Валютная система и ее элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:10, реферат

Описание

Валютная система — правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения по поводу оплаты получаемых товаров, услуг, предоставления займов, кредитов, движения капиталов и др.

Работа состоит из  1 файл

валютная система рб.docx

— 127.91 Кб (Скачать документ)

 Основными целями образования  международных финансовых институтов  явились: 

 w изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам международных финансов и мировой экономики;

 w осуществление межгосударственного финансового и валютно-кредитного регулирования;

 w совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютно-кредитной и финансовой политики;

 w обеспечение стабильности валют [8, c. 120].

 В целях укрепления  взаимоотношений с международными  финансово-кредитными организациями  Республика Беларусь в 1992 году  подписала соответствующие соглашения  и стала членом Европейского  банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда,  а также учреждений группы  Всемирного банка, включая Международный  банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, стороной Конвенции о Многостороннем  агентстве по гарантированию  инвестиций и Конвенции об  урегулировании инвестиционных  споров. Это положило начало развитию полноценного сотрудничества с этими мощными и авторитетными международными межправительственными организациями. Для эффективного ведения совместной работы Международный валютный фонд (1992 год), Международный банк реконструкции и развития (1994 год) и Европейский банк реконструкции и развития (1994 год) открыли свои представительства в Республике Беларусь.

 Членство в Международном  валютном фонде является одним  из определяющих факторов международного  финансово-экономического сотрудничества  Республики Беларусь.

 Управляющим в Международном  валютном фонде от Беларуси  является Председатель Правления  Национального банка Беларуси  Петр Петрович Прокопович; заместитель  управляющего – Министр финансов  Николай Петрович Корбут [28].

 Так официальные цели  Международного валютного фонда  состоят в том, чтобы: 

 w содействовать сбалансированному росту международной торговли;

 w поддерживать устойчивость обменных курсов валют;

 w способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;

 w предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позво¬ляющие регулировать несбалансированность временных платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;

 w служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов [8, c. 125].

 Отвечая за бесперебойную  работу мировой валютной и  пла¬тежной системы, Фонд уделяет  особое внимание состоянию ликвидности  в мировом масштабе, т.е. уровню  и составу резер¬вов, имеющихся  у государств-членов и предназначенных  для покрытия торговых и платежных  потребностей. Одной из важ¬ных  функций Фонда является также  предоставление дополнительных  ликвидных средств членам Международного  валютного фонда за счет распределе¬ния  специальных прав заимствования  (СДР). Став членом Международного  валютного фонда в 1992 году (сейчас  в Международный валютный фонд  входит 182 страны), наша республика  внесла взнос в счет причитающейся  ей квоты, составляющей 280,4 млн.  СДР (около 393,4 млн. долларов  США), которая впоследствии была  увеличена до 386,4 млн. СДР (около  542,1 млн. долларов США) [32].

 Можно также определить  три основных направления деятельности  Международного валютного фонда  в Беларуси, важнейшим из которых  является сотрудничество с Правительством  и Национальным банком Беларуси  при подготовке программ экономической  политики с акцентом на нижеследующие  макроэкономические вопросы: 

 w налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика;

 w обменный курс;

 w торговая политика с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.

 Проводимый Международным  валютным фондом анализ в этих  областях служит вводной информацией  для рекомендаций по вопросам  политики, разрабатываемых Национальным  банком. Группы сотрудников Банка  и Международного валютного фонда  проводят регулярные консультации, и сотрудники Банка принимают  участие в работе миссий Международного  валютного фонда для консультаций  в соответствии со Статьей  IV. Это обеспечивает согласованность  рекомендаций по вопросам политики, разрабатываемых обеими организациями. 

 Развитие отношений  с Международным валютным фондом  служит сигналом для зарубежных  государств и иностранных инвесторов  для выделения кредитов по  межправительственным линиям и  масштабных прямых иностранных  инвестиций.

 Республика Беларусь  за период членства с 1992 года  дважды использовала финансовые  ресурсы Международного валютного  фонда, которые полностью были  погашены в феврале 2005 года.

 Одним из важных  шагов по дальнейшему развитию  сотрудничества с Фондом в  2001 году стало присоединение Республики  Беларусь к разделам 2, 3 и 4 статьи YIII Статей соглашения Международного  валютного фонда (отказ от ограничений  по текущим операциям платежного  баланса), что является фактором, подтверждающим стабильность и  возможность конвертации национальной  денежной единицы, свободно и  без ограничений проводить платежи  и переводы по текущим валютным  операциям. 

 Цикл проведения консультаций  с Республикой Беларусь составляет 12 месяцев. Тринадцатая консультация  по Статье IV была проведена 29 мая  2006 года. Впоследствии состоялся  визит сотрудников Фонда 7–14 февраля  2007 года.

 В ходе проведения  данной консультации Национальный  банк Республики Беларусь выразил  уверенность в том, что он  может сохранить жесткую фиксацию  курса (и достичь свой целевой  показатель по инфляции) даже  в условиях сохранения высоких  темпов роста кредита, что было  отмечено положительно. Также указав  на расхождение между показателями  цен, перерыв в дедолларизации  и рост дефицита счета текущих  операций, сотрудники Фонда высказали  мнение, что изменение внешних  условий и мягкая экономическая  политика привели к ослаблению  спроса на белорусские рубли.  Таким образом, необходимо было  проводить более осторожную кредитную  политику.

 Сотрудники Фонда придерживаются  того мнения, что для жизнеспособности  режима фиксированного обменного  курса требуется ужесточение  экономической политики. При ограниченности  прогресса в области структурных  реформ предложение в экономике  может оказаться не в состоянии  удовлетворить оживленный спрос,  учитывая текущие планы властей  в отношении экономической политики. Это, в свою очередь, повышает  потребности во внешнем финансировании  и давление на жесткую фиксацию  курса. Чтобы держать это под  контролем и укрепить доверие  к обменному курсу как номинальному  якорю, определяющие политику  процентные ставки не должны  снижаться в ближайшем будущем,  а целевое кредитование следует  сдерживать, в то время как  политику заработной платы и  налогово-бюджетную политику необходимо  ужесточить [31].

 Миссия МВФ, возглавляемая  г-ном Невеном Матесом, завершила  встречи с властями Беларуси  в рамках консультаций 2008 года  по Статье IV. Миссия обсудила последние  изменения в экономике и макроэкономический  прогноз на 2008 год и последующие  периоды [31].

 Что касалось предстоящего  периода, ряд Директоров рекомендовали  властям рассмотреть возможность  создания условий для повышения  гибкости обменного курса с  течением времени. 

 Привязка белорусского  рубля к доллару США привела  к его постепенному удешевлению  относительно евро и российского  рубля, что способствовало сохранению  конкурентоспособности Беларуси  в отношениях с основными торговыми  партнерами.

 Роль отношений Республики  Беларусь с Международным валютным  фондом очень велика. Дальнейшее  их развитие увязывается с  проведением широкомасштабных реформ  в стране. В настоящее время  в качестве условий для получения  республиканских кредитов выдвигаются  следующие основные цели, согласованные  с Правительством:

 w разгосударствление (приватизация), демонополизация;

 w либерализация валютного курса;

 w реформа системы ценообразования (и параллельное проведение обновленной программы социальной защиты населения);

 w реформирование сельского хозяйства и другие.

 Также широко обсуждались  вопросы о вступлении Беларуси  в союз с Россией. Беларусь  — не единственная страна, рассматривавшая  возможность присоединения к  валютной зоне другой страны, на что указывают долларизация  ряда стран Латинской Америки  и дискуссии по созданию валютных  союзов в некоторых регионах  Африки и на Ближнем Востоке.  Вступление в союз, несомненно, обеспечило  бы существенные выгоды, но оно  также влекло за собой значительные  риски и проблемы.

 Так последствием такой  валютной интеграции для Беларуси  стала бы возможная необходимость  внесения существенных изменений  в Основной закон государства,  значительно ущемляющих его суверенитет,  потеря независимости в выборе  и проведении самостоятельной  денежно-кредитной политики.

 Основной прямой выгодой  от создания валютного союза  и введения единой валюты является  сокращение трансакционных издержек  и уменьшение валютных рисков. Увеличение масштаба денежно-кредитного  обращения также способно повысить  эффективность единой валюты  как меры стоимости и средства  обращения. Введение единой валюты  способствует мобилизации и более  эффективному распределению ресурсов, качественной перестройке работы  кредитных институтов. При этом  выгоды валютного союза прямо  пропорциональны степени экономической  взаимозависимости объединяющихся  стран. 

 В целом, введение  единой валюты и формирование  общей банковской системы является  достаточно сложным процессом,  требующим необходимых общеэкономических  предпосылок. В настоящий момент  до сих пор не реализованы  отдельные важнейшие мероприятия,  предусмотренные Договором о  создании Союзного государства,  и идет речь о фактической  денонсации Договора.

 С 2004 года Республика  Беларусь обрела общие границы  с Европейским союзом. Необходимо  отметить также, что страна  имеет как очень тесные экономические  и политические связи с Россией,  так и прочные экономические,  в особенности торговые, взаимоотношения  с европейскими странами. Несмотря  на то, что речь о вступлении  Беларуси в Евросоюз сегодня  практически не идет, теоретически это возможно. Более того, даже если в будущем продолжатся интеграционные процессы с Российской Федерацией, это не будет противоречить расширению экономического сотрудничества со странами Европейского союза. Однако чтобы Беларусь смогла на равных вести диалог с расширяющейся Европой, ей очень важно достичь экономического уровня развития как минимум новых членов Европейского союза. В то же время нельзя отрицать, что быстроменяющиеся экономические и политические мировые процессы могут создать условия для возможного участия Беларуси в европейском интеграционном процессе.

 Таким образом, чтобы  на равных конкурировать на  международном рынке, наша страна  не должна уступать по своему  экономическому развитию западным  партнерам. Поэтому в дальнейшем  необходимо регулярно и тщательно  изучать экономические процессы  в Беларуси и европейских странах  с целью дальнейшего развития  страны и адаптации в мировую,  и, прежде всего, европейскую  экономику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 По результатам курсового  исследования можно сделать следующие  выводы.

 Национальная валютная  система возникает на основе  интернационализации хозяйственных  связей. Национальная валютная система  является составной частью денежной  системы страны, хотя она относительно  самостоятельна и выходит за  национальные границы. 

 Основными элементами  национальной валютной системы  являются: национальная денежная  единица, золотовалютные резервы,  валютный паритет, механизм формирования  валютного курса, условия обратимости  валюты, валютные ограничения, порядок  внешних расчетов страны, режим  национального валютного рынка  и рынка золота, статус национальных  учреждений, регулирующих валютные  отношения страны.

 Национальная валютная  система Республики Беларусь  представляет собой государственно-правовую  форму организации и регулирования  ее валютно-кредитных и финансовых  взаимоотношений с другими странами. Эта система находится в процессе  становления и окончательно еще  не сформировалась.

 Основой валютной системы  является национальная денежная  единица - белорусский рубль. В  1 полугодии 2005 г. белорусский  рубль укрепился в номинальном  выражении практически ко всем  валютам стран - основных торговых  партнеров. Укрепление белорусского  рубля по отношению к доллару  США и российскому рублю преимущественно  было обусловлено тенденциями  во внешней торговле.

 В обеспечении внутренней  и внешней устойчивости белорусского  рубля значительная роль принадлежит  международным резервным активам  Республики Беларусь. На 1 октября  2005 года, золотовалютные резервы  Беларуси в национальном определении,  по предварительным данным, составили  $1,523 млрд., увеличившись с начала  года на 45,5%.

 Рассматривая механизм  функционирования валютного рынка  в Республике Беларусь, следует  отметить, что в первом полугодии  2005 года обороты внутреннего валютного  рынка значительно увеличились 

 Статус Национального  банка Республики Беларусь (центрального  банка страны) регламентирован Банковским  кодексом и Уставом банка. 

 В анализируемом периоде  продолжалось совершенствование  нормативно-правовой базы в области  валютного регулирования и валютного  контроля.

 Рассматривая тенденции  и перспективы развития национальной  валютной системы, следует подчеркнуть,  что степень устойчивости белорусского  рубля в последние годы имеет  неоспоримую тенденцию к росту. 

Информация о работе Валютная система и ее элементы