Анализ макроэкономических показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в трансформации экономической статистики, приведение ее в соответствие с институтами и механизмами рыночной экономики. Трансформация статистики осуществляется в Республике Беларусь уже в течение нескольких лет в соответствии с принятыми государственными программами. Одна из целей этой трансформации – переход к использованию в статистике международных стандартов, под которыми на практике понимаются рекомендации международных экономических организаций по различным разделам экономической статистики. Переход к этим стандартам, во-первых, позволит применять в статистике показатели, которые предназначены для описания и анализа рыночной экономики, во-вторых, обеспечивает международную сопоставимость данных.

Содержание

Введение
Раздел 1. Эффективность функционирования рыночной экономики
1.Макроэкономическая модель РБ 6
2.Государственное регулирование рыночной экономики 13
3.Макроэкономические показатели рыночной экономики 24
1.3.1. Потоковые величины 2
1.3.2. Показатели запасов и экономической коньюнктуры 27
1.3.3 ВВП как важнейший показатель для измерения объема
национального производства. Методы расчета 27
1.3.4. Расчет ВНП………………………………………………………...3
1.3.5. Роль макроэкономических показателей 34
Раздел 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей
Беларуси и стран ЕврАзЭС 39
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

makroekonomika_kursovie.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)

     Чистое  приобретение ценностей — это новая категория, появившаяся в СНС 1993 года. Ценностями являются предметы, которые приобретаются не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т. е. предметы, ценность которых со временем увеличивается: драгоценные металлы и камни (кроме монетарного золота, а также золота и камней, предназначенных для промышленного использования), ювелирные изделия, антиквариат, коллекции и т. п. В СНС 1968 года они учитывались в ВВП в составе конечного потребления.[14.81]

     Экспорт и импорт товаров и услуг— экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами.

     Экспорт и импорт товаров представляет собой  стоимость вывезенных из страны или  ввезенных в страну (пересекающих государственную границу) товаров. Помимо экспорта и импорта товаров, учитываемых статистикой внешнеэкономической деятельности, в СНС экспорт и импорт товаров включает товары, поставляемые в порядке оказания безвозмездной (гуманитарной) помощи и в качестве дара, товары неорганизованной торговли, посылки, имущество мигрантов.

     Экспорт и импорт услуг охватывают транспортные услуги, туризм, коммуникационные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, рекламу, бухгалтерский учет, управленческое консультирование и другие виды услуг.

     ВВП как сумма первичных  доходов (распределительный  метод)

     При определении ВВП распределительным  методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами—резидентами: оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовая прибыль и валовые смешанные доходы.

     Оплата  труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде. Она учитывается на основе начисленных сумм и складывается из двух основных компонентов:

     а) заработная плата;

     б) отчисления работодателей на социальное страхование.

     Налоги  на производство и импорт — это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производственных единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Налоги, связанные с производством и импортом, уплачиваются предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли.

     Субсидии  на производство и импорт — это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики.

     Валовая прибыль и валовые смешанные  доходы представляют собой часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт.

     Особенность распределительного метода расчета ВВП заключается в том, что один из его компонентов (валовая прибыль и валовые смешанные доходы) представляет собой балансирующую статью счета образования доходов и рассчитывается сальдовым путем, т. е. как разница между ВВП и другими компонентами первичных доходов (оплата труда и чистые налоги на производство и импорт). Таким образом, по сравнению с двумя другими методами он носит подчиненный характер. Разумеется, можно при необходимости попытаться рассчитывать валовую прибыль и валовые смешанные доходы независимым путем, например, корректируя соответствующим образом данные о прибыли, полученные из бухгалтерских отчетов предприятий, однако это сделать достаточно сложно. Поэтому данный метод расчета ВВП не получил широкого распространения.

1.3.4. Расчет ВНП

     Показатель  ВНП дает возможность в денежном выражении измерить объем годового производства страны.  Вместе с этим считается, что ВНП не полностью отражает реальное экономическое положение страны.  В ВНП не учитываются некоторые секторы теневой экономики, домашняя работа,которая увеличивает благосостояние но имеет нерыночный характер. Учесть влияние этих и других факторов на общественное благосостояние позволяет показатель “чистого экономического благосостояния” общества. Его понятие ввели в научный оборот  американские экономисты В.Нордхаус  и  Дж.Тобин. Чистое экономическое благосостояние общества =ВНП – отрицательные факторы, воздействующие наблагосостояние + нерыночная деятельность ( в денежной оценке ) + денежная оценка свободного времени.

     Расчет  ВНП основан на критерии принадлежности фатора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавлять разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получим показатель ВНП. Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах +-1% от ВВП.

1.3.5. Роль макроэкономических показателей

     На  основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных сетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.2 приведена краткая схема  Системы национальных счетов.

     Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

      Рис.2. Показатели СНС

     Модель  национального счетоводства ООН  можно рассматривать как некоторую  теоретическую концепцию, которая  включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. [18,197

     Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.[14,85] Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции- производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

     Налоги косвенные - налоги на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу. В отличие от налогов прямых налоги косвенные не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика, т.е. физического или юридического лица, на которое законом возложена обязанность выплачивать налог. Таким лицом обычно является производитель или продавец товаров и услуг. Здесь налоговое бремя через механизм цен может перекладываться на другое лицо, каковым обычно выступает покупатель товаров и услуг. Существуют три основные разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. В свою очередь акцизы подразделяются на индивидуальные, или выборочные, которые взимаются с отдельных видов товаров и услуг, и универсальные. К последним относятся налог с оборота и налог на добавленную стоимость. Фискальные монопольные налоги древний, но отмирающий вид косвенных налогов. Они характеризуются тем, что налоговая ставка не устанавливается, просто государство монополизирует производство отдельных продуктов, таких, как винно-водочные изделия, соль, спички и т.п.

     Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства; основной показатель в системе национальных счетов. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг как в материальном, так и в нематериальном производстве за определенный статистический период (обычно за год). Под конечным производством понимаются товары и услуги, покупаемые для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей переработки. Продажа промежуточной продукции не учитывается при подсчете ВВП. Это означает, что ВВП можно определить, подсчитывая и суммируя добавленные стоимости, созданные всеми фирмами в экономике. Добавленная стоимость -это рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья, полуфабрикатов, материалов, приобретенных у поставщиков. Это производственный метод подсчета ВВП. Кроме того, существуют метод расчета ВВП по расходам и метод расчета ВВП по доходам. Первый означает, что объем ВВП равен сумме денежных расходов всех секторов в экономике (домашних хозяйств, частного бизнеса и государства), необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства. При этом методе суммируются расходы домашних хозяйств на личное потребление, инвестиционные расходы частных предприятий, государственные расходы на покупку товаров и услуг и сальдо экспортно-импортных операций с товарами и услугами. Метод расчета ВВП по доходам предполагает суммирование всех доходов физических и юридических лиц, полученных ими от производства всего объема продукции за данный статистический период. К доходам относятся: заработная плата с отчислениями на социальное страхование, рентные платежи, проценты, прибыль (которая может распадаться на дивиденды и нераспределенную прибыль корпораций), а также амортизация и налоги косвенные. Теоретически все три метода подсчета ВВП должны дать одинаковый результат. Однако на практике существуют расхождения при определении ВВП различными способами. Так, например, многие граждане и предприятия умышленно занижают величину своих доходов, укрывая часть из них от налогообложения. Это приводит к тому, что объем ВВП, исчисленного по доходам может оказаться ниже, чем ВВП, рассчитанный по расходам.

     Чистый внутренний продукт (ЧВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства, использующийся в системе национальных счетов. ЧВП представляет собой разницу между валовым внутренним продуктом и величиной амортизационных отчислений (см. Амортизация). Таким образом, ЧВП можно рассматривать как суммарные доходы, полученные в течение статистического периода (обычно года) только на территории данного государства как в отраслях материального, так и в отраслях нематериального производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей

Беларуси и стран ЕврАзЭС

     Для того, чтобы определить состояние национальной экономики, необходимо получить представление и проанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики. Более того, необходимо рассмотреть эти показатели в динамике, определив основную тенденцию экономики в текущем периоде.

     По  данным статистики, прогнозные показатели за январь-сентябрь 2005 года достигнуты лишь по инвестициям в основной капитал, розничному товарообороту и вводу в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, т.е. по параметрам, связанным с потреблением. Что же касается показателей, характеризующих производство продукта, то они далеки от желаемых. Приводим полученные фактические результаты в сравнении с прогнозными цифрами (табл.2.1).

  Таблица 2.1.

  Показатели  в сравнении с предыдущим годом.

 
   
2005г. в  % к 2004г. (в сопоставимых ценах)
  по  прогнозу на год    ПО прогнозу на январь—сентябрь Фиакчес-ки январь— сентябрь необходимо  достигнуть до конца года для  выхода на основ-ной прогноз
  осноной "Повы-шенный   
  Валовой внутренний продукт   104-105      106,5      106,1      104,4      102,8-106,8   
  Продукция промышленности   105-106      107      106,2      103,7      108.9-112.9   
  Продукция сельского хозяйства   103-104      105      105,5      103,2      102,4-106,4   
  Инвестиции  в основной капитал   106-107      108      107,0      107,0      103,0-107,0   
  Производство  потребительских товаров   104,5-105,5      106      105,5      103,6      107,2-111,2   
  в том числе:     
   
  -     
   
 
   
 
   
  продовольственных      105-106     
   
 
 
  102,0      114,0-118,0   
  непродовольственных      104,5-105,5  
   
 
 
  103,7      106,9-110,9   
  Объем внешней торговли — всего   106,8     
  
 
  
  104,9      110,6   
  в том числе.  
   
 
   
 
   
 
   
 
   
  Экспорт   106,5     
   
 
   
  104,6      110,3   
  Импорт   107,1     
   
 
   
  105,2      110,9   
  Реальные  денежные доходы населения   105-106     
   
 
   
  112,0      91,0-94,0   
 
   
2005г. в  % к 2004г. (в сопоставимых ценах)
  по  прогнозу на год    ПО прогнозу на январь—сентябрь Фиакчес-ки январь— сентябрь необходимо  достигнуть до конца года для  выхода на основ-ной прогноз
  Основной "Повы-шенный   
  Розничный товарооборот 
  
  105-106          105,3      113,4      79,8-83,8   
  Платные услуги населению   105-106      106,5      106,2      105,2      104,4-108,4   
  материалоемкость  валового выпуска (рост "+", снижение "-")   (-1,4)-(-1,7)     
   
 
   
  -0,4      (-4,4)-(-5,6)   
  Энергоемкость валового внутреннего продукта (рост +', снижение "-")   (-4,2)-(-5,2)     
   
 
   
  -5.4      (-1,8)-(-4,8)   
  Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс.кв.м.   2500-3000     
   
  1750-2100      2171      329-829   

Информация о работе Анализ макроэкономических показателей