монетарной политики, проводимой ЕЦБ, является поддержание ценовой стабильности, или контроль стабильности цен.

Организационная структура Европейской системы Центральных банков представлена на схеме 2.

Схема 2. Структура Европейской системы Центральных банков.

Европейская система центральных банков

 

Совет управляющих ЕЦБ

Продолжение схемы 2. Структура Европейской системы Центральных банков.

 

Управляющие национальными центральными банками

Члены Исполнительной дирекции ЕЦБ

 

Исполнительная дирекция ЕЦБ

 

                             Президент ЕЦБ, вице-президент ЕЦБ,

четыре члена Совета управляющих

 

Генеральный Совет ЕЦБ

 

                        Национальные                                                                       Уполномоченные

                    центральные банки                                                        контрагенты ЕЦБ

 

Управление ЕЦБ осуществляет Совет управляющих (основной орган управления), в который входят члены его Исполнительной дирекции, т.е. президент и вице-президент банка и не менее четырех других членов и руководителей национальных центральных банков стран – участниц зоны евро. Основные задачи Совета управляющих заключаются в следующем: разработка денежно-кредитной и валютной политики ЕС; определение ориентиров, необходимых для решения основных задач, стоящих перед ЕЦБ; разработка и принятие правил и процедур, регламентирующих внутреннюю структуру ЕЦБ и его руководящих органов.

Исполнительным органом ЕЦБ является Исполнительная дирекция, на которую возложены обязанности по реализации монетарной политики, а также всех решений, которые принимает Советом управляющих. Кроме того, Исполнительная дирекция направляет все необходимые инструкции национальным центральным банкам стран-участниц. Поскольку не все страны-члены ЕС вошли в зону евро, в ЕЦБ существует третий руководящий орган – Генеральный совет ЕЦБ. Его основная задача – осуществление консультации между руководящими органами ЕЦБ и странами-членами ЕС, не вошедшими в зону евро. Членами Генерального совета ЕЦБ являются президент и вице-президент ЕЦБ, а также 25 руководителей центральных банков стран-участниц ЕС (12 из них представляют страны еврозоны и 13 управляющих национальными банками стран, в нее не входящих).

Европейский центральный банк входит в Европейскую систему центральных банков. Европейская система центральных банков, в сущности, представляет собой иерархическую комплексную систему отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками государств – членов ЕС по поводу достижения целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. Причем главенствующая роль в этих отношениях принадлежит именно ЕЦБ.

Информация о работе Банковская система развитых стран и методы ее регулирования