Анализ проблем рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить проблемы формирования рынка труда.

Содержание

Введение 3
1. Структура и сущность рынка труда, безработицы и занятости населения 5
1.1. Сущность рынка труда 5
1.2. Элементы рынка труда и занятости населения 6
1.3. Проблемы формирования рынка труда в России 8
2. Анализ проблем рынка труда в России 13
3. Перспектива развития рынка труда 24
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

рынок труда проблемы.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые  люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к  сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений.

Несмотря на кризис, в  экономике все больше ощущается  рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как результат и следствие  экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится  стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.

Еще одной чертой российского  рынка труда является то, что на многих предприятиях промышленности, особенно крупных, до 20 -25%  занятых  фактически являются лишними и используются на работах, не связанных с их основной производственной деятельностью и не соответствующих их уровню образования, т.е. существует скрытая безработица.

Ообенностью современной государственной политики России  является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного  к основным принципам регулирования  трудовых отношений можно отнести  следующие:

  • признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
  • учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  • гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
  • установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует  отметить, что само по себе наличие  должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием  законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

 

2. Анализ проблем рынка труда в России

 

По данным проведенного обследования, по состоянию на последнюю  неделю ноября 2011 г., численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) классифицируются как безработные, составила 6,3 млн. человек, или 8,9% экономически активного населения.

Общая численность безработных  в течение всего периода с 1992 по 2003 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 2003 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За 2011 год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

На женщин приходится 51,3% общего снижения численности безработных. За 2011 год численность безработных – мужчин сократилась на 9,8%, безработных женщин – на 10,1%. Удельный вес женщин в общей численности безработных составил 45,9% и за 2011 год практически не изменился. В конце 1992 г. женщины составляли 47,7% в общей численности безработных.

Средний возраст безработных в  ноябре 2011г. составлял 34,8 года и за этот (2011) год снизился на 0,3 года. При этом средний возраст безработных мужчин не изменился, а безработные – женщины за 2011 год стали в среднем моложе на 0,7 года. По сравнению с 1992 г. безработные стали старше в среднем на 2,4 года. Модальное значение возраста среди безработных  составляет 20 лет.

Безработные в России в среднем  моложе занятого населения. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных – это лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходится 17,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 38,7% безработных.

Среди  занятых доля лиц в  возрасте  до 30 лет значительно меньше – 24,2%.

Около 39,5% безработных имеют высшее образование. Среди женщин такое образование имеют 45,8%, среди мужчин – 34,1%. Уровень образования женщин выше, чем мужчин, во всех возрастных группах безработных.

Таблица 2.1

Численность безработных   по уровню образования  в 2011 г.

 

Всего

в том числе

тыс. человек

в % к итогу

Мужчины

женщины

тыс. человек

в % к итогу

тыс. человек

в % к итогу

Безработные

6303

100

3411

100

2893

100

-из них имеют образование: высшее профессиональное

 

 

700

 

 

11,1

 

 

350

 

 

10,3

 

 

351

 

 

12,1

-неполное высшее профессиональное

 

199

 

3,2

 

75

 

2,2

 

124

 

4,3

-среднее профессиональное

 

1588

 

25,2

 

737

 

21,6

 

850

 

29,4

-начальное профессиональное

 

2101

 

33,3

 

1168

 

34,2

 

934

 

32,3

-основное общее

813

12,9

508

14,9

305

10,5

-начальное общее, не имеют  начального общего

 

 

67

 

 

1,1

 

 

49

 

 

1,4

 

 

18

 

 

0,6


 

 

В 2011 г. уменьшился приток в безработицу лиц, высвобожденных с предприятий в связи с ликвидацией или сокращением штатов. Среди безработных в конце ноября 2011 г. численность лиц, потерявших работу по этой причине, составила 1,6 млн. человек и уменьшилась по сравнению с ноябрем 2010 г. на 0,3 млн. человек, или на 16,3%. Снизилась в составе безработных численность лиц, уволившихся по собственному желанию, на 197 тыс. человек, или на 10,6%.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

По данным проведенного обследования, по состоянию на 2011 г., численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) классифицируются как безработные, составила 6,3 млн. человек, или 8,9% экономически активного населения.

Общая численность безработных  в течение всего периода с 1992 по 2006 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 2006 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За 2011 год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

На женщин приходится 51,3% общего снижения численности безработных. За 2011 год численность безработных – мужчин сократилась на 9,8%, безработных женщин – на 10,1%. Удельный вес женщин в общей численности безработных составил 45,9% и за 2011 год практически не изменился. В конце 1992 г. женщины составляли 47,7% в общей численности безработных.

Основным экономическими последствиями депопуляции является сокращение численности трудоспособного и экономически активного населения.

Анализ вариантов демографического прогноза свидетельствует, что при  дальнейшем нарастании негативных тенденций  в рождаемости и смертности, численность экономически активного населения к 2010 г. сократится по сравнению с 2005 г. на 3,6 млн. человек, а к 2015 г. — еще на 7 млн. (за 10 лет— на 10,6 млн. человек). Второе пятилетие будет обвальным с точки зрения несоответствие предложения рабочей силы формирования трудового потенциала страны. После 2015 года экономически активное население будет выбывать со скоростью более 1 млн. человек в год.

Выбывание экономически активного населения обусловило две фундаментальные экономические проблемы:

  • растущему спросу;
  • невозможность серьезного роста (и, соответственно, удвоения) валового внутреннего продукта в условиях дефицита рабочей силы.

Для оценки перспективного дефицита трудовых ресурсов в экономике  России необходимо рассмотреть совокупный спрос на труд (сумма численности занятых и числа вакантных рабочих мест) и численность занятых.

Совокупный спрос на труд определяется объемами ВВП и  основных фондов и размера оплаты труда. Численность занятых, в свою очередь, определяется величиной совокупного спроса на труд, ВВП, и предшествующим значением занятости. Расчеты показывают, что динамика основных параметров российского рынка труда описывается статистически значимыми и экономически обоснованными зависимостями.

Анализ этих зависимостей показывает, что при однопроцентном увеличении каждого из факторов совокупный спрос на труд и численность занятых изменяется следующим образом. При росте ВВП совокупный спрос на труд возрастает примерно на 0,2%. Рост основных фондов при прочих равных снижает спрос на труд на 0,1%, что является результатом эффекта замещения труда капиталом в процессе производства. При изменении минимального размера оплаты труда, суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест уменьшается на 0,01%. Численность занятых пропорциональна совокупному спросу на труд, но изменяется менее интенсивно, увеличиваясь при росте ВВП на 0,04% и при более высоком значении занятости в предыдущем году.

Расчеты перспективной динамики указанных  параметров рынка труда до 2015 г. основываются на двух прогнозных вариантах развития российской экономики, разработанных МЭРТ России, — инновационно-активном и базовом[1]. В первом из них ВВП России до 2010 г. возрастает с темпом 6,2% в год, в дальнейшем — с темпом 7,2%. В базовом сценарии при сохранении текущих тенденций и отсутствии решительных мер государственного макроэкономического регулирования темпы роста ВВП снижаются к 2010 г. примерно до 4,8% в год, а в последствии — и до 4,2%. Основные производственные фонды в инновационно-активном сценарии увеличиваются вслед за значительным ростом инвестиций в отечественную экономику, которые до 2010 г. возрастают с ежегодным темпом порядка 9–11%. Базовый сценарий предполагает постепенное снижение темпов роста инвестиций до уровня 6% и стабилизацию на достигнутом уровне после 2010 г. Инфляция потребительских цен для обоих сценариев характеризуется постепенным снижением до 3% к 2012 г. По первому сценарию реальный фонд заработной платы к 2015 г. увеличивается более чем в 2,6 раза. В базовом сценарии темпы роста данного показателя со временем замедляются. Минимальный размер оплаты труда в первом варианте интенсивно возрастает, а во втором — характеризуется менее существенным его увеличением.

Информация о работе Анализ проблем рынка труда в России