Тенденции развития денежной системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть становление и развитие денежной системы Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в работе сводятся к нижеследующим:
- охарактеризовать понятие денежной системы, ее типы и элементы;
- охарактеризовать историю формирования денежной системы Республики Беларусь и ее современное состояние;
- проанализировать тенденции развития денежной системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Денежная система: понятия, виды и элементы…………………………………..7
2 История формирования и современное состояние денежной системы Республики Беларусь……………………………………………………….………16
3 Тенденции развития денежной системы Республики Беларусь……………….21
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………….……..31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 290.00 Кб (Скачать документ)

- порядок ведения  кассовых операций, порядок работы  банков с денежной наличностью,  формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

- правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

- правила осуществления  эмиссионно-кассовых операций;

- правила определения  признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что история формирования денежной системы Республики Беларусь началась с денежной реформы 1922-1924 гг. и прошла длинный исторический путь своего развития.

Современные проблемы денежной системы Беларуси осуществленными мероприятиями полностью не решены. Необходима последовательная отработка всех ее элементов. Главным остается обеспечение стабильности национальной денежной единицы.

 

3 Тенденции  развития денежной системы Республики  Беларусь

 

При рассмотрении тенденций  развития денежной системы Республики Беларусь обратимся к изучению показателей  денежного рынка Республики Беларусь за последние годы.

В таблице 3.1 приведены данные по широкой денежной массе за период с 2006 по 2010 гг.

Таблица 3.1 - Широкая денежная масса за период 2006-2010 гг. млрд. рублей

Показатели

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

01.10.2010

1

2

3

4

5

6

1. Наличные  деньги в обороте – М0

2 016,4

2 818,3

3 323,2

3 836,2

4 758,9

2. Переводные депозиты

2 929,4

4 204,9

5 416,7

6 882,2

7 273,0

2.1. Физических лиц

938,2

1 313,3

1 703,3

1 952,0

2 682,9

2.2. Юридических лиц*

1 991,2

2 891,5

3 713,4

4 930,2

4 590,1

Денежный агрегат  – М1

4 945,8

7 023,2

8 739,9

10 718,5

12 031,9

3. Срочные депозиты

3 520,0

5 298,1

6 992,5

9 117,9

12 307,3

3.1. Физических лиц

2 721,1

4 023,5

5 082,4

5 779,3

8 169,4

3.2. Юридических лиц*

798,9

1 274,6

1 910,1

3 338,5

4 138,0

Денежная масса  в национальном определении – М2

8 465,8

12 321,3

15 732,5

19 836,3

24 339,3

4. Ценные бумаги, выпущенные  банками (вне банковского оборота)  в национальной валюте

129,1

94,3

1 032,1

705,4

1 197,7

Рублевая денежная масса – М2

8 594,9

12 415,6

16 764,6

20 541,7

25 536,9

5. Депозиты в иностранной валюте

3 951,9

5 050,9

7 670,3

10 204,4

18 621,5

5.1 Переводные депозиты

1 860,2

2 284,9

2 874,1

3 402,1

5 518,3

5.1.1 Физических лиц

113,0

150,1

141,4

130,6

647,2

5.1.2. Юридических лиц*

1 747,3

2 134,9

2 732,7

3 271,5

4 871,1

5.2. Срочные депозиты

2 091,7

2 765,9

4 796,2

6 802,3

13 103,2

5.2.1. Физических лиц

1 746,9

2 331,3

3 642,2

5 400,3

10 976,4

5.2.2. Юридических лиц*

344,8

434,7

1 154,0

1 402,0

2 126,9

6. Ценные бумаги, выпущенные  банками (вне банковского оборота)  в иностранной валюте

20,1

35,4

65,6

211,6

1 629,0

           

7. Депозиты в драгоценных  металлах

3,6

4,0

5,5

3,4

8,3

Широкая денежная масса – М3

   

24 506,0

30 961,1

45 795,7


 

Примечание: собственная  разработка

Широкая денежная масса за январь-май 2011 г. увеличилась на 34 процента, (за январь-май 2010 г. - на 6,4 процента). При этом за май она возросла на 26,7 процента.

Скорость обращения  широкой денежной массы в среднегодовом  исчислении с 1 июня 2010 г. по 1 июня 2011 г. снизилась на 3,8 процента. Уровень  монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой широкой денежной массе, в мае 2011 г. составил 26,3 процента против 25,3 процента в мае 2010 г.

Депозиты в  иностранной валюте в долларовом эквиваленте на 1 июня 2011 г. сформировались в объеме 6,58 млрд. долларов США и за январь-май 2011 г. снизились на 10,7 процента.

Основной удельный вес (56,6 процента) в общем объеме депозитов в иностранной валюте на 1 июня 2011 г. по-прежнему занимали сбережения населения (59,4 процента на 1 января 2011 г.).

Депозиты в  иностранной валюте юридических лиц за январь-май 2011 г. уменьшились на 4,5 процента (за январь-май 2010 г. увеличились на 5,6 процента).

За январь-май 2011 г. доля рублевой составляющей в  широкой денежной массе, в результате проведенной в мае текущего года корректировки обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам сократилась на 5,2 процентного пункта (до 47,4 процента на 1 июня 2011 г.) [14].

На фоне ускорения  инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были предприняты  меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке. В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране, усиления защиты рублевых вкладов в банках в условиях усиления инфляционных процессов, в январе-мае 2011 г. ставка рефинансирования была повышена три раза (с 10,5 процента годовых до 14 процентов годовых), с 1 июня 2011 г. - до 16 процентов годовых.

Одновременно с увеличением ставки рефинансирования уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности, формирующий верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном межбанковском рынке, был увеличен на 6 процентных пунктов (по кредиту овернайт и сделкам СВОП - с 16 до 22 процентов годовых). Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности, формирующие нижнюю границу, в январе-мае 2011 г. возросли на 4 процентных пункта (по депозитам овернайт - с 7 до 11 процентов годовых)[14].

Проводимыми операциями на открытом рынке на аукционной основе Национальный банк поддерживал ставки на однодневном межбанковском рынке  на уровне выше, чем ставка рефинансирования, приближая их к значению верхней  границы коридора - ставки по кредиту овернайт. В течение января-мая 2011 г. процентные ставки по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке планомерно повышались: уровень процентных ставок по ломбардным аукционам был увеличен с 11 процентов годовых до 21 процента годовых. Процентные ставки по двусторонним сделкам СВОП были установлены на уровне ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности, что увеличило их уровень с 11 процентов годовых до 22 процентов годовых.

Среднее значение процентной ставки на однодневном межбанковском рынке в мае 2011 г. составило 19,4 процента годовых, увеличившись относительно ее декабрьского уровня на 8,9 процентного пункта (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 – Динамика ставок по инструментам регулирования ликвидности и  ставки МБК

Источник: [14]

Ситуация на денежных рынках в январе-мае 2011 г. характеризовалась  существенными колебаниями ликвидности. В течение января 2011 г. в банковском секторе наблюдался умеренный дефицит  ликвидности. К середине февраля  сформировался избыток ликвидности, который сохранялся и в течение первой половины марта. Во второй половине марта ситуация на денежных рынках изменилась и стала характеризоваться дефицитом ликвидности. В течение апреля наблюдалось увеличение ликвидности. На протяжении 1-17 мая ликвидность в банковском секторе продолжала нарастать, что обусловило необходимость возобновления проведения аукционов по стерилизации избыточных средств. Вместе с тем, с началом нового периода выполнения резервных требований (с 18 мая), периодом налоговых платежей ликвидность банковской системы существенно сократилась и до конца мая текущего года ситуация характеризовалась дефицитом ликвидности.

В периоды дефицита ликвидности, в целях обеспечения  нормального платежного процесса, недопущения  неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковском секторе за январь-май 2011 г. составил 761,6 млрд. рублей. В период избытка ликвидности Национальным банком проводились операции на открытом рынке по ее стерилизации. Среднедневной остаток средств банков по операциям изъятия ликвидности за январь-май 2011 г. составил 213,5 млрд. рублей[6,c.6].

Средняя полная процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в  мае 2011 г. сложилась на уровне 18,9 процента годовых, увеличившись на 5 процентных пунктов по сравнению с январем 2011 г., в том числе для юридических  лиц - 18,6 процента годовых и на 5,4 процентного пункта, для физических лиц - 21,2 процента годовых и на 2,7 процентного пункта (рисунок 3.2).

 

Рисунок 3.2 – Динамика ставок по вновь выданным рублевым кредитам

Источник: [14]

Средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ в мае 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. увеличилась на 0,6 процентного пункта и составила 8,5 процента годовых.

Ставки депозитного  рынка. В мае 2011 г. ставка по новым  срочным депозитам в рублях сложилась  на уровне 16,2 процента годовых, увеличившись по сравнению с январем 2011 г. на 5,2 процентного пункта (рисунок 3.3). При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в мае составила 19,1 процента годовых против 15,5 процента годовых в январе 2011 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц увеличилась с 9,4 процента годовых в январе 2011 г. до 15,7 процента годовых в мае.

 

Рисунок 3.3 – Динамика ставок по вновь привлеченным срочным рублевым депозитам

Источник: [14]

Процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте в мае 2011 г. увеличилась на 1 процентный пункт по сравнению с январем 2011 г. и составила 7,7 процента годовых, по депозитам юридических лиц – на 1,2 процентного пункта до 5,4 процента годовых.

Правлением  Национального банка принято  решение о повышении c 13 июля 2011 г. ставки рефинансирования с 18 до 20 процентов  годовых (постановление от 11.07.2011 № 287).

Данная мера реализована в рамках проведения последовательной процентной политики, направленной на постепенное повышение общего уровня процентных ставок в экономике в целях содействия ограничению инфляции и стимулирования сберегательных процессов в стране.

Планомерное повышение  процентных ставок будет способствовать усилению привлекательности рублевых вкладов населения и организаций в банках, укреплению курса национальной валюты и тем самым росту доверия к ней со стороны всех экономических агентов. При этом постепенность повышения ставки позволяет учитывать интересы заемщиков, уже имеющих кредитную задолженность перед банками.

Прошедший пятилетний период характеризовался неоднородной динамикой экономического развития страны. До наступления мирового финансово-экономического кризиса проводимая Правительством экономическая политика обеспечила положительную динамику основных макроэкономических показателей, включая высокие темпы экономического роста, реальных денежных доходов населения, низкий уровень безработицы.

Однако, начиная  с сентября 2008 г. под воздействием мирового финансово-экономического кризиса отмечаются ухудшение экономической конъюнктуры, снижение спроса и цен на ряд белорусских товаров на внешнем рынке, деловой и инвестиционной активности, замедление темпов роста денежных доходов населения, ухудшение платежного баланса страны, сокращение объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на финансовое положение ряда организаций нефинансового сектора.

Денежно-кредитная  политика в сложившихся условиях была ориентирована на решение задач  развития экономики, обеспечение устойчивости белорусского рубля, сохранение финансовой стабильности и снижение внешних дисбалансов[13].

Развитие  негативных тенденций в экономике  потребовало принятия комплекса оперативных и долгосрочных мер по минимизации и преодолению последствий кризиса. Специфика ситуации, сложившейся в Республике Беларусь, определила характер монетарной политики и антикризисных мер.

Национальный банк с 2 января 2009 г. осуществил переход к привязке обменного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллар, евро, российский рубль), который позволил существенно повысить гибкость курсовой политики в части реагирования на изменение ситуации на внешних рынках, более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, следовательно, сглаживать колебания эффективного курса белорусского рубля. В результате обеспечена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта, что в определенной мере компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию[16].

Внешняя несбалансированность торговых операций и ограничения по ее финансированию привели к необходимости ужесточения монетарной политики. С этой целью были увеличены ставка рефинансирования и процентные ставки по постоянно доступным инструментам Национального банка, что обусловило повышение процентных ставок на краткосрочном денежном рынке.

Принятые в  кризисный период меры монетарной политики наряду с адекватными мерами бюджетной  и макроэкономической политики позволили обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность, сохранить условия для быстрого возврата экономики к высоким устойчивым темпам роста.

По мере выхода мировой экономики из кризиса, постепенного восстановления экономик стран –  основных торговых партнеров Республики Беларусь и укрепления позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере страны усилилась направленность денежно-кредитной политики на создание благоприятных, стабильных финансовых условий для развития экономики. В 2010 году Национальный банк продолжил постепенное снижение общего уровня процентных ставок.

Кроме того, были реализованы важные меры по формированию основы стабильной работы банковского  сектора, в том числе:

- принят Декрет  Президента Республики Беларусь  от 4 ноября 2008 г. № 22 «О гарантиях  сохранности денежных средств  физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)»;

- увеличен до 25 млн. евро минимальный размер  нормативного капитала для действующих  банков, привлекающих денежные средства  физических лиц во вклады (депозиты);

- введены дополнительные  требования к формированию банками специальных резервов по активам, подверженным кредитному риску[16].

Проводимая  денежно-кредитная политика в значительной мере способствовала росту депозитов  в банках. За 2006 – 2010 годы общий объем  депозитов физических лиц возрос в 4,2 раза и на 1 января 2011 г. составил 22,96 трлн. рублей.

Информация о работе Тенденции развития денежной системы Республики Беларусь