Виды лизинга и его особенности как способа инвестирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы можно обосновать тем, что в настоящее время необходимо ускоренное формирование комплекса условий для развития лизинга. Необходимо создать условия для развития форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защиты прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Это включает в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, развитую инфраструктуру поддержки лизинговой деятельности, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Понятие и особенности лизинга как формы инвестирования
1.1 Пути развития лизинга………….………………………………………6
1.2 Сущность лизинга…………...………………………..……..………..…8
1.3 Лизинг в Российской Федерации состояние и тенденции развития………………………………………………………………........…..9
Глава 2. Виды лизинга, современное состояние лизинга в Российской Федерации
2.1 Основные виды лизинга…………………………………………….….16
2.2 Государственное регулирование лизинговых услуг…………………24
2.2 Пути решения проблем развития лизинга в России………………….27
2.3 Лизинг в Республике Бурятия……………………………………...….34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

ДКБ 2.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

    В связи с этим перед Российской ассоциацией лизинговых компаний стоят серьезные задачи. На отчетном собрании, состоявшемся 15 декабря 2005 г., были приняты  «Основные направления деятельности ассоциации «Рослизинг» на 2006 г.», в которых в качестве приоритетных выделены два направления - работа с проблемами законодательства и регулирования лизинга и развитие инфраструктуры рынка лизинга, прежде всего информационной.

    В последние годы в рамках ассоциации эффективно работает экспертная группа по проблемам законодательства и  регулирования рынка лизинга. Для  
более эффективной работы экспертной группы по  
проблемам законодательства и регулирования рынка лизинга 
состав группы будет расширен за счет привлечения специалистов из компаний, не являющихся ассоциацией.[23]

    Расширится  взаимодействие с Европейской федерацией национальных ассоциаций лизинговых компаний («LEASEUROPE»), членом которой является «Рослизинг». Это позволит отслеживать мировые тенденции развития лизинга, происходящего в процессе формирования международного законодательства, затрагивающего интересы лизинговых компаний (например, стандарты регулирования достаточности банковского капитала Базель II), активнее привлекать иностранных инвесторов и перейти к работе с российскими лизингодателями. В свою очередь, российские лизинговые компании могут инвестироваться за рубежом в соответствии с действительными успехами и ролью в российской экономике.

    С 2006 г. ассоциация «Рослизинг» начнет присваивать лизинговым компаниям, кредитные рейтинги. Это обусловлено  развитием лизинговых операций. Банкам, к которым обращаются лизинговые компании, необходима независимая оценка надежности лизинговых компаний. В связи с этим планируется разработать методику кредитного рейтинга совместно с учетом рекомендаций кредитных специалистов российских банков.

    Предполагается создание двух методик кредитных рейтингов лизинговых компаний: дистанционного анализа и углубленного анализа. Методика дистанционного анализа будет основана исключительно на количественных показателях деятельности компании (по данным отчетности и статистики, предоставляемой в холе опроса «Рослизингу» и другим аналитическим агентствам).[22]

    Углубленные кредитные рейтинги предполагают оценку более широкого спектра количественных, а также ряда качественных показателей (качество управления, качество и диверсификация портфеля, положение компании на рынке). Эти рейтинги предполагают составление рейтингового отчета с обоснованием присвоенной оценки кредитоспособности, который будет полезен для инвесторов. Присвоение таких рейтингов планируется осуществлять по индивидуальному договору. Предполагается, что в них будут заинтересованы лизинговые компании, активно привлекающие новых кредиторов, а также лизинговые компании — эмитенты облигаций. Для облегчения взаимодействия лизинговых компаний и инвесторов планируется создать единую базу отчетности лизинговых компаний.

    Особое  внимание в 2006 г. Российская ассоциация лизинговых компаний предполагает уделить  обучающим мероприятиям. В Москве и в регионах планируется проведение однодневных семинаров по актуальным вопросам лизинговой деятельности. Также разработан двухмесячный курс повышенная квалификации по лизингу, проведение которого намечено в Москве осенью 2006 года.[23]

    Новым важным направлением развития инфраструктуры рынка лизинга станет создание баз  данных. По результатам опросов лизинговых компаний, наиболее актуальным представляется создание базы арбитражной практики лизинговых компаний и базы кредитных историй. База арбитражной практики позволит лизинговым компаниям повысить эффективность своих судебных процессов, а в перспективе должна стать основой для выработки консолидированных рекомендаций лизингового сообщества Высшему арбитражному суду о нормативном закреплении прецедентов.

    Таким образом, успешное выполнение не поставленных задач позволит, на наш взгляд, еще более укрепить позиции лизинга как эффективного рыночного финансового инструмента и обеспечить его динамичный рост. [7] 

2.4 Лизинг в Республике Бурятия 

    В Республике Бурятия в настоящее  время действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие и поддерживающие лизинговую деятельность:
  • Постановление Правительства Республики Бурятия от 21.02.2000 г. № 48 “О развитии лизинговой деятельности на территории Республики Бурятия”;
  • Правила предоставления предприятиям и хозяйствам АПК республики сельскохозяйственной техники, технологического оборудования и племенных животных по республиканскому лизингу через РГИЛК “Агролизинг”, утвержденные Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.06.99 г. № 212 “О проведении республиканского конкурса инвестиционных проектов и программ АПК Республики Бурятия, поставки сельхозтехники, технологического оборудования и племенных животных в лизинг”;
  • Программа приобретения сельскохозяйственной техники по лизингу для стабилизации машинотракторного парка АПК Республики Бурятия на 1999-2003 гг., утвержденная Указом Президента Республики Бурятия от 24.08.99 г. № 190 “О концепции формирования материально-технических ресурсов АПК Республики Бурятия”;
  • Находятся в стадии подготовки Закон Республики Бурятия “О лизинге”, Постановление Правительства Республики Бурятия “О порядке предоставления компенсационных выплат организациям, осуществляющим лизинговую деятельность”.

    Несмотря  на то, что за последнее время  возрос интерес местных товаропроизводителей и государственных органов к лизингу, как средству финансирования финансовый лизинг в республике развит слабо. В республике действует пока только одна лизинговая компания – РГИЛК “Агролизинг”. Причины сложившейся ситуации в ограниченности финансовых ресурсов и неустойчивом финансовом положении местных товаропроизводителей.

    Правительством  Республики Бурятия в настоящее  время проводится политика поддержки  развития лизинга в агропромышленном комплексе республики (в том числе  в пищеперерабатывающей промышленности) путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий на организацию республиканского лизинга сельхозтехники и технологического оборудования.

    По  словам директора компании “Лизинг-фонд”, образованной при Фонде поддержки  малого предпринимательства Республики Бурятия, Михаила Суздальницкого, основной проблемой, мешающей развитию лизинга, сегодня является вопрос финансирования. Использовать для этого исключительно оборотные средства самих предприятий, считает он, пока вряд ли возможно, поэтому необходима нормально работающая система государственных бюджетных гарантий под кредиты коммерческих инвесторов. Кроме того, для финансирования лизинговых сделок могли бы привлекаться средства Федерального фонда поддержки предпринимательства, позиция которого в этом вопросе до сих пор не ясна.

    Конечно, проблема финансирования лизинговых сделок в Республике Бурятия частично решена за счет средств регионального бюджета, однако пока это касается только сельскохозяйственной техники. Реальной же поддержке малых  предприятий, которым сегодня в большей степени нужна различная оргтехника, внимания в регионе пока уделяется мало.

    Деятельность  РГИЛК “Агролизинг”: Республиканская государственная инвестиционно-лизинговая компания “Агролизинг” создана во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 16.11.98 г. № 248, Постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 28.01.99 г. № 121-11. Целью создания РГИЛК “Агролизинг” является финансирование инвестиционных проектов предприятий АПК республики и организация поставок сельхозтехники, технологического оборудования и племенных животных в лизинг.

    Поставка  сельхозтехники, технологического оборудования в лизинг осуществляется Компанией  по республиканскому и федеральному лизингу.

    Для организации республиканского лизинга  предусмотрено выделение бюджетных средств из бюджета развития республики. По федеральному лизингу Компания работает с АООТ “Росагроснаб”.

    Компания  по поставкам сельхозтехники и технологического оборудования сотрудничает со следующими заводами-изготовителями:

  • ОАО “Волгоградский тракторный завод”;
  • ОАО “Красноярский комбайновый завод”;
  • ОАО “Липецкий тракторный завод”;
  • ОАО “Минский тракторный завод”;
  • ОАО “Мельинвест” (г. Нижний Новгород);
  • АО “Пензтекстильмаш”;
  • ПО “Сибсельмаш” и др.

    Поставка  техники и оборудования осуществляется Компанией на конкурсной, платной и возвратной основах. Объекты лизинга передаются в лизинг на срок от 2-х до 5 лет.

    Особенности организации лизинга в АПК: лизинговые платежи осуществляются денежными  средствами, а также поставкой  сельскохозяйственной продукции. Расчет за аренду техники производится в основном после уборки урожая.

    Из  Постановления Правительства Республики Бурятия от 21.02.2000 № 48 “О развитии лизинговой деятельности на территории Республики Бурятия”: В целях создания благоприятных условий для развития лизинга и привлечения прямых инвестиций в экономику Республики Бурятия определены следующие формы государственной поддержки лизинговой деятельности: предоставление средств республиканского бюджета на платной и возвратной основе лизингополучателям для финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов и осуществления поставок сельхозтоваропроизводителям продукции машиностроения; предоставление субъектам финансового лизинга государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов; предоставление субъектам лизинговой деятельности в законодательном порядке инвестиционных налоговых кредитов, налоговых льгот; предоставление субъектам лизинга права применения механизма ускоренной амортизации; предоставление субъектам лизинга права списания в качестве амортизационных отчислений до 35% первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых более, чем три года, в первый год эксплуатации указанных фондов

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В данной курсовой работе, на тему «Лизинг  в Российской Федерации: проблемы и  перспективы развития», было рассмотрено: сущность, виды лизинга, его история, а также российский лизинг, проблемы его развития, государственная поддержка и перспективы на будущее. Из данного материала можно сделать вывод: уникальность и значение лизинга состоит в том, что лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п.

    На  лицо огромный потенциал лизинга в России. 
Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как 
инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную 
нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, 
подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

    Стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказываются настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами, пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

    Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания 
инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в 
России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана 
огромная работа. На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы, в рамках которой был бы один из следующих элементов:

    — была бы предусмотрена и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

    — предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

    — развитие системы гарантий, чтобы  избежать 100 % залога при лизинге 
(например, страхование).

    — наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при 
контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга. 
Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо 
получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде 
переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую 
экономику для получения уверенной прибыли. Такого рода программа отделяет Россию от лизингового бума.

    В связи с этим чрезвычайно важны  роль и усилия государства, а так  же других общественных институтов (образование, средств массовой информации и др.), направленные на формирование особых знаний в области лизинговой деятельности, законодательное и организационное обеспечение этого процесса. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (часть вторая)

3. ФЗ  «О финансовой аренде (лизинге)»

4. Приказ  ФАС Российской Федерации «Об  утверждении порядка определения  доминирующего положения лизинговых  организаций на рынке лизинговых  услуг»

5. ФЗ  «О противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

6. Арсенов Е.В., Балыков Я.Д. //Экономика предприятия/Юрист.-2000.- №7.- с.17-27.

7. Газман В. Лизинг в России // Хозяйство и право: ежемес. прил.- 2003.- №2.- с.3-64.

8. Голодова Ж.Г. Некоторые особенности лизинговых сделок // Экономика природопользования: обзорная информация./ ВИНИТИ.- 2004.- №1.- с.42-48.

9. Дойников В.А.Чернов И.Н.Алева О.А. // Главбух. – 2002.- №9.- с.43-53.

10. Долгушина Ю.П. Не своя собственность: история и пути развития лизинга // Российское предпринимательство.- 2002.- №11.- с.88-92.

11. Едронова В.Н. Лизинг как особый вид инвестиционной деятельности // Все для бухгалтера. – 2002.- №11(83).- с.21-33.

12. Ендовицкий Д.А. Лизинг в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Финансы.- 2004.- №11.- с. 19-22.

13. Захаров А.В. Продвижение лизинга в российскую экономику // Региональная экономика и социология. – 2004.- №4.- с. 90-94.

14. Зинченко С. Финансовый лизинг и его договорная форма // Хозяйство и право.- 2004.- №11.- с.113-121.

15. Иванов Ю.В. Нельзя родиться фирме без идеи // Российское предпринимательство. - 2000. - №7. - С.3-9.

16. Кашин В.А. Налоги и регулирование лизингового предпринимательства // Финансы.- 2001.-№11.-с. 24-43.

17. Кашкин В. Российский рынок лизинга в 2005 году // Банковское дело.- 2006.- №10.- с. 26-30.

18. Кудрин А.Л « Экономическое развитие России» // Эко. №3, 2004г.

19. Кузенков А.Л. О границах эффективности применения лизинга // Проблемы прогнозирования.- 2003.- №6.- с. 153-158.

20. Локтев С.А. Система управления предприятием, адекватное реалиям России / С.А. Локтев, И.С. Межов, Л.И. Урман // Эко - 2001. - №5 - с. 164-171.

21. Одесс В.И. Рынок лизинга в России // Маркетинг.- 2006.- №5.- с.105-112.

22. Орлов В.А. С доставкой в офис // Российское предпринимательство. 2003. - №8 - с.88-93

23. Санин И.И. Неиспользуемые возможности // Российское предпринимательство. - 2003. - N9 - с.28-34.

24. Санин И. Ключи для ... банка // Российское предпринимательство. - 2003 №7. - С.15-21.

25. Скрынник Е.Б. Развитие рынка лизинга в России: факторы и тенденции // Деньги и кредит.- 2006.- №1.

26. Смирнова М. Международный лизинг в Российской Федерации // Аудит и налогообложение.- 2001.- №7.- с. 24-27.

27. «Финансы»: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой, 4-е изд. перераб и доп.- Материальных ценностей: 2002г.

28. Черемисина т.п. Становление рыночных предприятий в экономике России / / Эко. - 200 1-№4 - с.164-182.

29. Чумаков А.А. Кредит или лизинг: что предпочесть? // Главбух.- 2005.- №15.- с.74-81.

30. Шестоперов О. Кредиты предприятию// Экономика и жизнь. - 2004. №36. - с.6.

31. Юсупова А.Т. Структура рынка лизинговых услуг в России: анализ, характеристики, основные тенденции. // Экономический журнал Высшей школы экономики.- 2005.- т.9, №3.- с.378-399.

Информация о работе Виды лизинга и его особенности как способа инвестирования