Стратегическое развитие бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:00, реферат

Описание

Государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в определенный период времени. Бюджет состоит из трех частей расходной, доходной и их баланса, т.е. построен на принципе соответствия доходов расходам. Формирование бюджета происходит путем составления прежде всего его расходной части, поскольку государство не может производить расходы лишь исходя из имеющихся е него финансовых возможностей

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое развитие бюджетной системы.docx

— 24.95 Кб (Скачать документ)

     Все доходы и расходы располагаются  в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

     Бюджетная классификация включает в себя:

     1. классификация доходов бюджета;

     2. функциональную, организационную и  экономическую классификации расходов  бюджета;

     3. классификацию источников финансирования  дефицита государственного бюджета.

     Классификация доходов бюджета представляет собой  их группировку по видам и источникам в соответствии с законодательством. Функциональная классификация расходов представляет собой их группировку  по основным функциям, исполняемым  органами гос.управления, органами гос.власти на местах, а также другими организациями, финансируемыми из бюджета. Организационная классификация - это группировка по видам хозяйствующих субъектов и мероприятий, отражающих распределение бюджетных средств между их непосредственными получателями. Экономическая классификация расходов бюджета представляет собой их группировку по назначению и видам платежей.

     Классификация источников финансирования дефицита государственного бюджета представляет собой их группировку  по внутренним и внешним источникам финансирования. Бюджетная классификация  разрабатывается Министерством  финансов РУ и утверждается решением Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 
 

     Состав  и структура доходной части госбюджета Республики Узбекистан. 

     В условиях перехода на рыночные отношения  доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Республике Узбекистан, так и  в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

     В структуру доходов госбюджета Республики Узбекистан входят следующие налоги и платежи:

     I. прямые налоги, которые включают:

     - налог на прибыль с юридических  лиц;

     - налог на прибыль с физических  лиц;

     - подоходный налог с населения;

     II. косвенные налоги:

     - НДС;

     - акцизы;

     - таможенные пошлины;

     - сбор за введение товаров на  территорию республики;

     III. ресурсные платежи:

     - налог на имущество;

     - земельный налог;

     - налог на недра;

     - плата за воду;

     - налог с владельцев транспортных  средств;

     - налог на сырье и продукцию вывозимую за пределы республики;

     - экологический налог;

     IV. прочие доходы, которые составляют 4.8% общей суммы доходов госбюджета

     V. внебюджетные фонды:

     - пенсионный фонд;

     - фонд содействия занятости;

     - дорожный фонд;

     - специальный счет Госкомимущества  РУ. 
 

Состав  и структура расходной  части госбюджета Республики Узбекистан.  

     Расходы государственного бюджета Республики Узбекистан

       классифицируются:

     - по своей роли в процессе  воспроизводства - на затраты,  связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

     - по функциональному назначению  расходы на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных  мероприятий, обороны страны, на  природоохранную деятельность и  обеспечение безопасности, на фундаментальные  исследования и содействия научно-техническому  прогрессу. Каждая из групп  делится по ведомственному признаку.

     Согласно  Закону "о государственном бюджете" РУ средства госбюджета расходуются  в следующих формах:

     1. текущие расходы бюджетных организаций  по осуществлению возложенных  на них функций и задач;

     К текущим расходам относятся закупки  товаров и услуг, оплату труда  гос.служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и гос.долгу (внешнему) и др.

     Государственное внутреннее заимствование - привлечение  активов из внутренних источников РУ, по которым возникают обязательства  Республики Узбекистан как заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиками -резидентами РУ. Государственное внешнее заимствование - привлечение активов из внешних источников (иностранных государств, их юридических лиц или международных организаций), по которым возникают обязательства РУ как заемщика или гаранта погашения займов заемщика-резидента РУ.

     Внешний долг - это совокупность обязательств РУ, возникших в результате государственных  внешних заимствований.

     2. Текущие бюджетные трансферты

     Бюджетный трансферт - денежные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета юридическому лицу (субсидия, дотация) или физическому лицу (пенсия, социальное пособие, стипендия) напрямую либо через уполномоченный орган.

     3. капитальные расходы на:

     - приобретение и воспроизводство  основных фондов и средств  (включая свзяанные с ним работы и услуги);

     - приобретение земли за рубежом;

     - приобретение связанных с землей  прав и других нематериальных  активов;

     - создание гос.резервов

     4. бюджетных трансфертов юридическим  лицам на покрытие капитальных  расходов.

     5. бюджетные ссуды юридическим  лицам и иностранным государствам

     Бюджетная ссуда - средства, выделяемые на возвратной основе из вышестоящего в нижестоящий бюджет, либо из бюджета юридическому лицу или другому государству.

     6. затраты по погашению и обслуживанию  государственного долга;

     7. другие расходы, не противоречащие  действующему законодательству.

     В условиях перехода на рыночные отношения  структура расходов госбюджета претерпевает существенные изменения - резко сокращаются  бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. Однако в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, гос.сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.

     Рассмотрим  расходы государственного бюджета  РУ на 1999 финансовый год (табл. N 2):

     Основная  часть расходов приходится на расходы  на социально-культурные мероприятия и составляют 37.1% от общей суммы расходов бюджета. Значительная часть которых направляется на образование и просвещение и составляет 23.7% от общей суммы расходов бюджета. Значительное внимание уделяется социальной защите населения, общие расходы которых составляют 10.8%. В целях реализации бюджетной политики в социальной сфере предусматриваютриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей школьного возраста, по упорядочению зарплаты работников бюджетных учреждений.В структуре расходов госбюджета пособия семьям с детьми и малообеспеченным семьям составляют 7.6%. Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РУ "О дальнейшем усилении гос.поддержки семей с детьми" с 1997г. были повышены ставки этих пособий на 25% и выплаты проивзодятся через местные органы самоуправления "Махалля" с тем, чтобы они действительно попадали нуждающимся семьям и гражданам.Также следует иметь в виду, что большая часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам. Значительную долю в госбюджете  занимают расходы на финансирование централизованных инвестиций, составляющих 22.6%. Поддержка инвестиционных проектов оказывается как путем прямого выделения бюджетных ассгнований, так и путем предоставления гарантий Правительства для этих проектов. Т.о основными направлениями политики государственных расходов являются повышение эффективности использования расходуемых государственных средств, принцип их целевой ориентации и адресности, стимулирование высокоэффективных инвестиций, решение социальных задач, обеспечивающих предоставление гарантий социальных и экономических прав граждан.

Информация о работе Стратегическое развитие бюджетной системы