Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Динамика формирования и развития хозяйственной системы показывает, что все экономические процессы и явления в общественной жизни подвержены периодическим колебаниям и волнообразным изменениям: спадам и подъемам, всплескам и депрессиям, оживлениям и кризисам. В то же время, именно благодаря цикличности, происходит развитие и усиление экономической динамики во времени и в пространстве, осуществляется естественный ход исторического развития событий и явлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Причины цикличности экономики и виды экономических циклов………4

2. Фазы промышленного цикла и механизм их смены……………………….8

3. Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России…………………………………………………………………………...12

Практикум………………………………………………………………..……..18

Заключение……………………………………………………………………...20

Список литературы………………………………………………...…………………….21

Работа состоит из  1 файл

КУРС..docx

— 55.83 Кб (Скачать документ)

      Кроме рассмотренных выше цикличных экономических кризисов перепроизводства,  существуют и другие типы кризисов:

      -  промежуточный кризис, который обычно охватывает не все сферы экономики, носит локальный, менее глубокий характер, чем цикличный, может временно возникать даже во время фазы оживления и подъема;

      - частичный кризис, охватывающий какую-нибудь одну сферу или отрасль экономики (например, кредитную, бюджетную, денежную и др.);

      - структурный кризис, охватывающий ряд экономических циклов и отраслей, требующих перехода к новой технике и технологии. К нему можно отнести энергетический, сырьевой, продовольственный и другие кризисы. 

      Депрессия (стагнация, застой) является достаточно продолжительной фазой (от 6 месяцев до 3 лет). Это период приспособления к новым условиям хозяйствования, когда в обществе царит неуверенность и несогласованность действий. Спад экономики прекратился, но тенденции к росту еще не наметились. Производство идет вяло, в минимальных размерах, но уже начинает рассасываться товарные запасы. Предприниматель не рискует инвестировать капитал, хотя цены стабилизировались, а банковский процент упал до самого низкого уровня. Однако выход из кризиса начинается именно в фазе депрессии. Реализуя товары по очень низким ценам, можно получить доход, если себестоимость этих товаров будет меньше их цены. Для этого начинается обновление, переоборудование производства новой техникой и технологией, которые обеспечивают снижение издержек производства и удешевление продукции. Создаётся материальная основа для оживления производства и выхода из кризиса.

Оживление характеризуется восстановлением деловой активности, ростом инвестиций, занятости. Оживление охватывает прежде всего отрасли, производящие средства производства. Возникают новые предприятия, модернизируются старые. Рост занятости вызывает рост зарплаты. После того как будет достигнут предкризисный уровень развития, начинается подъем, который обеспечивает экономический рост.

 

      Подъем (или экспансия) характеризуется возрастанием всех экономических показателей: цены, объемов производства, занятости, прибыли, зарплаты, денежного обращения и т.д. В производство внедряются новые технологии и техника, возникают новые отрасли, создающие новые товары. Рост капиталовложения сопровождается ростом курсов акций,  процентных ставок. Подъем достигает максимума, который называется процветанием или бумом. Когда кончается эта фаза, то все экономические показатели начинают снижаться, и наступает новый кризис.

     Все циклы в реальной действительности не похожи друг на друга, каждый имеет  свои специфические особенности, переплетения. При этом каждый кризис возникает как бы неожиданно и вызывается какими-либо совершенно исключительными обстоятельствами. Наличие четырех фаз экономического цикла не означает, что все они присутствуют в каждом цикле. Возможны ситуации, когда некоторые фазы отсутствуют. Допустим, экономика, минуя депрессию, переходит к оживлению. Или, например, оживление не переросло в экономический подъем, и экономика снова вошла в кризис. 
 
 

3. Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России. 

     При всем разнообразии трактовок причин и последствий колебаний конъюнктуры существует общее понимание того факта, что государство может и должно проводить антициклическую политику, сглаживать циклические колебания для поддержания экономической стабильности.

     Антициклическая политика – использование инструментов экономической политики для противодействия  колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней поворотных точек экономического цикла.

     Каковы  бы ни были методы регулирования государством циклических колебаний, все они  сводятся к противодействию. Все  мероприятия должны быть направлены против хода колебания в каждый момент. В период кризиса и депрессии  – низкая рыночная конъюнктура, и  государство всеми средствами старается  активизировать хозяйственную деятельность, а в период оживления, особенно подъема, оно старается сдерживать деловую  активность. Так, например, безработица, деловая активность регулируются увеличением  государственных расходов и снижением  налогов в период спада и повышением налогов с понижением этих расходов в период бума. Кроме того, государство  широко использует свой бюджет, осуществляя  закупки перепроизведенной продукции  и т.д. Антициклическое регулирование  осуществляется столь успешно, что  оно модифицирует сам цикл и его происхождение .

     Экономическая политика государств развивалась главным  образом как антикризисная, антициклическая. Проработан широкий арсенал направлений, мер по регулированию цикла. В  этом арсенале сегодня – инструментарий фискальной политики, средства монетарной политики и, наконец, меры прямого воздействия  на пропорции воспроизводства –  программирование и планирование национальных экономик.

     Фискальная  политика воздействует стабилизирующее  на цикл уже масштабами государственных  расходов, закупок товаров и услуг. Государственные закупки товаров  и услуг – устойчивая к конъюнктурным  колебаниям часть совокупного спроса ЧНП. Однако фискальная политика воздействует на цикл не только масштабами, но и содержанием. С точки зрения воздействия на цикл он может быть либо поощрительной, экспансионистской, либо сдерживающей, рестриктивной.

     Монетарная  политика в ее теперешнем значении сложилась в связи с переходом  от золотого стандарта к кредитным  и бумажным деньгам, не разменным  на золото. В условиях золотого стандарта  количество денег в обороте не оказывало выраженного воздействия  на циклы: чрезмерное количество уходило  в сокровище, и оттуда восполнялись добавочные потребности в деньгах. Другое дело – деньги, не разменные  на золото. Они подвержены инфляции, что препятствует их переходу в сокровище. Поэтому количество денег становится фактором воздействия на цикл.

     Снабжение субъектов экономики деньгами происходит не через эмиссию, а путем «создания  денег банками», через многодепозитное  расширение банковских избыточных резервов. При этом либо деньги предлагаются за низкие проценты (экспансионистская политика), либо проводится политика дорогих денег (рестриктивная политика), когда субъекты экономики вынуждены платить за деньги высокие проценты. Экспансионистской монетарной политикой государства пользуются на нисходящей ветви цикла, рестриктивной – на входящей.

     Среди достоинств антициклической монетарной политики выделяются ее гибкость, мобильность: ссудный процент может быть изменен  немедленно. Считается, что монетарная политика особенно действенна по отношению  к инвестициям – важнейшему двигателю  совокупного спроса.

     Правительства, борясь с кризисом, цикличностью, сочетают мероприятия фискальной и монетарной политик. Однако общепризнано, что сами по себе фискальная и монетарная политики не в состоянии избавить от цикличности, кризисов.

     Представители различных научных школ давали свои рекомендации по совершенствованию  антициклической политики. Дж. М. Кейнс  исследовал все формы эффективного спроса и пришел к выводу: цикличность  экономики зависит от инвестиций.

     Упор  в кейнсианстве делается на фискальную политику, дефицитное финансирование (на нисходящей ветви цикла), на создание и расширение государственного спроса, а также инвестиционного и потребительского спроса (через налоговые ставки). Кредитно-денежная политика (предложение денег и процентная ставка) направлена на повышение инвестиционного спроса. Но она считается кейнсианцами менее действенной, чем фискальная, ее механизм состоит из слишком многочисленных звеньев, при переходе от звена к звену нарастают искажения, нежелательные эффекты.

     М. Фридман и монетаристы считают, что современная конкуренция, как  и раньше, обеспечила бы стабильность, если бы не неоправданное вмешательство  государства. Его дискреционная  фискальная и даже кредитно-денежная политики часто дают отрицательный  эффект. Одним из действенных факторов экономической активности монетаристы  признают предложение денег. Оно  прямо, минуя ссудный процент, воздействуют на экономику. Кризисы, цикличность  часто вызываются хаотическим регулированием предложения денег государством. Фискальная и кредитно-денежная политика (в их сложившемся виде) могут  быть заменены монетарным правилом: ежегодное  расширение денежной массы должно осуществляться в том же темпе, в каком растет ВНП, т.е. на 3-5%. Это сняло бы  цикличность и инфляцию.

     Общий подход монетаристов к государственному фискальному и кредитно-денежному  регулированию разделяют и другие, примыкающие к неоклассическому направлению. Причем сторонники экономики  предложения главным в политике снижения налогов видят увеличение масштабов производства (через нераспределенную прибыль корпорации, сбережения, инвестиций), а также (через рост располагаемой  заработной платы) усиление стимулов к  труду. Этот рост предложения, с их точки  зрения, обеспечивает расширение рынка  и преодоление цикличности.

     Экономическая необходимость подводит к прямому  регулированию пропорций общественного  воспроизводства, целевому их обеспечению  инвестиционными интервенциями  государства.

     Для прямого обеспечения пропорций  общественного воспроизводства  используется прежде всего государственная  собственность в сфере производства и инфраструктуры. Однако она нигде не доминирует, поэтому развитые страны практикуют и другие пути прямого направления пропорций воспроизводства.

     Широко  используются методы индикативного  планирования. Так, во Франции планирование введено декретом Шарля де Голля  еще в 1946 г. и совершенствовалось десятки лет. Здесь не только осуществляется тщательная состыковка мероприятий  фискальной и монетарной политик. Государство  воздействует на пропорции общественного  воспроизводства, совершенствует их. Рыночный фактор формирования пропорций –  цены – находится под особым вниманием  государства. В нескольких жизненно важных отраслях (газ, электроэнергия, транспортные услуги и т.д.) существют государственные цены. При либерализации цен устанавливаются верхние и нижние границы их изменений. Запрещены перепродажи товаров по завышенным ценам, обеспечивается строгая ценовая маркировка на все товары, население широко информируется о ценах и т.д.

     Другой  путь в самых динамичных экономиках – японской, южнокорейской и некоторых  других. Одни развиваются через полюса роста: государство сворачивает  даже еще доходные, конкурентоспособные  отрасли, переключая ресурсы на новейшие, самые прогрессивные. Отсюда – опережающее  развитие стран, в которых хозяйственная  структура изменяется «снизу», выход  на самые передовые позиции, успешная конкуренция, успешная конкуренция  с лидерами, включая США. В планировании используются пятилетние планы и  различные программы; проводятся объединения, разукрупнения, реорганизации фирм и отраслей, другие прямые воздействия  на пропорции, цикличность. Проявления цикличности здесь в общем  слабее, чем в других странах.

     В последнее время много говорят  о кризисе экономики в России, но положение теории о циклических  кризисах к нему не относятся. Данный кризис порожден распадом СССР и сообщества социалистических стран, разрывом производственных связей и единого хозяйственного комплекса; разрушением существовавших экономических форм, институтов до развертывания новых; оставшейся в наследство от социализма устаревшей морально и изношенной физически материально-технической базой производства; отсутствием политики защиты отечественного товаропроизводителя; перекосами в макроэкономических пропорциях бывшего СССР; непомерными налогами. По данным межотраслевых балансов, произошла технологическая деградация общественного производства. Свертывался современный технологический уклад. Гипертрофирован топливно-энергетический комплекс, упала доля машиностроения и строительства, АПК, производства промышленных товаров и услуг. Специалисты предупреждают об угрозе потери конкурентоспособности отечественной промышленности не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Многие из них ставят вопрос о принципиальных изменениях в социально-экономической политике.

     Альтернатива  данному кризису – не переход  к очередной фазе цикла, а реализации стратегии экономического роста  применительно к условиям нашей  страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практикум 

    Объемы  ВВП (Y) в стране А в текущем году составили 9 млрд ден. ед. По расчетам ведущих экономистов в следующем году экономическая ситуация в стране будет характеризоваться следующими данными: потребительские расходы (С) составят 0,5Y, инвестиции (I) – 1 млрд ден. ед., государственные расходы (G) – 2 млрд ден. ед, чистый экспорт (Xn) – 2 млрд ден. ед. Рассчитать прогнозируемый объем ВВП и прогнозируемые темпы экономического роста.

Информация о работе Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России