Введение новой европейской валюты: евро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание

Выбранная мною тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя. Ведь впервые появился конкурент доллара США - евро, способный оспорить его статус доминирующей валюты мира. До введения евро только одна из европейских валют — немецкая марка, играла заметную роль на валютных рынках мира, однако вне Европы она не имела перспективы упрочить и расширить позиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.От Европейской валютной системы к Экономическому и валютному союзу (ЭВС)…..4
Этапы введения евро……………………………………………………………...17
Итоги введения евро………………………………………………………………19
Внутренний и международный аспекты создания европейского Экономического и валютного союза и введения евро…………………………………..21
Евро станет главной мировой валютой уже в 2015 г………………………….23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ, ЕЕ ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
2.1. Валютная система Российской Федерации и ее перспективы в мировой экономике…25
2.2. Экономический и валютный союз ЕС и России…………………………………………28
2.2.1. Стратегические интересы России и Евросоюза………………………………………..28
2.2.2. Россия и зона евро: будущий формат взаимоотношений……………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ
График введения евро……………………………………………………………………..36
Страны-члены Евросоюза………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 785.00 Кб (Скачать документ)

После двухлетних дебатов  важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕС явился Единый европейский  акт, принятый в мае 1987 г. К середине 80-х г.г. усилились экономическая  взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Во-первых, сформирована разветвленная институционно-организационная  структура. Во-вторых, изменение в  валютной сфере были органично увязаны  с завершением либерализации  движения капиталов и образованием единого рынка. Переломный этап в  развитии западноевропейской интеграции – программа создания политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора (председатель КЕС) в апреле 1989 г.

«План Делора» предусматривал:

  • создание «Общего рынка», поощрения конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой поглощений, слияний, государственными субсидиями;
  • структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
  • координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
  • учреждение наднационального Европейского валютного института (ЕВИ) в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной, кредитной и валютной политики;
  • единую валютную политику, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты.

Кроме того, поставлена задача образования политического союза  ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены (большинство  входит в НАТО) проводить общую  внешнюю политику и политику в  области безопасности.

На основе «плана Делора»  к декабрю 1991 г. был выработан  Маастрихтский договор о Европейском  союзе, предусматривавший, в частности, поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор о Европейском  союзе подписан 12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован  и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.

Маастрихтский договор предусматривал три этапа реализации экономического и валютного союза:

Первый этап (1июля 1990 г. по 31 декабря 1993 г.) – становление Экономического и валютного союза ЕС (ЕВС). В его рамках были осуществлены подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу положений Маастрихтского договора.

В частности, устранены все  ограничения на свободное движение капиталов внутри ЕС, а также между  ним и третьими странами. Уделено  особое внимание обеспечению сближения  показателей экономического развития стран ЕС. Его страны-члены принимали  программы такого сближения , рассчитанные на несколько лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовки введения евро такие программы представлялись на рассмотрение Совету по экономическим  и финансовым вопросам ЕС (ЭКОФИН) и  были ориентированы на достижение низких показателей инфляции, оздоровление государственных финансов и стабильность курсов валют.

Второй этап (1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным организационным событием этого этапа стала учреждение Европейского валютного института (ЕВИ), выступавшего как предтеча Европейского центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого являлось определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых для выполнения своих функций начиная с третьего этапа – введения евро. ЕВИ отвечал также за усиление координации национальных денежных политик стран-членов в преддверии становления ЭВС и в этом качестве мог давать рекомендации их центральным банкам.

Другими важнейшими процессами данного этапа были:

  • принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как прямое приобретение центральными банками долгов государства; тот же запрет на третьем этапе становления ЕВС распространяется на ЕЦБ;
  • принятие законодательства, отменяющего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов; аналогичный запрет распространяется также и на ЕЦБ на третьем этапе;
  • утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом; эта мера получила название «оговорки об отказе об поручительства»;
  • требование о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП при нормальных условиях развития, государственного долга не выше 60% ВВП), которые затем были подкреплены процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если чрезмерный дефицит имеет место;
  • предоставление центральным банкам стран-участниц уставной независимости от их правительств с тем, чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.

2 мая 1998 г. Европейский  Совет принял решение о том,  какие из стран допускаются  к переходу на евро с начала  третьей стадии становления ЕВС. [4; с. 99]

 Это решение было  принято на базе рекомендаций  ЭКОФИН, который исходил из контрольных  оценок КЕС и ЕВИ о степени  выполнения отдельными странами-членами  критериев конвергенции, установленных  Маастрихтским договором. 

Третий этап перехода к единой валюте (1999 -2002 г.г.). С 1 января 1999 г. фиксируются валютные курсы евро к национальным валютам стран участниц зоны евро, а евро стал их общей валютой. Она заменила также экю в соотношении 1:1. Начали свою деятельность Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская система центральных банков (ЕСЦБ). [4; c.100]

Через инструменты единой монетарной политики поощряется переход  к операциям в евро банков и  предприятий. [4; с. 100] В евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг стран-участниц.

На третьем этапе евро стало общей денежной единицей стран-участниц, а национальная валюта сохранялась  на этот период только в качестве параллельной денежной единицы.

 

    1. Этапы введения евро

Сценарий переходного  периода к евро предусматривал:

  • С 1 января 1999 г. выпуск безналичных евро и твердую фиксацию курсов валют стран зоны евро к нему для пересчетов.

     Валюта                                    Единицы национальной валюты  за 1 евро

Бельгийский франк                                                         40,3399

Немецкая марка                                                                1,95583

Испанская песета                                                          166,386

Французский франк                                                          6,55957

Ирландский фунт                                                              0,787564

Итальянская лира                                                        1936,27

Люксембургский франк                                                 40,3399

Голландский гульден                                                       2,20371

Австрийский шиллинг                                                  13,7603

Португальское эскудо                                                 200,482

Финская марка                                                                 5,94573

В 1999 – 2002 гг. во взаимных безналичных  расчетах параллельно использовались евро и привязанные к ним национальные валюты, осуществлялась номинация в  евро государственных и частных  финансовых активов и пассивов. Начала осуществляться единая монетарная политика Евросоюза и деятельность наднациональных  банковских институтов ЕС.

  • С 1 января 2002 г.  выпуск в обращение банкнот и монет евро, параллельное обращение с национальными валютами стран-членов, обмен последний на евро.
  • С 1 июля 2002 г. изъятие из обращения национальных валют и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц к евро.

Единая монетарная политика Евросоюза стала разрабатываться странами-членами через Совет ЕС, в том числе заседающий в составе их министров финансов ЭКОФИН, при принятии решений квалифицированным большинством голосов и после консультаций с Европарламентом и Европейским центральным банком. Основными целями экономической и монетарной политики являются стимулирование экономического роста и занятости, обеспечение стабильности цен и укрепление международных позиций евро.

ЕЦБ взаимодействует с  центральными банками стран-членов, определяет для каждого из них  квоты допустимой эмиссии. При этом основными целями единой монетарной политики ЕЦБ являются:

  1. таргетирование (установление целевых ориентиров основных денежных агрегатов и темпа инфляции);
  2. установление пределов колебаний основных процентных ставок, в том числе с целью их сближения по всей зоне евро;
  3. операции на открытом рынке;
  4. установление минимальных резервных требований для банков.

Цементирующим инструментом зоны евро стала система взаимных расчетов ТАРГЕТ, управляемая ЕСЦБ.

Регламентированы и взаимоотношения  зоны евро с остальным миром. Учитывая, что к единой валюте перешли пока 12 из 15 стран ЕС, определение взаимоотношений  между присоединившимися странами («ins») и неприсоединившимися («pre ins») было сфокусировано на разработке механизма регулирования валютных курсов евро к национальным валютам остальных стран ЕС.

Начиная с 1996 г. эта тема обсуждалась  в Совете ЕС, который в июне 1997 г. принял резолюцию о принципе такого механизма, который получил аббревиатуру «МОК-2» («Механизм обменных курсов – 2»)и введенного с 1 января 1999 г. (в  основном для Дании и Швеции). Главная цель «МОК-2» - подготовка стран  «pre ins» к присоединению к зоне евро. «МОК-2», участие в котором официально является добровольным, основан на следующих основных принципах.

    • Механизм «МОК-2» - на основе «модели колеса со спицами», в котором евро будет играть роль «якорной валюты», а валюты стран « pre ins» будут связаны с ним на двусторонней основе.
    • Значения центральных валютных курсов валют «pre ins» к евро устанавливаются индивидуально с допустимым пределом колебаний вокруг них + 15% по взаимному согласию министров финансов стран зоны евро, ЕЦБ и министров финансов и руководителей центральных банков стран, участвующих в «МОК-2», с традиционным присутствием КЕС.
    • Ответственным за управление «МОК-2» стал ЕЦБ, который также служит органом координации монетарной политики между зоной евро и странами «pre ins», включая интервенции на валютных рынках.

Взаимоотношения между евро и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС (после консультаций с Европарламентом и ЕЦБ) на основе принципа единогласия.

 

    1. Итоги введения евро

 

В условиях единого валютного  и кредитного рынка ЕС достигнуты либерализация и унификация правил государственного регулирования ряда финансовых операций, а именно:

  1. деятельности страховых компаний и пенсионных фондов, которые получили равные права на инвестирование в зоне евро. Это позволяет им избежать по сути принудительной концентрации этих вложений прежде всего в национальные государственные ценные бумаги и тем самым диверсифицировать свой портфель;
  2. теряют свою ограничительную, преимущественно национальную, характеристику первичные дилеры по размещению государственных ценных бумаг;
  3. усиливается трансграничное размещение в зоне евро кредитов под залог недвижимости, что прежде в ряде стран требовало специальных разрешений;
  4. усиливается гармонизация деятельности банков в ЕС;
  5. происходит интеграция налоговых систем ЕС.

Наиболее простым стал переход к евро для бюджета  и институтов ЕС, которые уже давно  работали на базе экю. Облигационные  займы ЕС и ЕЦБ со сроком погашения  после 1 января 1999 г., номинированные в  экю, автоматически конвертированы в евро, а займы в валютах  стран ЕС пересчитаны по их курсам к евро в период до 31 декабря 2001 г.

Основные показатели государственной  финансовой статистики сразу стали  публиковать в евро. Внешний государственный  долг, подлежащий оплате в переходный период 1999 – 2001 г.г., оплачивался на основе упомянутого правила «ни  принуждения, ни запрещения», т.е. свободы  выбора валюты платежа.

Информация о работе Введение новой европейской валюты: евро