А.Маршалл «Принципы экономической науки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:57, реферат

Описание

Я выбрала тему «А.Маршалл «Принципы экономической науки» потому, что меня заинтересовала данная книга своей необычностью. Метод, которым пользовался Альфред Маршалл при написании «Принципов экономической науки», отличается большей необычностью, чем может заметить поверхностный читатель. Книга подчеркнуто лишена сенсационности и категоричности. Литературный стиль ее наипростейший, без всяких красивостей, ход рассуждений автора спокойный, ясный, редко какие абзацы трудно доступны или непонятны читателю, даже если он плохо разбирается в экономической науке.

Содержание

1. Введение……………………………………. ….……………….………....…… ..3
2. Принцип частичного равновесия…………..…….……………… …...….….…..4
3. Теория ценообразования………………………….…………………...………….5
4. Концепция потребительского избытка………….……….………….……….…..7
5. Теория предложения………………………………..…….…………..………..…8
6. Концепция равновесной цены……………………..…….……..….... ……….….9
7. Концепция эластичности спроса……….………………..……..…… …….…...10
8. Концепция издержек производства………………………..…..….…………… 12
9. Концепция процента на капитал и процентной ставки….…..…....….……..…14
10.Вывод…………………………………………..………..……..…..………….…15
11. Список использованной литературы……………..……….……….……..……16

Работа состоит из  1 файл

А.Маршалл.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

График  равновесной цены:

        Цена                                            кривая предложения

                                                 

                                               А               кривая спроса

                                            объем производства 
 

   Точка А- точка равновесия.

   Если на рынке цена выше  цены равновесия, то предложение  превысит спрос и цена станет  снижаться и, наоборот, если на  рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение  и цена станет повышаться. 
 

Концепция эластичности спроса. 

   А.Маршалл поставил спрос на  определенный товар в зависимость  от трех главных факторов- предельной  полезности, рыночной цены и денежного  дохода, используемого на потребление.  Поскольку предельная полезность  равна той максимальной цене, которую покупатель еще согласен уплатить за данный товар, она становится верхним пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена является автономной, независимой от рынка ценой спроса и определяется только потребностью в товаре и его запасом.

   Крутизна кривой спроса на различные товары неодинакова. У одних товаров она понижается круто, у других - опускается сравнительно плавно. Угол наклона (степень крутизны) изменяется в зависимости от того, как варьируется величина спроса под влиянием изменения цен. Если под влиянием ценовых сдвигов спрос изменяется  быстро, то он эластичен, если медленно- неэластичен. 

      Спрос +1% +2% +0,5%
      Цена  -1% -1% -1%
      Коэффициент эластичности 1,0 2,0 0,5

                                                                                     высокая   низкая

                                                                                          эластичность

   Понятие эластичность спроса - отношение  динамики спроса к динамике  цены.  Каждый товар характеризуется  своей кривой спроса. Спрос на пшеницу мало эластичен: сильное понижение цены не вызывает резкого увеличения спроса. Спрос на фрукты и рыбу весьма эластичен: всякое снижение цен увеличивает спрос (и потребление) на эти продукты. На графике кривая эластичности спроса обычно напоминает букву «U» (кривая выпукла к горизонтальной прямой). Когда цена снижается, товары становятся доступнее для основной массы покупателей, спрос резко увеличивается.

   Эластичность спроса - инструмент  анализа рыночной конъюнктуры.  А.Маршалл различал следующие виды эластичности:

  • точечная эластичность - коэффициент эластичности изменчив, поэтому пригоден лишь при незначительных изменениях цены,
  • дуговая эластичность - коэффициент эластичности на данном участке кривой примерно одинаков,
  • перекрестная эластичность - влияние изменения цены одного товара на характер спроса на другой товар.

Вводится  понятие цены спроса, которую потребитель  готов уплатить за товар, и предельной цены спроса, которую он действительно  платит. Последняя служит измерителем  предельной полезности товара.

   Концепция эластичности спроса  имеет явные недостатки - выдвижение  на первый план предельной  полезности и ее трактовка  в духе австрийской школы, игнорирование  социальной структуры общества, влияющей на распределение национального  дохода, а значит и на покупательную способность групп населения. В то же время в целом ее можно считать научным достижением кембриджской школы. Идеи А.Маршалла открыли дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков, практическое значение которых не вызывает сомнений. 

    Концепция издержек производства. 

   Альфред Маршалл не ограничился  теоретическими построениями психологического  содержания издержек производства. По-настоящему крупным достижением  прикладного характера стали  исследования ученого, посвященные выявлению динамике издержек производства в зависимости от изменения объема производства на микроэкономическом уровне. А. Маршалл предложил три возможных варианта динамики издержек производства. Существуют отрасли, где предельные издержки, а, следовательно и цена предложения, не зависят от объема выпускаемой продукции (закон постоянной отдачи или закон постоянной производительности). Но есть отрасли, в которых с увеличением объема производства предельные издержки производства единицы продукции снижаются (закон возрастающей отдачи или возрастающей производительности). Наконец, к третьей категории относятся производства, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения (закон падающей отдачи или закон падающей производительности). Во втором и третьем случаях цена произведенной продукции определяется через предельные издержки производства. Таким образом, А.Маршалл включил в теорию цены важное положение о зависимости цены предложения от производства.

   Ученый пришел к выводу о действии двух экономических законов: возрастающей и постоянной отдачи. В соответствии с первым «увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала … дает пропорционально более высокую отдачу…» По второму закону «увеличение объема затрат труда и других издержек производства ведет к пропорциональному увеличению объема продукции». Причем, по убеждению А.Маршалла, «в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу».

   По мнению А.Маршалла, в условиях  конкуренции удельные издержки  с увеличением производства либо  снижаются, либо развиваются параллельно,  но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения оптимизации производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, ученый  убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, - это превышение издержек уровня рыночной цены. 

   А.Маршалл видел в предельных издержках сумму доходов, достающихся владельцам определенных факторов производства. Сюда входят: заработная плата, процент на денежный капитал и предпринимательский доход. Используя приемы маржиналистской методологии, А.Маршалл рассматривал рабочего как рационального субъекта, оценивающего плюсы и минусы своего участия в производстве. Если минусом считались сами  трудовые затраты, измеряемые субъективной оценкой предельной тягости труда, то в качестве плюса выступала заработная плата, зависящая от этой оценки и предназначенная для денежной компенсации отрицательных эмоций рабочего.

   Соответствующим образом описывалось  и повеление владельца денежного  капитала. Предполагалось, что он  может либо немедленно потратить  капитал на личное потребление,  руководствуясь своими представлениями о предельной полезности различных благ, либо отсрочить удовольствие, воздержавшись от потребительского решения и направив капитал в производство с расчетом на процент. Величина процента ставилась в зависимость от субъективных оценок собственника капитала, от того, насколько он сочтет второй вариант выгоднее первого. Предпринимательский доход разлагался на две части. Первая рассматривалась как компенсация трудозатрат предпринимателя по управлению производством (тут рассуждения строились так же, как и в случае с рабочим), а вторая выступала в виде платы за риск, связанный с работой и производством продукции. 

Концепция процента на капитал  и процентной ставки. 

   Процент на капитал проявляет  себя как вознаграждение тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает «будущего удовлетворения» от них, также как заработную плату следует считать «вознаграждением за труд».  А.Маршалл решительно не согласен с тем, «что стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовление труда. Всякая попытка отстаивать указанную посылку по необходимости молча подразумевала, что оказываемые капиталом услуги являются «даровым» благом, предоставляемым без всяких жертв и поэтому не нуждающимся в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования; это именно тот вывод, который названная посылка стремится доказать».

   Весьма важна мысль автора  об уровне процентной ставки. На его взгляд, «хотя с возрастанием  масштабов распоряжения человека  природными ресурсами, он может продолжить делать большие накопления даже при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая сохраняет свои извечные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждать многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае». А ведь это положение одно из немногих, которое впоследствии его ученик Дж.М.Кейнс взял в своей концепции макро исследования и государственного регулирования экономики. 

    Вывод.

  

   Альфред Маршалл был убежден,  что истолкование экономического прошлого почти столь же трудно, сколь и предвидение будущего. Кроме того, ему представлялось, что социалисты недооценивают трудности решения рассматриваемых ими проблем и делают слишком поспешные заключения о возможности путем уничтожения частной собственности избавиться от недостатков и пороков человеческой натуры.                                  

   Разработанные А.Маршаллом математические  и графические методы анализа  в экономической теории отличались  ясностью и научной строгостью  и вышли далеко за рамки идей его предшественников, что мы вполне вправе считать его    основателем современной графической экономической науки, конструктором того тонкого и простого механизма, который обычно оказывает влияние на начинающих экономистов.

   А.Маршалл был первым в истории экономистом в подлинном смысле этого слова, первым, кто всю свою жизнь посвятил созданию экономической науки в виде самостоятельного предмета, строящегося на собственных постулатах и отличающегося таким же высоким уровнем научной точности, как естественные или биологические науки.

   Книга «Принципы экономической  науки» легла в основу экономического  образования вплоть до 40-х годов  двадцатого столетия. Длительное  и мощное воздействие работы  А.Маршалла отчасти связывают  с компромиссным объединением в своей теории взглядов как представителей классической политической экономии в лице Смита и Рикардо, так и представителей маржиналистского направления, в частности, австрийской школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

      

  1. Агапова И.И. «История экономической мысли», М, 1998г.
  2. Ядгаров Я.С. «История экономических учений», издание 4, М, 2000г.  
  3. Березин.И.С. «Краткая история экономической мысли», М, 2000г.
  4. Бартенев С.А. «История экономических учений», М, 2000г.

5.       Маршалл А. «Принципы экономической науки», М, 1993г.

Информация о работе А.Маршалл «Принципы экономической науки»