Антимонопольная политика в Республике Молдова: проблемы и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:17, реферат

Описание

Когда я выбирал тему для реферата, я пытался выбрать такую, которая была бы мне максимально интересна, а также такую, которая раскрывает вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики.

Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды, по моему мнению, относится к важнейшим факторам перехода нашей страны к рыночной экономике. Поэтому я и выбрал эту тему.

Содержание

Введение______________________________________________________________ 3
Структура рынка несовершенной конкуренции:

а) Чистая монополия___________________________________________ 4

б) Олигополия_________________________________________________ 6

в) Монополистическая конкуренция______________________________ 7
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика_____________ 8
Проблемы демонополизации в Республике Молдова и эффективность проводимой политики______________________________________________________________15
Заключение ___________________________________________________________19
Список использованной литературы_______________________________________20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 61.98 Кб (Скачать документ)

   Настоящую конкуренцию на благо потребителю можно возродить только в том случае, если предоставить равные возможности всем видам собственности: государственной, частной, коллективной, кооперативной и так далее. Во многих странах, например в США, достаточно развит сектор государственной торговли, и он существенно влияет на понижение. Ведь как бы частник не стремился угодить покупателю, цены у него всегда будут выше, потому, что по сравнению с государственным предприятием у частного издержки выше.

   Общепринятый метод демонополизации раздробление хозяйствующих монополий у нас не может иметь универсального характера, так как республика не обладает достаточным потенциалом.

   Важным направлением демонополизации производства является разгосударствление и приватизация собственности, которые должны привести к формированию государственного и негосударственного секторов в соотношении 30:70. Только в этом случае государство перестает быть монополистом. Однако существующее законодательство, и в первую очередь закон «О приватизации», привёл к тому, что почти весь государственный сектор был растащен на мелкие ни как не связанные друг с другом части, что очень пагубно сказалось на экономике нашей страны.

   Важным направлением борьбы с монополизмом антимонопольных органов явилась децентрализация производства. При оценке работы всех крупных объединений были выявлены те из них, у которых эффективность ниже, чем у обособленно существующих предприятий. Эти объединения являются своего рода данью гигантомании застойного периода, которые были сформированы даже без учета технологического единства. При этом было учтено следующее. Во-первых, расформированию не подлежат объединения эффективные, внедряющие достижения научно-технического прогресса. К ним лишь было применено только антимонопольное законодательство. Во-вторых, те объединения, которые составляют единый технологический комплекс, были децентрализированы путем акционирования. В США, например, корпорация, овладевшая 90 процентами рынка, считается уже полным монополистом и подлежит роспуску или ставится под контроль государства. Например, компания «Американ телефон энд телеграф», даже будучи по суду разукрупненной, остается под контролем особой государственной комиссии, так как она по-прежнему контролирует около 90% рынка.

   В Республике Молдова телефонная компания, как и энергетическая и тепловая также являются монополистами. И они пытаються диктовать свои цены и условия. Чтобы не быть голословным приведу пример. Всем жителям столицы нашей страны известен поставщик тепла “Termocom”, который по подсчётам аналитиков накручивает тарифы на этот вид услуги для конечного потребителя аж на 100%. Для устранения этой проблемы пока ничего существенного властями не предпринимается.

   Особое внимание ведомства уделяют злоупотреблениям экономической мощью. Благодаря этому, конкуренция и обусловленное ею повышение производительности ограждается государственными мероприятиями от возможных посягательств. Стало быть, данные ведомства создают условия для конкуренции, под которой подразумевается равноправие участников.

   Актуальнейшее значение в нашей республике имеет борьба с отраслевой монополией, которая является основой административно командной системы. Первый шаг в виде демонополизации банковской системы уже сделан при помощи следующих действий:

          • формирования независимой резервной системы Республики Молдова, которая  поддерживает определенный уровень цен, обеспечивая рост реальных доходов и уровень занятости населения;

          • окончательного формирования двухэтажной банковской системы (национальный банк - коммерческие банки);

          • превращения банков в деловых партнеров предприятий на базе слияния банковского и промышленного капитала.

   Демонополизация в торговле находиться ещё в стадии развития, поэтому она до сих пор осуществляется по следующим параметрам:

          • формирование государственного и негосударственного сектора торговли и конкурентная борьба между ними за покупателя;

          • в зависимости от секторов выбор этапов, темпов, форм и способов разгосударствления и приватизации торговых предприятий;

          • создание торгово-промышленного комплекса Молдовы путем слияния торгового, банковского и промышленного капиталов с одновременными антимонопольными мерами;

          • отход торговли от затратного хозяйственного механизма, создание альтернативных торговых структур, формирование новых объединений торговли, работающих на коммерческих принципах.

   Устранение диктата органов материально-технического снабжения было осуществлено путем перевода их на принцип полного хозрасчета и самофинансирования, перехода к оптовой торговле средствами производства, когда покупатель определяет продавца, а продавец- покупателя; расширение сферы прямых связей и бесфондового рыночного оборота; обеспечение прямого выхода на потребителя республиканских и районных органов материально- технического снабжения независимо от их ведомственной подчиненности; формирование рынка средств производства. Данные методы оказались чересчур эффективными, так как результатом их явилась зависимость продавцов от покупателей.

   Демонтаж монополии в сфере потребления, также находиться в незавершенной стадии и затронул следующие принципы:

          • неукоснительного устранения образовавшегося разрыва прав и обязанностей между производителями продукции и услуг, с одной стороны, и их потребителями- с другой;

          • создания возможности для всестороннего и экономически обоснованного взаимодействия интересов, как производителей, так и потребителей продукции;

          • обеспечения приоритета потребителей в таких сферах взаимодействия с производителями, как признание потребительских свойств продукта и затрат на его производство, определения условии производства и внедрения новой техники;

          • формирования массовых ассоциаций конечных потребителей, контролирующих потребительские свойства продукции;

          • усиления конкуренции между предприятиями различных отраслей, а также между отраслями, за повышение социально- экономической эффективности производства, за качество продукции, за внедрение новейших достижений научно- технического прогресса, за потребителя.

   Проблема  монополии в НТП решилась сама  собой из-за того что НТП  в Р.М. в принципе сошёл на  нет, поскольку государство не  удосужилось сохранить конкуренцию  в этой области при помощи  принятия каких либо решений  по следующим направлениям:

          • формирование новой системы управления научно- техническим прогрессом как органической части единой целостной системы управления народным хозяйством;

          • целевое финансирование научных исследований и их конкурсное размещение;

          • превращение творческих научных коллективов в основное звено науки, создание социального фонда для поддержки групп ученых, которые выступают с новыми идеями, противоречащими устоявшимся взглядам;

          • создание инновационного фонда для поддержки массовых работ, которые не гарантируют успеха, но в случае удачи создают огромные выгоды;

          • формирование научно- технических парков, технополисов для сочетания научно- технических, образовательных, производственных ячеек отечественного и иностранного капиталов с маркетинговой деятельностью;

          • льготное налогообложение, которое компенсировало бы повышенные затраты на научные исследования и внедрение новинок научно- технического прогресса;

          • формирование научно- технического законодательства в республике, в частности, законов о государственной научно- технической политике, об интеллектуальной собственности, статусах научного работника, творческого коллектива и НИИ.

   В ликвидации технологической монополии государство добилось определённых успехов, проведя целесообразные меры по:

          • созданию, параллельных, конкурирующих структур с аналогичной специализацией, продуктовым и технологическим профилем;

          • поощрению формирования новых предприятий во всех секторах экономики, независимо от форм собственности, а также следует обеспечить им свободный выход на рынок;

          • созданию системы мер по стимулированию создания и функционирования малых предприятий;

          • переходу государственного регулирования цен от конфискационно - наказывающего к регулирующе – стимулирующего в системе налогообложения;

          • перенесению центра тяжести с административных мер, исходящих «сверху» на использование инициативы всех заинтересованных в коммерческой деятельности лиц и предприятий.

   Одним из действенных путей борьбы с монополизмом, который с успехом применила  Республика Молдова, является контрактная форма отношений между государством и предприятиями, основанная на принципах обоюдной ответственности и заинтересованности, базирующихся на твердых государственных гарантиях. Такая система приобретает особую актуальность в условиях мирового финансового кризиса и инфляционного роста цен на продукцию.

   Для устранения монополий в Молдове уже принято эффективно действующее, соответствующее мировым стандартам антимонопольное законодательство, а вот соответствующие структуры, контролирующие выполнение этого законодательства на всех уровнях, начиная от президента и кончая производителем, ещё не набрали той полноты силы, которую им предоставляет данное законодательство. Нельзя сказать, что в этом плане в республике ничего не делается. Принятые правительством антимонопольные законы, такие как: Закон Республики Молдова от 30 июня 2000 года №1103-XIV "О защите конкуренции", Постановление Правительства Республики Молдова от 26 февраля 1993 года №99 "О регулировании цен (тарифов) на продукцию предприятий-монополистов" и другие, уже должны были искоренить в нашей стране монополию. Однако, они имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, за пределами государственного регулирования остаются большинство предприятий монополистов, задействовавших рычаги давления на административный ресурс и поэтому оставшихся “на свободе”. Во-вторых, не определены правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, поэтому антимонопольные службы ещё не набрали нужного влияния в своей сфере деятельности.

   По мнению  многих экономистов устранение данных недочётов избавит Республику Молдова от пагубного влияния монополии на её экономику в будущем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

 

   В своём реферате по теории экономики я рассматривал тему «Антимонопольная политика в Республике Молдова: проблемы и эффективность». Я постарался просто и понятно описать основные модели рынка не совершенной конкуренции, а также привести наглядные примеры.

   Рассматривая вопрос об антимонопольной политике в Республики Молдова, я постарался выявить наиболее важные проблемы в каждой из частей экономики и проанализировать эффективность уже принятых мер.

   У всех рыночных моделей есть и свои достоинства, и свои недостатки, в том числе и у конкуренции. Но при всех видах и формах, в рамках любой современной экономики конкуренция является мощной движущей силой развития и совершенствования производства и всех иных видов социально-экономической деятельности, оказывая разнообразное благотворное влияние, как на производителя, так и на потребителя.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

 
  1. Конституция Р.М. и законодательные акты:
   
    1. Закон Республики Молдова  от 30 июня 2000 года №1103-XIV "О  защите конкуренции" (По состоянию на 22.07.2011)
   
  1. Закон Республики Молдова  от 17 февраля 2000 года №820-XIV "Об антидемпинговых, компенсационных  и защитных мерах"
   
  1. Постановление Правительства Республики Молдова от 17 августа 1995 года №582 "О регулировании  монополий в Республике Молдова" (По состоянию на 20.12.2010)
   
  1. Положение о порядке регулирования  цен (тарифов) на продукцию  и услуги хозяйствующих  субъектов-монополистов Утверждено постановлением Министерства финансов Республики Молдова  от 10 августа 1994 года №84
   
  1. Инструкция  о порядке проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства Утверждена постановлением Министерства экономики  Республики Молдова  от 7 июля 1994 года №21
   
  1. Постановление Правительства Республики Молдова от 5 октября 1993 года №619 "О некоторых  нормативных актах, регламентирующих механизм реализации закона Республики Молдова "Об ограничении  монополистической  деятельности и развитии конкуренции" (По состоянию на 24.03.1997)
   
  1. Постановление Правительства Республики Молдова от 26 февраля 1993 года №99 "О регулировании  цен (тарифов) на продукцию  предприятий-монополистов" (По состоянию на 20.07.1993)
   
  1. Закон Республики Молдова 29 февраля 1992 г. №906-ХII "Об ограничении монополистической  деятельности и развитии конкуренции" (По состоянию на 23.02.2007)

Информация о работе Антимонопольная политика в Республике Молдова: проблемы и эффективность