Банк система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание

Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении банковской системы, а также разобрать в чем состоит ее структура.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- дать понятие банковской системы;
- рассмотреть основы банковской системы;

Работа состоит из  1 файл

банк. система.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     - Ведомственный – осуществляет  Центральный Банк РФ;

     - Независимый – осуществляют аудиторские фирмы.

     В ходе выполнения своих надзорных  функций Банк России имеет право:

     - Давать рекомендации руководству  банков о возможных путях ликвидации  недостатков;

     - Предъявлять требования учредителям  банка о принятии мер по  устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей банка;

     - Направлять в банк (филиал) своего  представителя для выяснения  причин имеющихся недостатков  и для разработки предложений  для их устранению;

     - Назначать временную администрацию  по управлению банком (филиалом) на период, необходимый для его финансового оздоровления или выполнения предписаний Центрального Банка РФ;

     - Вносить на рассмотрение Совета  директоров Центрального Банка  Российской Федерации предложения  о введении ограничений на  проведение банковских операций;

     - Предъявлять требования к головному  банку о регистрации или ликвидации  филиала с сообщением об этом  Департаменту банковского надзора  и территориальному главному  управлению по месту нахождения  головного банка;

     - Ставить вопрос о реорганизации  или ликвидации банка.

     В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, а также  сложившейся мировой практики и  требований международных надзорных  органов ЦБ вправе устанавливать  им обязательные нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии.

     В зависимости от состава и количества выполняемых операций различают  банки специализированные (инвестиционные, инновационные, сберегательные, ипотечные и др.) и универсальные коммерческие банки, осуществляющие широкий круг различных банковских операций. В условиях нестабильности экономики универсализация деятельности банков способствует обеспечению их большой доходности путем диверсификации активов и пассивов. С учетом зоны обслуживания коммерческие банки могут быть отраслевыми, муниципальными, региональными, межрегиональными. Отдельные банки имеют свои представительства и филиалы за рубежом.

     Кредитные организации имеют право заключать  между собой договоры для решения совместных задач, создавать холдинги, вступать в союзы для защиты и представления интересов своих членов, координация их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций и не преследуют цели получения прибыли. Им запрещается осуществлять любые банковские операции. Они регистрируются как некоммерческие организации и в месячный срок уведомляют ЦБ РФ о своем создании [8, С.59]. Так сейчас наблюдается равномерный рост количества банков. Растет количество банков, преобразованных в филиалы других, более крупных банков, что способствует концентрации банковского капитала.

     Кредитные организации, которые имеют право  осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности», называются небанковские кредитными организациями. К ним относятся клиринговые палаты, ломбарды, лизинговые компании, кредитная кооперация и др. круг банковских операций для них устанавливает ЦБ РФ.

 

3. Перспективы развития банковской системы РФ

 

     Вопрос  о роли банков в развитии экономики  неоднозначен. Для российской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое значение. Центральный банк сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, коммерческие банки долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики – не их дело, главное – как можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали «карманными» не только в экономическом, но и политическом отношениях. [14, С.5]

     Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

     Вторым  приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов  граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики.

     Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики.

     Четвертым приоритетом считаем необходимость  скорректировать сложившиеся представления  о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания  кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.

     В 2012 – 2014 годах деятельность Банка  России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора  будет сосредоточена на реализации мер, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года в части повышения качества банковской деятельности и обеспечения устойчивости кредитных организаций. .[14, С.8]

     Банковский сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции (как внутриотраслевой, так и межотраслевой) на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. Это обусловливает необходимость реализации кредитными организациями мер по повышению их капитализации. Ожидается также активизация процессов консолидации в банковском секторе с формированием более крупных банковских структур.

     Одновременно  получат развитие процессы диверсификации банковского бизнеса и доходов, в том числе в связи с внедрением новых технологий, совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского регулирования. Предстоит обеспечить снижение концентрации рисков, в том числе на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений, вид деятельности, отрасль. Предполагается, что для поддержания стабильного уровня доходов банки будут развивать продукты, генерирующие комиссионный доход.

     Существенное  внимание кредитные организации  уделят формированию долгосрочной ресурсной базы, все более важным элементом которой становятся вклады населения. Указанные тенденции должны оказать благоприятное влияние на уровень обеспеченности банковскими услугами граждан и организаций.

     Усиление  конкуренции и меры по развитию банковского  регулирования и банковского  надзора должны способствовать повышению  транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В результате кредитные организации будут в большей мере ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности, более рациональное ведение бизнеса, построение эффективных систем управления, включая управление рисками.

     В сфере совершенствования банковского регулирования и банковского надзора Банк России в 2012 – 2014 годах продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования. .[14, С.29]

     Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2012 год  и период 2013 и 2014 годов

     Совершенствование практики банковского надзора и  повышение его качества намечается осуществлять по следующим направлениям:

     – идентификация принятых банками  рисков с учетом перспектив состояния  экономики и финансовой сферы, развитие системы раннего реагирования;

     – реализация дифференцированного подхода  к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;

     – осуществление надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе рисков на бизнес аффилированных с банками лиц;

     – развитие надзора на консолидированной основе;

     – развитие взаимодействия с органами государственного регулирования и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.

     Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях.

     Банк  России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций.

     В рамках реализации положений Базеля II в 2012 – 2014 годах будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.

     В рамках внедрения новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 году и поддержанными главами государств «Группы 20» на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, будет проведена работа:

     – по внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

     – по установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

     – по введению двух нормативов ликвидности: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.

     В 2013 – 2014 годах будут определены подходы  к формированию банками контрциклического  буфера капитала в качестве инструмента  ограничения системного риска. Для  реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.

     В 2012 – 2014 годах предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.

Информация о работе Банк система