Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

При неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи “предоставленной самой себе”, превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар становится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Антимонопольного регулирование экономики и эффективность его норм………………………………………………………………………………...4

Глава 2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики:

2.1. Состав антимонопольного законодательства…………………..................12

2.2. Антимонопольная политика: модернизация и недостатки………….........16

2.3. Нарушение антимонопольного законодательства………………………...22

Глава 3. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………….35

Литература………………………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эконом.теории (антимонополия).doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

   Основным  достижением второго этапа можно  считать начало обособления антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами и инструментарием, отличными от методологии Экономической политики, хотя и имеющими точки соприкосновения. Важность конкурентной политики отражена на самом высоком уровне: соответствующие изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ (ч. 1).

  В этот период наблюдается и определенный диссонанс между двумя политиками. Так, закон "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" (1998 г.) поставил ключевой целью защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от внешней конкуренции, если она неблагоприятна для национальных агентов. Тем самым были зафиксированы четкие цели экономической (внешнеторговой) политики государства. Однако при этом не была учтена проблема воздействия протекционистских мер на внутренние рынки России, что заложило основу для формирования в будущем легальных монопольных эффектов с необязательно положительными в целом последствиями для внутренней конкуренции и отечественных потребителей.

   Отсутствие  координации между конкурентной и экономической Политиками в России выражалось и в том, что само представление о стратегических мерах по развитию конкуренции не отражало необходимость взвешенной оценки последствий усиления конкуренции с позиций промышленной политики.

   В рамках данного этапа многие аспекты несогласованности экономической и конкурентной политик могут быть объяснены отсутствием чёткого представления о целях одного и другого видов государственного воздействия на экономику, классификации специфических инструментов воздействия, а также об идентификации областей, где интересы той и другой политики могут пересекаться и конфликтовать.

   Началом третьего этапа в развитии антимонопольного регулирования в России можно считать август 1998 г., когда после финансового кризиса изменились ориентиры и методы экономической политики. Пришло понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению и эффективности экономической политики.

   В этот период антимонопольная политика активизируется в рамках ее защитной функции. Появляется новая редакция Закона "О конкуренции...", дополненная многочисленными случаями запрета тех или иных действий фирм. Политика демонополизации полностью передается в ведение органов антимонопольного регулирования. Тем самым начинается процесс разграничения полномочий экономической и конкурентной политик. Углубляются представления о предмете антимонопольной политики во многом благодаря потребностям экономической политики. Так, демонополизация как одно из направлений антимонопольного регулирования должна охватывать теперь не только региональные, но и межрегиональные товарные рынки.

   Конкурентное  законодательство развивается применительно  к новым сферам регулирования. В 1999 г. был принят закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", определивший основные направления конкурентной политики в данной сфере.

     В 2002-2001 гг. появляется большое число  подзаконных правовых актов (постановления Правительства РФ, приказы МАП РФ), нацеленных на дальнейшее укрепление регулирования отдельных видов деятельности в рамках финансовых рынков (банковской деятельности, страхования, работы пенсионных фондов, сферы лизинговых услуг и т.д.).

   В 2000-2003 гг. антимонопольная политика отходит от преимущественно ценового регулирования и начинает осуществлять мониторинг общего состояния дел на рынке. Приходит понимание того, что "высокий уровень цены и неуклонное повышение ее само по себе еще не является результатом монополистических действий изготовителя продукции, то есть монопольным завышением цены, а только в случае, если это повышение получено в результате злоупотребления изготовителем своим доминирующим положением". Тем самым расширяются инструменты конкурентной политики, что создает хорошую основу для согласования ее мер с инструментами экономической политики.

   С 2004 г. начинается новый этап развития антимонопольного регулирования. В рамках административной реформы государственных органов управления создается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России, в то время как экономическая политика пока еще в недостаточной степени ориентируется на согласование с конкурентной политикой.

   Но  несмотря на значительные подвижки в разработке мер антимонопольной политики, она в реальности по-прежнему носит пассивный характер. Как показывает практика, все без исключения антимонопольные дела фиксируют реакцию антимонопольных органов на возникновение той или иной ситуации. Выявление нарушений происходит только по жалобам самих субъектов. Если жалоб нет, то и монопольных эффектов как бы не существует, хотя реальные нарушения в деятельности конкурентного механизма уже могут иметь место.

   Активизация политики поддержки конкуренции  видится в ее нацеленности на предотвращение появления неоправданных конкурентных преимуществ отдельных экономических субъектов за счет как стратегического поведения фирм на товарных и финансовых рынках, так и неадекватной государственной поддержки каких-либо рыночных агентов. Рост эффективности деятельности антимонопольных органов требует совершенствования нормативно-правовой базы и методологического обеспечения. Необходимо принятие нового Закона "О конкуренции", так как в действующий закон уже внесены все возможные изменения.

 Определенные  положительные моменты в деятельности ФАС в последнее время связаны с обсуждением проекта нового федерального закона "О конкуренции". Основным достоинством проекта является объединение в одном законодательном акте норм, регулирующих поведение фирм на товарных и финансовых рынках. Тем самым создается правовая база для единообразной трактовки добросовестных и недобросовестных форм конкуренции экономических субъектов, которые могут одновременно или взаимосвязано действовать как на товарных рынках, так и на рынках финансовых услуг. Расширение уведомительной системы, а также снятие ряда барьеров и облегчение в целом административного бремени в экономике, предлагаемые в проекте закона, также могут оказать конструктивное влияние на деятельность крупных и мелких компаний в России.

 В то же время по-прежнему остаются сомнения в действенности данного закона. Закон предусматривает не слишком серьезные санкции за уклонение и нарушение его и как бы "перекладывает" бремя своего исполнения главным образом на судебную систему страны. Поскольку судебная система России далека от совершенства, эффективность правоприменения вызывает определенные опасения.  
 
 

                                               Заключение. 

     Антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляется на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

     В течение почти пятнадцати лет в России действует закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в который многократно вносились изменения и дополнения.

     Проекты законов «О законе конкуренции» и  «О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предполагают существенные изменения правовой базы антимонопольной политики, включая понятийный аппарат, определение антиконкурентной практики, инструменты государственной поддержки конкуренции и систему санкций за нарушение законодательства.

 Сговоры между участниками рынка –  одна из наиболее опасных форм ограничения  конкуренции, негативно влияющая на стимулы и, как следствие, на производительную деятельность, эффективность размещения ресурсов, связанных с практикой фиксирования цен и раздела рынка.

 Таким образом, можно сделать вывод  по данной работе, что антимонопольное  регулирование необходимо для экономики  как в России, так и за рубежом.  
 
 
 
 

                                         Список литературы. 

                        Официальные законодательные документы. 

  1. Российская  Федерация. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Издат. Дом Литера; Регата,  2000.
 

                                          Учебники, пособия. 

  1. Борисов Е.Ф. Экономика. М, 2008.
  2. Еременко В.И. “Антимонопольное законодательство зарубежных стран”. М, 1997.
  3. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М., 1993.
  4. Ойкен В. “Основные принципы экономической политики” М., 1995.
  5. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - 5-е изд., исправ. - Киров, «АСА»,2006
 

                                             Журналы. 

  1. Качалин В. Международные аспекты антимонопольного регулирования. // Мировая экономика  и международные отношения. -2006. - №2.
  2. Клейн Н.И. Защита публичного правопорядка и гражданских прав при нарушении антимонопольного законодательства. // Закон. - 2008. - №2.
  3. Никеров Г.И. Антимонопольное регулирование в США: 115-летний опыт и его итоги. // Государство и право.- 1999.- №6.
  4. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы. // Вопросы экономики. – 2007. - №8.
  5. Сушкевич А.Г. Правовая квалификация доминирующего положения в новом антимонопольном законодательстве. // Закон. - 2008. - №2.
  6. Толоконников А. Правовое регулирование конкуренции в Европейском союзе. // Обозреватель. - 2006. - №8.
  7. Шаститко А. Дискретные институциональные альтернативы в контексте дерегулирования экономики. // Вопросы экономики. - 2004. -№12.
  8. Шаститко А. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства. // Вопросы экономики. - 2007. - №8.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы