Анализ продовольственного рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия рынка как экономической категории и специфику продовльственного продовольственного рынка; рассмотреть нормативно правовое регулирование продовольственного рынка России; дать анализ структуры и динамики основных показателей продовольственного рынка России; сделать выводы о современном состоянии и проблемах развития продовольственного рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 7
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.1. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 15
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 19
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_dlya_Lyadovoy_I_I.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Однако, как показывает опыт, такой  инструмент является обоюдоострым. Например, использование сельхозугодий в  качестве залога самими аграрными предприятиями, создает риски перехода этой земли в собственность банков. Такой исход имел место, в частности, в Краснодарском крае при падении цен на сельхозпродукцию и невозможности фермеров погасить задолженность. Ситуация осложняется тем, что сегодня в России не существует законодательных ограничений на переход сельскохозяйственных земель в собственность банков. Как справедливо отмечает В.И.Денисов, эта практика идет в разрез с законодательством передовых стран мира. Таким образом, залоговые механизмы целесообразно применять не напрямую – как в Краснодарском крае (аграрными предприятиями), а косвенно – как в Белгородской области (региональными властями). [16, 15]

Некоторые специалисты предлагают тиражировать этот опыт на еще более  масштабный проект – укрупнение сельскохозяйственных угодий. Так, по оценке В.И.Денисова, сегодня аграрные хозяйства предъявляют спрос на покупку 7 млн. га земли у соседних хозяйств, по тем или иным причинам не имеющих возможности обрабатывать землю. Это эквивалентно возвращению в хозяйственное использование 15% ранее утраченных земель. При этом в выкупе земель должно участвовать государство в лице федеральных или региональных властей. При средней кадастровой стоимости земли в 12,6 тыс. руб. за 1 га, бюджетные затраты на данную акцию составят 88,5 млрд. руб., т.е. 0,6% от суммы консолидированного бюджета 2009 г. Вместе с тем ожидаемый прирост продукции сельского хозяйства от расширения обрабатываемых площадей, по оценке В.И.Денисова, может составить 121 млрд. руб., т.е. в 1,4 раза больше бюджетных затрат. Если же учесть долговременные эффекты от подобного мероприятия, то его эффективность становится еще более очевидной.

Любопытно, что «разогревшийся»  аграрный сектор начинает изыскивать самые разнообразные пути наращивания  экспорта. В последнее время стал нарождаться весьма плодотворный механизм снятия барьеров по выходу на мировой рынок. Он связан с попыткой объединения предприятий разных стран, имеющих разный статус в ВТО с точки зрения участия в ней. Например, Украина уже в 2008 г. вступила в ВТО, а Россия до сих пор туда не попала. Объединение российских экспортеров с украинскими предприятиями, базирующимися на территории Украины, позволяет им выбирать «флаг» страны, под которым будут осуществляться внешнеторговые операции. При этом российский экспортер получает возможность беспрепятственно торговать с миром и поставлять на внешние рынки свою продукцию, но при этом внутренний рынок страны по-прежнему остается под контролем государства. Разумеется, симметричные действия могут быть осуществлены и иностранными производителями, однако это не меняет сущности возникающего дополнительного канала экспорта. [16, 18]

Мировой кризис поставил перед государственными институтами всех стран мира, сложные  задачи, базирующиеся на необходимости  внедрения новых, порой не апробированных мировой практикой мер государственной поддержки реального сектора экономики.

Новые вызовы мирового кризиса требуют  от государства новых прагматичных действий по амортизации негативных последствий кризиса для населения, особенно малообеспеченных слоев.

В настоящее время Правительством России предприняты усилия поддержки  агропромышленного комплекса. Главная  цель государственного регулирования  АПК в условиях кризиса это  создание дополнительного спроса на отечественную продукцию и обеспечение стабильного обеспечения граждан продовольствием на основе утвержденных медицинских норм потребления.

К сожалению, последнее десятилетие  продовольственный рынок страны формировался хаотично по принципу –  побеждает сильнейший. Сильнейшими, как правило, являлись зарубежные производители продовольствия и транснациональные торговые сети. В эйфории нефтедолларовой лихорадки государство не инициировало создание новой рыночной экономики на продовольственном рынке. Оно учитывало специфику АПК, его социальную и стратегическую значимость, как основу продовольственной безопасности населения нашей страны. Кризисные явления диктуют необходимость в кратчайшее время сформировать каркас нового эффективного продовольственного рынка, открывающего свободу сбыта продовольствия отечественным производителям сельхозпродукции и установления конкурентных справедливых цен для потребителей. [15, 31]

В этой связи, считаем оправданным  принятие ряда чрезвычайных антикризисных  мер:

1. Модернизация продовольственного  рынка страны в интересах отечественных товаров производителей:

- формирование национальной сети  производственно-сбытовых кооперативов  европейского формата.

- организация муниципальных оптовых  продовольственных рынков национального  значения европейского формата.

Нами предлагается следующая модель построения национальной системы производственно-сбытовой кооперации.

Первый уровень.

Формирование производственно  сбытовых кооперативов по переработке, упаковке сельхозпродукции.

Подобные кооперативы целесообразно  создавать в муниципальных образованиях сельской местности, где население способно производить дополнительную сельхозпродукцию или дикорос. Организационную работу по созданию кооперативов может взять на себя  органы АПК региональных администраций.

Для этого муниципалитеты выделяют новую площадку, обеспеченную коммуникациями или действующие мощности, подходящие для дальнейшей модернизации.

Второй уровень.

Необходимость создания кооперативов второго уровня обусловлена объективными причинами.

1. Как правило, в районных  центрах отсутствуют высококвалифицированные кадры, способные проводить стратегические маркетинговые исследования и сбывать продукцию по оптимальным ценам, обеспечивая межрегиональные и экспортные поставки, работу с крупными торговыми сетевыми операторами.

2. Межрегиональные, экспортные поставки требуют консолидации крупных партий продукции, что не в состоянии сделать кооперативы первого уровня.

В этой связи, кооперативы второго  уровня создаются в региональных центрах и носят, как правило, сбытовую функцию. По мере развития кооперации они могут организовывать производство глубокой переработки сельхозпродукции, как это практикуется в Голландии.

Третий уровень

Кооперативы третьего уровня создаются  для сбыта крупных партий продукции  на экспорт, которые не могут консолидировать кооперативы второго уровня. Они располагаются в Москве и Санкт–Петербурге или в столицах округов.

Все принципы их формирования и функционирования аналогичны кооперативам второго уровня. Патронат над формированием кооперативов третьего уровня целесообразно осуществлять Министерству сельского хозяйства России. [15, 33]

Мировой кризис оголил проблемы, которые  последнее десятилетие скрывались под покровом мнимого благосостояния граждан и устойчивого развития АПК. Благосостояние граждан любой  страны базируется на моделях продовольственной безопасности, а это значит объем производимой продукции, входящей в потребительскую корзину должен в полном объеме обеспечиваться собственным производством. Основой же устойчивого развития АПК являются прозрачные и комфортные для производителей сельхозпродукции каналы ее сбыта. Именно этот фактор является основополагающим для развития малого и среднего предпринимательства на селе. Комфортные каналы сбыта обеспечивают справедливые цены для товаропроизводителей и дают устойчивый импульс для наращивания объемов производства.  Таким каналом сбыта во всем мире являются национальные системы оптовых продовольственных рынков, объединенных в единую логистику и информационное пространство, обеспечивающее их интеграцию в единую национальную сбытовую модель.

ОПР целесообразно создавать в  городах с населением свыше 200 тыс. чел. с объединением их в национальную распределительную сеть, информационно  интегрированную в мировую сеть ОПР. Создание системы ОПР в крупных  городах России позволит противодействовать монополизации цен торговыми сетями, разовьет малый бизнес, откроет крупный канал сбыта продукции для отечественных производителей как на территории страны, так и за рубежом, даст инструмент проведения государством продовольственных интервенций по социальной группе товаров через уполномоченных государственных агентов.

Основой развития продовольственного рынка можно считать программу развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы.

Поставлены следующие основные задачи в рамках программы:

  1. создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
  2. повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
  3. улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
  4. обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);
  5. повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;
  6. совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов. [12]

За период реализации настоящей  Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве. Средняя рентабельность будет находиться на уровне 10 процентов, а доля убыточных хозяйств не должна превысить 30 процентов.

Целью осуществления мероприятий  по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями  и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.

Таким образом, государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Из курсвовой работы можно сделать вывод, что продовольственный рынок - это система, в основе функционирования которой учитывается взаимодействие таких параметров, как платежеспособный спрос, предложение продовольственных товаров и цены на них. Причем, спрос, прежде всего, определяется соотношением денежных доходов населения и ценой на товары, показатели которых, в свою очередь, зависят от множества факторов, как внутри страны, так и за ее пределами.

Разработанные теоретические основы описаные в первой главе позволили определить направления государственного регулирования продовольственного рынка. К основным из них на наш взгляд относится: экономические, административные и социальные.

Функционирование продовольственного рынка происходит на фоне конкурентной борьбы товаропроизводителей за более выгодные условия реализации товаров. Поэтому в условиях низкой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, высокой доли импортной продукции необходимо определение конкурентных преимуществ отечественных производителей продуктов питания.

Проанализировав динамику основных показателей  продовльственного рынка  можно  сделать вывод о том, что реализации потенциала отечественных производителей препятствует ряд нерешенных проблем, в том числе:

-  диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию;

-  сложившаяся система реализации продукции сельского хозяйства, которая обеспечивает перераспределение основного дохода в пользу посреднических организаций;

1.  Отсутствие ценовых ориентиров, которые в развитых странах формируются на бирже;

Информация о работе Анализ продовольственного рынка России