Актуальные вопросы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:11, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ актуальных вопросов развития предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть сущность предпринимательства;
 проанализировать развитие предпринимательства в России;

Содержание

Введение 3
1. Сущность предпринимательства 4
2. Развитие предпринимательства в России 6
3. Проблемы становления и развития предпринимателсьтва в России и Современное состояние предпринимательства в РФ 16
Заключение 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

№ 6421 Актуальные вопросы развития предпринимательства в России.docx

— 53.61 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Сущность предпринимательства 4

2. Развитие предпринимательства в России 6

3. Проблемы становления и развития предпринимателсьтва в России и Современное состояние предпринимательства в РФ 16

Заключение 21

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Раньше в России явное предпочтение отдавалось концентрации производства – социалистической гигантомании, но сейчас, когда наша экономика пытается пойти по западному пути, нельзя не признать, что успех этого пути, в большей степени, возможен благодаря развитию предпринимательства. В нашей же стране предпринимательство не только не получает от государства достаточной помощи, но зачастую оказывается в жестком противостоянии бюрократическим структурам и в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Предпринимательскую инициативу душат законодательные барьеры и незащищенность от разносторонних произволов.

Оценка реального  состояния дел в сфере предпринимательства  в России весьма затруднена из-за скудного характера и низкой достоверности сведений о деятельности российских предприятий. Поэтому, в отношении предпринимательства нужна система надежного статистического мониторинга, благодаря которому можно будет составить четкую программу поддержки и развития предпринимательства, ведь опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Целью работы является анализ актуальных вопросов развития предпринимательства в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность предпринимательства;
  • проанализировать развитие предпринимательства в России;
  • охарактеризовать проблемы становления и развития предпринимателсьтва в России и современное состояние предпринимательства в РФ.

Реферат состоит из введения, трех параграфов заключения и списка литературы.

1. Сущность предпринимательства

 

Предпринимательство является особым новаторским, антибюрократическим стилем хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую ответственность за результаты работы.

Можно также сказать, что предпринимательство – это  осуществление созидательной экономической  деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое явление, предпринимательство  включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана в первую очередь с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом  отношении предпринимательство  содержит в себе различные стороны  хозяйственной деятельности. Его  можно рассматривать с трех точек  зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. Ранее к субъектам предпринимательства нами уже были отнесены различные участники экономической деятельности:

  1. Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях.
  2. Группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах, и т.д.
  3. В отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций.1

Такой подход позволяет  выделить три формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную.

Объектом предпринимательства  является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность факторов. Сама организация деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе необходимо провести оценку возможности заниматься бизнесом в определенной сфере, опираясь на наличие ресурсов.

Предпринимателя от обычного хозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. Таким образом, объектом предпринимательства в  реальной действительности является осуществление  комбинаций ресурсов.

Собственно  процесс предпринимательства включает следующие стадии:

  1. поиск новой идеи и ее оценка;
  2. составление бизнес-плана;
  3. поиск необходимых ресурсов;
  4. создание оптимального механизма реализации предпринимательских идей;
  5. управление созданным предприятием.

Одна  из самых сложных задач предпринимателя, по мнению современных российских аналитиков, – это поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

 

2. Развитие предпринимательства  в России

 

Не претендуя на всю полноту  исследования развития отечественного предпринимательства, автором настоящей  статьи ставится более скромная задача – показать развитие предпринимательства в России, ибо эти знания могут помочь нам через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок. Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития.2

Предпринимательство, в  широком смысле – самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации.

К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом  в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими  десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в  Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный  банк. В 1866 году была выдана первая концессия  на постройку железной дороги Козлов – Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей – первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

В 1861-1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание. Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно-купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях («пайщики») и участники акционерного общества («акционеры») несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.3

К концу XIX – началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ – мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.

К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное  предпринимательство. Они играли ведущую  роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной  промышленности. Крупные же единоличные  фирмы конкурировали на равных с  акционерными и паевыми фирмами  практически во всех отраслях российской промышленности.

Удельный вес акционерных обществ  в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной – (35.3%).

К началу века наметились тенденции  монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что  интенсивные процессы монополизации  экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось  уже около 140 различных монополистических  объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие  отрасли промышленности. В остальных  отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой – сахарорафинадное.

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого  и среднего предпринимательства  крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные  фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали  в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство  преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства  сопровождались резким сокращением  общего количества предпринимательских  единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.

Хотя отечественные предприниматели  прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая  тресты и концерны, в преобладающем  числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и  проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902-1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа «Трубопродажа», «Продвагон», «Продуголь», «Продамет», который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав, таким образом, 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее, в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация – олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали «Треугольник» и «Проводник», в нефтяной промышленности – «Товарищество Нобель», « Англо-голландский трест» и «Русское генеральное нефтяное общество».

Зарубежная деятельность российского  предпринимательства чаще всего  сводилась к экспорту товаров, который  резко преобладал над вывозом  капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны – промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.

В целом предпринимательство во второй половине XIX в. – начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии «под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости». Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, – и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства – в конце XIX в. – начале XX в.

Информация о работе Актуальные вопросы развития предпринимательства в России