Анализ нематериальных активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:05, реферат

Описание

В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)



 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу: «Экономический анализ»

по теме: «Анализ нематериальных активов предприятия»

                

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса      Преподаватель:

группы 0504 A      Бортникова Н. Ф.

Бабаевский Илья

 

 

 

 

 

 

 

Донецк 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  в имуществе предприятий неуклонно  возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка.

В категорию нематериальных активов входит то, к чему нельзя прикоснуться.

Можно смело сказать, что нематериальные активы — один из самых проблемных в настоящее время вопросов методологии бухгалтерского учета.

Практическое использование  нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы.

Сюда включается грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

1. Нематериальные активы организации и их использование

К нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

  • отсутствие материально-вещественной структуры;
  • возможность идентификации от другого имущества;
  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации (разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов) и не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Практическое использование  нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям.

 Первая стадия — это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости.

Вторая стадия — это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету «Нематериальные активы». В соответствии с законодательством эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия), затем реализуются и оседают на расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение авторам разработок, и потому не должны облагаться налогами.

Третья стадия — коммерциализации нематериальных активов, которая заключается:

  • в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;
  • в умении рекламировать их;
  • в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.

 

    1. Классификация нематериальных активов

В соответствии с законодательством выделяют следующие группы нематериальных активов:

Таблица 1

Классификация групп  нематериальных активов

№ группы

Название группы

Срок действия права  пользования

1

Права пользования природными ресурсами (право пользования недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и прочей информацией о природной среде)

В соответствии с правоустанавливающим документом

2

Права пользования имуществом (право  пользования земельным участком, кроме права постоянного пользования  земельным участком, в соответствии с законом, право пользования зданием, право на аренду помещений и т. п.)

В соответствии с правоустанавливающим документом

3

Права на коммерческие обозначения (права  на торговые марки (знаки для товаров  и услуг), коммерческие (фирменные) наименования и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти

В соответствии с правоустанавливающим документом

4

Права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, породы животных, компоновку (топографии) интегральных микросхем, коммерческие тайны, в том числе ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти

В соответствии с правоустанавливающим документом, но не менее 5 лет

5

Авторское право и смежные с  ним права (право на литературные, художественные, музыкальные произведения, компьютерные программы, программы  для электронно-вычислительных машин, компиляции данных (базы данных), фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти

В соответствии с правоустанавливающим документом, но не менее 2 лет

6

Другие нематериальные активы (право  на осуществление деятельности, использование экономических и прочих привилегий и т. п.)

В соответствии с правоустанавливающим документом


 

Таким образом, особенность  нематериальных активов состоит  в том, что они используются предприятием с целью получения дохода в  течение длительного периода времени и не имеют вещественно-натуральной формы.

1.2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов

Хозяйствующему субъекту любой фирмы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынке продукции (услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические основы отношений с партнерами.

Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции на внешних и внутренних рынках.

Практическое же использование  нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность современному предприятию:

  • изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;
  • экономически эффективно и рационально использовать незадействованные и лежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагают многие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.

Можно привести наиболее характерные случаи, когда становится явной потребность в оценке нематериальных активов предприятия, а также всего имущества предприятия в целом:

  • Купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг. Покупка предприятия, находящегося в акционерной собственности, то есть покупка всех акций, эмитированных данным предприятием. Чтобы держать предприятие под контролем, можно не скупать все его акции, а купить только контрольный пакет акций.
  • Купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале организации. В отличие от предыдущего случая доля оценивается не числом акций, а в денежных единицах.
  • Осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость имущества. В частности, такая проблема возникает перед инвестором при проведении санации.
  • Получение кредита под залог всего имущества предприятия (ипотека).
  • Оценка стоимости фирменного товарного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:
  • при их перекупке, приобретении другой фирмой;
  • при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости  нематериальных активов во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.

 

2. Методы оценки нематериальных активов

 

Оценка (определение стоимости) нематериальных активов зависит от способа их приобретения. Нематериальные активы могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал, приобретены за плату у других организаций, получены безвозмездно или созданы на самом предприятии. Поэтому оценка может быть произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной стоимости, по стоимости изготовления.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.), за исключением налогов на добавленную стоимость и иных возмещаемых случаев, установленных законодательством.

Оценка нематериальных активов, стоимость  которых при приобретении определена в иностранной валюте производится в гривнах путем пересчета иностранной валюты по курсу НБУ, действующему на дату приобретения организацией объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

В оценке нематериальных активов можно  использовать три основных подхода: доходный; затратный; сравнительный.

2.1. Доходный подход

В соответствии с доходным подходом стоимость объекта нематериальных активов принимается на уровне текущей  стоимости тех преимуществ, которые имеет предприятие от его использования. В качестве примера можно привести метод освобождения от роялти, который используется для оценки стоимости патентов и лицензий. Роялти — это периодическое отчисление лицензеру (продавцу) за пользование интеллектуальной собственностью. Обычно роялти составляет 5-20 % дополнительной оценке нематериальных активов можно использовать три основных подхода: доходный; затратный; сравнительный.

В соответствии с доходным подходом стоимость объекта нематериальных активов принимается на уровне текущей  стоимости тех преимуществ, которые имеет предприятие от его использования. В качестве примера можно привести метод освобождения от роялти, который используется для оценки стоимости патентов и лицензий. Роялти – это периодическое отчисление лицензеру (продавцу) за пользование интеллектуальной собственностью. Обычно роялти составляет 5-20 % дополнительной прибыли, получаемой предприятием, купившим интеллектуальную собственность. Если объект интеллектуальной собственности является основой нового продукта (технологии), роялти может составлять до 50 %.

В случае, когда изобретение приобретается на основе роялти, то стоимость лицензии на использование изобретения равна дисконтированному потоку роялти:

  • где   Di – ставка роялти; R – база расчета роялти (выручка от продукции, выпускаемой по лицензии, или прибыль, получаемая от реализации соответствующей продукции); Т – срок действия лицензионного договора; t – порядковый номер рассматриваемого года; – ставка дисконта.

2.2. Сравнительный подход

Сравнительный подход используется при оценке рыночной стоимости нематериальных активов исходя из данных о недавно  совершенных сделках с аналогичными нематериальными активами.

Сравнительный подход может  применяться для тех видов нематериальных активов, сделки по которым часто совершаются на рынке. Исходной информацией для расчета стоимости объекта служат цены продажи аналогичных объектов.

Метод базируется на принципе замещения, согласно которому рациональный инвестор не заплатит за данный объект больше, чем стоимость доступного к покупке аналогичного объекта, обладающего такой же полезностью, что и данный объект. Поэтому цены продажи аналогичных объектов служат исходной информацией для расчета стоимости данного объекта.

Расчеты методами, использующими  сравнительный подход осуществляются по следующим этапам.

Этап 1. Изучение соответствующего рынка и сбор информации о недавних сделках с аналогичными объектами на данном рынке. Точность расчетов в значительной мере зависит от количества и качества собранной информации. Когда информации достаточно, необходимо убедиться, что проданные объекты действительно сопоставимы с оцениваемыми нематериальными активами по своим функциям и параметрам.

Этап 2. Проверка информации. Необходимо убедиться, прежде всего в том, что цены не искажены какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, сопутствовавшими состоявшимся сделкам. Проверяется также достоверность информации о дате сделки, физических и других характеристиках аналогичных объектов.

Этап 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым из аналогичных объектов и выявление отличия по дате продажи, потребительским характеристикам, местоположению, исполнению, наличию дополнительных элементов и т.д. Все различия должны быть зафиксированы и учтены.

Этап 4. Расчет стоимости данных нематериальных активов путем корректировки цен на аналогичные нематериальные активы. В той мере, в какой оцениваемый объект отличается от аналогичного, в цену последнего вносят поправки с тем, чтобы определить, по какой цене мог быть продан объект, если бы обладал теми же характеристиками, что и оцениваемый объект. 

Информация о работе Анализ нематериальных активов предприятия