Банковская система и ее роль в национальной экономике; особенности её развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать основные принципы организации и функционирования банковской системы, определить особенности банковской системы Республики Беларусь. Исследования и разработки: изучена типичная банковская система, устройство банковской системы в условиях переходной экономики, структура банковской системы Республики Беларусь; определена роль центрального банка в развитии экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3
1 Современная банковская система: основные понятия и структура. Роль банковской системы.................................................................................................4
1.1 Сущность и уровни банковской системы……………………………
1.2 Функции банковской системы………………………………
2 Опыт становления банковских систем в странах с переходной экономикой..
3 Особенности банковской системы, проблемы её развития и стабилизации в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных ……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике, Кольцов В.А..docx

— 313.52 Кб (Скачать документ)

Создаваемые в экстренном порядке институты (например, залога, аудита) нередко больше напоминали декорации, нежели эффективные инструменты  рыночной экономики, поскольку в  этих странах существовал огромный исторический разрыв в экономических, правовых, культурных и нравственных традициях. Институт собственности  в силу специфики процессов приватизации также далеко не всегда играл должную  роль. Многие государственные институты  из-за коррупции и неэффективности  не оказывали стабилизирующего воздействия  на процесс реформирования экономики  и банковского сектора [10, c.54].

Отставание от хода реальных процессов в банковском бизнесе  еще отчетливее проявлялось на уровне подзаконных актов. Система расчета, надзора и  валютного регулирования  в странах с переходной экономикой не соответствовала практическим потребностям и тенденциям мирового развития. При  этом правила регулирования и  надзора не всегда учитывали новые  виды рисков. Так, рекомендации и методики измерения рыночных рисков, рисков срочных операций, их учета в нормативах достаточности капитала появились  только в середине 1990-х годов, хотя данные виды рисков начали стремительно повышаться под влиянием процессов финансовой глобализации еще с конца 1980-х годов.

В странах с переходной экономикой наблюдался серьезный макроэкономический дисбаланс, вызванный кризисом государственных  финансов, высокой инфляцией, неэффективностью доминировавшего государственного сектора экономики (в том числе  и государственных банков), нестабильностью  торгового и платежного балансов, а, следовательно, и курса национальных валют. Это, безусловно, негативно сказалось  на становлении переходных банковских систем.

Капитализация коммерческих банков, особенно в сопоставлении  с характером и уровнем принимаемых  на себя рисков, была явно недостаточной. Капитал новых коммерческих банков быстро обесценивался в результате инфляционных процессов в экономике. Кроме того, на начальном этапе  становления двухуровневых банковских систем отсутствовали жесткие требования к величине и качеству капитала кредитных  организаций. В последующем их введение сталкивалось с жестким противодействием со стороны коммерческих банков и  их лобби. Еще большее сопротивление  встречали требования об установлении минимальной величины собственных  средств кредитных организаций. Например, в России ее намеревались ввести только с 1 января 1999 г. (после 10 лет развития новой банковской системы), однако этим планам не суждено было сбыться вследствие системного банковского  кризиса 1998 г. [11, c. 24].

Управление рисками банковской деятельности в странах с переходной экономикой было неэффективным. На начальном  этапе становления двухуровневых  банковских систем ощущался острый дефицит  профессиональных кадров, отработанных технологий совершения банковских операций и управления рисками, необходимых  информационных систем. Отсутствовали  институты для решения проблемы информационной асимметрии, в частности, кредитные бюро, информационные центры по анализу ситуаций в тех или  иных отраслях экономики. Серьезной  проблемой были доступность и  качество информации о макроэкономической ситуации, состоянии банковского  сектора.

В бывших социалистических странах не была сформирована комплексная  система защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Вклады в банках не подлежали страхованию, и вкладчики  в любой момент могли потерять свои сбережения. Обычными стали внезапные  банкротства коммерческих банков со столь же внезапным исчезновением  всех реальных активов, возникновение  финансовых "пирамид". Неразвитость законодательства и процедур банкротства  и санации банков делала уязвимыми  перед лицом недобросовестных банкиров не только рядовых вкладчиков, но и  всех кредиторов.

В ходе реформ бывшие социалистические страны сделали чрезмерную ставку на открытость своих экономик для иностранных  инвесторов. Это не привело к существенному  росту капиталовложений в модернизацию национальных экономик, но зато повысило привлекательность их финансовых и валютных рынков для спекулятивного капитала. Во многих странах проводилась политика масштабных государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках, причем ее стратегия и тактика были крайне выгодными для спекулянтов, игравших на понижение курсов государственных ценных бумаг и национальных валют.

Отмеченные факторы способствовали возникновению общеэкономических, валютных и системных банковских кризисов в странах с переходной экономикой [13, c. 231]. Существенную роль в этом сыграло и неблагоприятное внешнее воздействие. Например, кризисы в России, Украине, Грузии и ряде других стран были спровоцированы наряду с прочими факторами и паникой инвесторов после начала масштабного кризиса в странах Юго-Восточной Азии [14, c.132]. Рассмотрим подробнее ситуацию в некоторых бывших социалистических странах Восточной Европы.

Польша. В 1991 г. в Польше большинство крупных государственных банков, Банк продовольственного хозяйства и кооперативные банки столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Правительство предприняло шаги по рекапитализации банковского сектора (в 1993 г. семи государственным банкам на эти цели было предоставлено 750 млн. долл. Банку продовольственного хозяйства и кооперативным банкам - 900 млн. долл.).

В 1994 г. произошли серьезные  изменения в банковском законодательстве Польши, призванные обеспечить успешную трансформацию банковского сектора  и стабильное развитие национальной банковской системы. Законом о реструктуризации кооперативных банков была введена  трехступенчатая структура кредитной  кооперации (кооперативные банки, региональные банки, Банк продовольственного хозяйства), предусмотрены меры по поддержанию  ликвидности и платежеспособности кооперативных банков, определены источники  финансирования убытков кооперативного банковского сектора. Закон о  банковском гарантийном фонде установил  гарантии не только для физических, но и для юридических лиц и  стал важным элементом антикризисной  политики польских властей.

Другая важная особенность  посткризисной банковской системы  Польши  - значительное присутствие  иностранного капитала, на долю которого в конце 1990-х годов приходилось 25% всего капитала национальной банковской системы. В стране функционируют 15 банков со 100-процентным иностранным участием, 3 отделения и 37 представительств иностранных  банков.

Для Польши характерна высокая  степень концентрации банковских активов. На два крупнейших банка, в первую очередь на Сберегательный банк, приходится 32% активов банковского сектора, а на 21 банк - 86% активов [10, c. 61].

Чехия. В ходе реформирования банковской системы Чехии в 1990-е годы Центральный банк отказался от использования методов прямого административного контроля и перешел к рыночным методам регулирования. С 1994 г. применяются требования Базельского комитета по адекватности капитала (8%) к чешским банкам.

В 1996-1997 гг. банковская система  Чехии пережила системный банковский кризис. Центральный банк и правительство  Чехии в целях недопущения  дальнейшей дестабилизации ситуации были вынуждены реализовать дорогостоящую (12% ВВП) программу реструктуризации проблемных банков.

В настоящее время в банковской системе Чехии очень сильны позиции  иностранного капитала, прежде всего немецкого, австрийского и французского. По состоянию на 1 января 2009 года банковский сектор Чехии был представлен 37 банками второго уровня,   30 из которых  контролируется  иностранным капиталом. Самыми значительными среди них  являются Чехословацкий  Торговый Банк, Чешский Сберегательный Банк,  Юни Кредит Банк  и Коммерческий Банк. И только в 7 банках решающая доля капитала принадлежит чешской стороне, в двух из них преобладающей является доля государства, 16 банков – филиалы зарубежных  банков [10, c.43].

После вступления Чешской  Республики  в ЕС продолжилась тенденция  сокращения банков с решающей долей  чешского капитала. Характерной особенностью данного этапа развития банковского  сектора является агрессивное вхождение  западных банков на чешский рынок.

На 1 января 2009 года  совокупный  собственный капитал  банковского сектора Чехии составил 292,2 млрд. чешских крон, а доля собственного  капитала в ВВП на начало 2009 г. составила  7,9%.

Состояние банковского сектора  Чехии оценивается как удовлетворительное, но при этом остаются риски как внешнего, так и внутреннего характера. Банковская система Чехии сильно монополизирована. Здесь доминирует несколько крупных банков, которым принадлежит 57% банковских активов страны, 70% занятых и 71% операционной прибыли сектора. В этом слабость чешской банковской системы. Если в результате кризиса ухудшится состояние хотя бы одного из этих системообразующих банков, то серьезные потрясения неизбежны. 

В Чехии построена банковская бизнес-модель, в значительной степени, зависящая  от кредитов западных банков. Масштабы вхождения зарубежных банков на чешский  рынок значительны даже по международным  меркам.

Дальнейшее развитие  ситуации в финансовом секторе Чехии  прогнозируется с учетом влияния  внешних угроз,  тогда как более  серьезную проблему составляют  внутренние угрозы, которые исходят  из следующего:

  • Ухудшения сальдо текущего счета платежного баланса, которое  резко сократит возможности маневрирования бюджетной и монетарной политикой;
  • В результате нарастания социальных проблем давление на фискальные счета правительства будет только усиливаться;
  • Исторически обусловленного низкого уровня доверия к политике и деятельности денежных властей.

Исходя из вышеперечисленного, можно констатировать, что основная опасность распространения кризиса  в Чехии будет исходить из внутренних угроз, когда кризис ликвидности  грозит перерасти в кризис неплатежей [10, с. 48].

Болгария. В конце 1980-х годов в Болгарии начался процесс перехода от централизованной модели экономики к рыночной. На балансе бывших государственных банков к началу 1990-х годов накопились значительные суммы ссудной задолженности неплатежеспособных предприятий государственного сектора экономики. Правительство реструктурировало эту задолженность в долгосрочные государственные облигации. Впоследствии из-за неисполнения правительством взятых на себя обязательств Центральный банк был вынужден признать данные облигации сомнительным активом, по которому должны формироваться 100-процентные резервы.

В 1996 г. совокупный кредитный  портфель банковского сектора страны составлял 924 млрд. левов (около 12 млрд. долл.), однако из-за низкого качества управления рисками и неблагоприятной  ситуации в экономике в целом  доля сомнительной задолженности в  кредитном портфеле достигла 33,3 %, а безнадежной - 16,4 %. Убытки, обусловленные прежде всего потерями кредитов, привели к резкому падению величины собственных средств болгарских банков. В 1995 г. их совокупный капитал на 34%. Его отношение к сумме активов, взвешенных с учетом риска, составило к началу 1996 г. – 1,3 % при минимально допустимом уровне 8%. В результате соотношение безнадежных кредитов и совокупного капитала банковского сектора повысилось к началу 1997 г. до 214 %.

Действие негативных макроэкономических и институциональных факторов, а  также фактора структурных диспропорций в банковском секторе усилилось  из-за валютного кризиса 1995 г., в результате чего в Болгарии разразился системный  банковский кризис, нанесший экономике  убытки в размере 13% ВВП. Для устранения его последствий в 1996-1997 гг. при  участии МВФ и Всемирного банка  была разработана и успешно осуществлена программа реструктуризации банковской системы. Она основывалась на обеспечении  макроэкономической стабилизации благодаря  оздоровлению государственных финансов и ужесточению денежно-кредитной  политики Болгарского народного  банка. В результате заметно снизились  темпы инфляции, ставка рефинансирования БНБ, банковский процент, что сделало  кредит доступным для реального  сектора экономики и способствовало выходу страны из экономического кризиса.

В Закон о банках и банковской деятельности были внесены изменения, заложившие правовую базу для активного  регулирования центральным банком ситуации в банковской сфере. Расширились  полномочия Болгарского народного  банка как в содействии оздоровлению проблемных банков, так и при отзыве лицензий у несостоятельных банков и инициировании их банкротства.

В 1996 г. в стране была введена  государственная система страхования  депозитов, предусматривающая 100-процентное возмещение вкладов частных лиц и приватизационных фондов и 50-процентное возмещение депозитов юридических лиц (за исключением финансовых институтов). Это позволило стабилизировать ресурсную базу кредитных организаций, привлечь деньги частных вкладчиков в банковский сектор.

Банковский сектор Болгарии был переведен па международные  стандарты учета, отчетности, аудита и надзора. В практике банковского  надзора были закреплены базельские стандарты оценки капитала и рисков [16, c.32].

Россия. В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находящийся в прямом подчинении Правительства. Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся единым эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, так и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам.

 При этом сохранялись  государственная монополия банковского  дела и строгая централизация  управления кредитом. Центральный  банк в Российской Федерации  был создан после обретения  ею суверенитета на базе Госбанка  СССР [11, c.11-17].

Информация о работе Банковская система и ее роль в национальной экономике; особенности её развития в Республике Беларусь