Специфика доверительных (трастовых) операций банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание

Многие банки столкнулись с необходимостью поиска новых подходов к повышению доходности своих операций. Частичное разрешение данная проблема получила не только за счет увеличения числа предлагаемых клиентам услуг, но и качественной переоценки структуры операций с клиентами, снижение удельного веса ссудосберегающих операций и увеличение объемов операций с ценными бумагами, проводимых банками за счет клиентов и в их пользу. Быстрое развитие получили нетипичные ранее для коммерческих банков операции - лизинг и факторинг, проектное финансирование , консультационные услуги. К указанному типу услуг можно отнести и услугу, связанную с доверительным управлением портфелем инвестиций клиентов.

Содержание

Введение 4

1. Теоретические основы по проблемам банковских операций 7

1.1.История возникновения и эволюции банков и банковских операций 7

1.2. Классификация банковских операций 13

1.3. Место и роль доверительных операций в банковской деятельности 19

2. Специфика доверительных (трастовых) операций банка 26

2.1. История возникновения трастовых операций 26

2.2. Виды траста и их особенности 33

2.3. Механизм осуществления трастовых операций 36

2.4. Перспективы развития трастовых банковских операций в РФ 50

52

Заключение 53

Основная литература 55

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.docx

— 86.88 Кб (Скачать документ)

1.3. Место и роль  доверительных операций в банковской  деятельности

 
 
 
Трастовые (доверительные) операции в  международной практике играют большую  роль в банковском деле, а также  в их связях с другими сферами  экономики. Трастовые операции позволяют  банкам распоряжаться крупными (иногда контрольными) пакетами акций промышленных компаний. Осуществляя такие операции, коммерческие банки в специфической  форме выполняют функцию накопления денежных капиталов и их мобилизацию  в производство. Использование трастовых  операций позволяет маскировать  сращивание банковского капитала с  нефинансовым капиталом, поскольку  они вкладывают доверенные им капиталы в акции и облигации крупных  корпораций и компаний. Эти операции позволяют банкам установить контроль над корпорациями, так как получение  в доверительное управление ценных бумаг означает передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг, за исключением права получения  дохода по ним. В то же время владение акциями одной компании через  траст связано не только со стремлением  к контролю, но и с большим риском.  
 
Траст характеризуется как особая форма распоряжения собственностью, определяющая права на имущество, передаваемое в трастовое управление, на распределение прибыли, полученной в результате этого управления, и представляет собой отношения между учредителем траста, доверительным собственником (распорядителем) и бенефициаром. Учредитель траста - физическое или юридическое лицо, основавшее траст и передавшее в управление определенное имущество. Распорядителем траста является лицо, назначенное учредителем для управления этим имуществом. В качестве имущества могут выступать не только движимое и недвижимое имущество, но и денежные средства, драгоценные металлы, акции и другие ценные бумаги, что позволяет сконцентрировать большое число мелких вкладов с целью их дальнейшего инвестирования в наиболее прибыльные проекты. Обязанности и права распорядителя траста определяются законодательством и непосредственно договором. Лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении траста, называется бенефициаром. Им может быть как третье лицо, так и сам учредитель траста.  
 
Сущность доверительных операций заключается в передаче клиентами банкам своего имущества (без передачи права собственности) для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению с целью получения прибыли, с которой банки взимают определенную плату в виде комиссии.  
 
Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими банками своим клиентам, и их быстрое развитие вызвано целым рядом объективных причин: проблемой банковской ликвидности и снижением доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремлением банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач - повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности. Следующей причиной является растущая заинтересованность банковской клиентуры (как юридических, так и физических лиц) в получении более широкого набора услуг от банка. Не последнюю роль играют обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов и изобретение с этой целью все новых услуг; большие возможности трастовых операций для привлечения средств и расширения ресурсной базы по увеличению источников доходов. Кроме того, трастовые операции обуславливают дополнительное расширение корреспондентских отношений банка, способствуют улучшению его положения на межбанковском рынке по повышению репутации и имиджа.  
 
Развитие трастовых операций стало возможным в условиях накопления определенного богатства, состояний как отдельными лицами, так и различными компаниями, корпорациями и фирмами. Вследствие этого возникает необходимость правильно и выгодно распоряжаться такими видами богатства (денежные средства, акции, облигации, предметы искусства, драгоценные металлы и др.) и передавать их в руки тех учреждений, которые могут осуществлять эффективное управление ими.  
 
K трастовым услугам банка обычно относятся: хранение ценных бумаг; ведение ежемесячных бухгалтерских записей клиента; получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи; покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями; консультационные услуги; принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости и автомобилей; создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граждан (частных пенсионных фондов, вклады в которые гарантируются акциями фонда) по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах его доверенного лица. Заинтересованность клиента в передаче трастовой компании или банку отдельных функций по управлению его имуществом объясняется возможностями использования практического опыта и профессионализма сотрудников организации - доверенного лица, специализирующихся на оказании такого рода услуг. Доверенное лицо стремиться действовать с наибольшей выгодой для клиента, постоянно расширяя сферу деятельности доверителя.  
 
По характеру распоряжения доверяемой собственностью трасты можно разделить на активные и пассивные. Собственность, находящаяся в активном трасте, может продаваться, отдаваться в долг, закладываться, то есть видоизменяться без дополнительного согласия доверителя. Подобные активные операции характерны для банков. Пассивные трасты представляют собой услуги по управлению определенным имуществом, которое не может быть продано или заложено доверенным лицом. Подобные операции оказываются в основном трастовыми компаниями, специализирующимися на управлении каким-либо видом собственности клиентов.  
 
В международной практике деятельности банков принято разделять доверительные операции в силу их специфики на две группы: доверительные операции для физических лиц, доверительные операции для юридических лиц. Иногда особо выделяют доверительные операции банков для благотворительных компаний, фондов и иных организаций.  
 
Предоставление трастовых услуг физическим лицам возникает как соглашение между доверителем и доверенным лицом и связано в основном с передачей имущества доверенному лицу, которое в дальнейшем владеет им в интересах доверителя. К числу трастовых услуг, оказываемых банками отдельным лицам, относятся: распоряжение наследством, управление персональными трастами, выполнение роли опекуна или хранителя имущества, выполнение агентских функций и др.  
 
Значительное место в деятельности коммерческих банков занимают услуги юридическим лицам, которые включают в себя операции по управлению инвестициями, пакетом ценных бумаг, пенсионными фондами корпораций, компаний, участию в прибыли, выпуску облигаций, временное управление делами компании в случае ее реорганизации или банкротства, выполнение платежных функций (погашение облигаций, выплата дивидендов акционерам компаний). В результате оказания этих услуг банки по работе с юридическими лицами создают трасты: корпоративный траст, траст наемных рабочих, институционный траст, коммунальный траст.  
 
Корпоративный траст организуется в форме закладываемого в банке имущества для обеспечения выпуска облигаций компании. Траст наемных рабочих имеет форму либо пенсионного фонда, либо участия в прибылях. В первом случае руководство компании вносит денежные средства в фонд, управляемый банком, для покупки аннуитетов или выплат работникам при достижении ими пенсионного возраста. Если работники вносят деньги в фонд, тогда его именуют пенсионным трастом с участием. Высшие учебные заведения могут создавать институционный траст и передавать его банку на доверительное управление. Кроме того, группа лиц, проживающих в определенной местности, имеет право учреждать в банке траст (коммунальный траст) в пользу местной общины (сельской, городской) и др.  
 
Трастовые банки и компании не ограничиваются только сферой частных корпораций, они управляют также государственными фондами на самых различных уровнях - от муниципалитета до города и округа.  
 
Кроме того, для юридических лиц трастовые банки и компании выполняют самые разнообразные посреднические функции. Они выступают в качестве агента по передаче права собственности на акции корпораций. 
 
Трастовые банки и компании могут выступать гарантом в операциях по хранению и передаче ценностей от одного контрагента другому. Большой процент выполняемых услуг занимают также операции, связанные с управлением наследуемым имуществом. 
 
Относительно широко распространена и трастовая операция, связанная с управлением активами. По примеру западных банков внедряются некоторые трастовые услуги, например хранение ценностей в сейфах, депозитное обслуживание ценных бумаг (от регистрации, расчетов по сделкам до выплаты дивидендов), проведение собраний акционеров, финансовое консультирование, исследование рынков и др. Это практически весь спектр операций, которые предоставляются в западных банках и управляющих компаниях.  
 
Развитие трастовых операций в Республике Узбекистан, по существу, началось с созданием коммерческих банков. Однако активное их развитие тормозится отсутствием полного законодательного и нормативного обеспечения самого института доверительной собственности. Первое появление траста, конечно, связано с приватизацией в стране, когда физические и юридические лица все больше получают в собственность активы, которыми необходимо управлять, а также при создании различными компаниями и предприятиями портфелей ценных бумаг, управлять которыми они не могут в результате отсутствия профессионализма. Исходя из этого, можно предположить, что появились необходимые предпосылки для развития рынка доверительного управления. Однако в своей деятельности по доверительному управлению коммерческие банки и компании на территории республики ограничиваются лишь общими понятиями Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Закона «О банках и банковской деятельности» и Закона Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг». Отсутствие конкретной нормативно-правовой базы по регулированию доверительных отношений значительно сдерживает развитие этого рынка. 

2. Специфика доверительных  (трастовых) операций банка

2.1. История возникновения  трастовых операций

 
 
 
История формирования института доверительного управления в России начинает свой отсчет с принятия 2 декабря 1990 г. Закона "О банках и банковской деятельности". Статья 5 Закона, которая раскрывает перечень банковских операций, допускала  привлечение и размещение средств, а также управление ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции). После внесения многочисленных изменений, данная норма  была скорректирована и в настоящее  время определяет доверительное  управление денежными средствами и  иным имуществом как операцию, осуществляемую банками и кредитными организациями. 
 
В дальнейшем, в Указе Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 1 июля 1992 г. N 772 предусматривается возможность передачи в доверительное управление пакетов акций предприятий, подлежащих приватизации. Пакеты акций государственных предприятий могли передаваться в доверительное управление с условием обязательной последующей их продажи на инвестиционном конкурсе. Указ предусматривал разработку Положения, регламентирующего порядок передачи акций в доверительное управление. Однако такое Положение так и не было разработано, в связи с чем 24 декабря 1993 г. был подписан Указ "О доверительной собственности (трасте)", действие которого распространялось исключительно на пакеты акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных предприятий. На основании Указа был разработан Типовой договор об учреждении траста, форма которого некоторое время использовалась при заключении подобных договоров. Указ предполагал смену прав собственности при передаче имущества в траст. Таким образом, речь шла не о доверительном управлении как институте обязательственного права, а о доверительной собственности, то есть о возникновении вещных прав у доверительного управляющего. 
 
Со вступлением в силу Гражданского кодекса Указ Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)" фактически утратил силу. Глава 53 части второй Гражданского кодекса вводит понятие "доверительное управление" и прямо исключает возможность возникновения вещных прав у доверительного управляющего. Кроме того, предусматриваются определенные виды "некоммерческого" доверительного управления, возникающие по основаниям, предусмотренным законом (ст. 1026 ГК РФ). 
 
Доверительное управление представляет собой обязательство, возникающее на основании договора. Договор является обязательным условием возникновения доверительного управления, даже в том случае, когда доверительное управление учреждается на основании властного акта (ликвидационная комиссия, орган опеки). 
 
Характеризуя договор доверительного управления, прежде всего следует отметить, что заключается он в письменной форме, а если его объектом является недвижимость, подлежит государственной регистрации (ст. 1017 ГК РФ). Договор является реальным, срочным (заключается на срок, не превышающий пяти лет), односторонне обязывающим, как правило, возмездным. 
 
Субъектами договора доверительного управления являются учредитель управления, доверительный управляющий и выгодоприобретатель. Учредитель управления и выгодоприобретатель могут совпадать в одном лице. Субъектами договора могут являться как юридические лица, так и физические лица. Кроме того, учредителем управления может выступать Российская Федерация в лице уполномоченных органов (имущественных фондов).Учредителем управления может выступать только собственник имущества (или собственники при общей или совместной собственности). По основаниям, установленным законом, учредителем управления может выступать орган опеки и попечительства или исполнитель завещания. 
 
Доверительный управляющий - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Не может выступать доверительным управляющим унитарное предприятие или государственный орган управления. В случаях, когда доверительное управление осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения. Доверительный управляющий не может быть одновременно выгодоприобретателем по одному и тому же договору (ст. 1015 ГК РФ). 
 
Выгодоприобретателем может быть любое физическое или юридическое лицо, причем если выгодоприобретателем не является собственник имущества, то на отношения с его участием распространяются нормы, установленные для договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Соответственно, после заявления выгодоприобретателем намерения воспользоваться своим правом, предоставленным ему договором, он приобретает самостоятельное право требования. 
 
Объектами доверительного управления могут быть большинство объектов гражданских прав. Это и различные виды имущества, имущественные права, исключительные права. По общему правилу не допускается передача в доверительное управление денежных средств. Однако в соответствии с ранее упомянутой ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности кредитные организации вправе заключать договоры доверительного управления денежными средствами. Кроме того, Положением о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. N 37, допускается доверительное управление денежными средствами в процессе осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Некоторые авторы подчеркивают, что в доверительное управление могут быть переданы только индивидуально - определенные вещи, и более того, они же должны быть возвращены при прекращении договора доверительного управления. С такой позицией нельзя согласиться по ряду объективных причин. Во-первых, осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать любые юридические и фактические действия в отношении этого имущества, то есть может его продать или обменять, если это соответствует интересам выгодоприобретателя. При этих условиях возврат того же индивидуально - определенного имущества будет невозможен. Кроме того, прямой запрет на передачу в доверительное управление вещей, определяемых родовыми признаками, отсутствует, что позволяет сделать вывод о возможности такой передачи при соблюдении всех требований закона. 
 
Другим интересным моментом является запрет на передачу в доверительное управление имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Дело в том, что доверительное управление в состоянии эффективно заменить ранее единственно возможный административный способ управления государственной и муниципальной собственностью, поэтому собственник (специальный орган, например, имущественный фонд) сегодня имеет возможность выбрать коммерческую систему управления собственностью, передав имущество в доверительное управление. При этом право хозяйственного ведения или оперативного управления в отношении передаваемого имущества должны быть прекращены (ликвидация ю/л, осуществлявшего эти права, и т.д.). 
 
Передаваемое в доверительное управление имущество должно быть обособлено от другого имущества учредителя управления и от имущества управляющего. Имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, по которому ведется самостоятельный учет. Передача имущества должна быть документирована (передаточный акт), так как именно с момента передачи имущества у сторон возникают права и обязанности по договору. 
 
Как уже было отмечено, договор доверительного управления порождает исключительно обязательственные отношения, причем права по договору приобретают обе стороны, а обязанности - только доверительный управляющий. Доверительный управляющий осуществляет в отношении переданного ему имущества правомочия собственника, совершая с этим имуществом любые юридические и фактические действия, которые могут быть ограничены законом или самим договором. Совершая сделки с переданным ему имуществом, доверительный управляющий указывает, что действует в качестве такого управляющего путем проставления на письменных документах пометки "Д.У." после наименования доверительного управляющего. Для защиты прав на имущество, находящееся в доверительном управлении, доверительный управляющий пользуется вещно-правовой защитой в соответствии со ст. ст. 301, 302, 304, 305 ГК РФ. 
 
Главная обязанность управляющего заключается в осуществлении управления имуществом в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя. Управление имуществом, в зависимости от установленных учредителем целей доверительного управления, может приобретать различные формы, от сохранения имущества до приобретения определенных выгод. Поэтому четкое определение в договоре доверительного управления задач, ставящихся перед управляющим, имеет особое значение. Доверительный управляющий обязан предоставлять учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности, отражая в нем все действия, совершенные с переданным имуществом, и состояние имущества на момент составления отчета. 
 
Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. Данное положение ГК РФ вызывает определенные вопросы. Неясно, имеет ли право доверительный управляющий получать вознаграждение в том случае, если доходы от использования имущества отсутствуют? Этот вопрос особенно актуален для случаев доверительного управления по основаниям, предусмотренным законом. Норма, касающаяся вознаграждения, сформулирована диспозитивно, что позволяет сделать вывод о возможности безвозмездного доверительного управления. Однако с позиций здравого смысла добровольное исполнение обязанностей без соответствующего вознаграждения представляется абсурдным. 
 
Обращаясь к вопросу ответственности участников доверительного управления, имеет смысл выделить две различных сферы такой ответственности. Первая сфера включает в себя вопросы ответственности по сделкам управляющего с третьими лицами, а вторая сфера - вопросы ответственности в отношениях между самими участниками по заключенному договору. 
 
При возникновении обязательств, связанных с осуществлением доверительного управления имуществом, управляющий погашает данные обязательства за счет этого имущества. При этом, в случае недостаточности этого имущества, взыскание может быть обращено на имущество самого управляющего и на имущество учредителя управления, не переданное в доверительное управление. Ответственность за обязательства по сделке, совершенной управляющим с превышением предоставленных ему полномочий, управляющий несет лично. 
 
В то же время по долгам учредителя и управляющего взыскание не обращается на имущество, находящееся в доверительном управлении. Этот принцип реализуется в соответствии с нормой, по которой управляющий, заключивший договор с третьим лицом без указания, что он действует в этом качестве, отвечает перед третьими лицами только принадлежащим ему имуществом, так как он считается заключившим договор лично. 
 
 
Во внутренних отношениях управляющий, не проявивший должной заботливости, несет ответственность перед учредителем управления и выгодоприобретателем. При этом выгодоприобретателю он возмещает упущенную выгоду, а учредителю - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, и упущенную выгоду. Учредитель вправе потребовать от управляющего в порядке регресса возмещения убытков, выплаченных им в порядке субсидиарной ответственности при нехватке имущества у управляющего для расчетов с его контрагентом. Основаниями освобождения управляющего от ответственности являются непреодолимая сила либо действия выгодоприобретателя или учредителя управления, однако бремя доказывания этих обстоятельств возлагается именно на него. В целях обеспечения выполнения управляющим лежащих на нем по отношению к учредителю обязанностей договор между ними может предусматривать внесение управляющим залога. Залог обеспечивает возмещение возможных убытков, произошедших по вине управляющего. 

2.2. Виды траста  и их особенности

 
Трасты бывают различных видов, многое зависит от целей его использования: 
 
1) по местонахождению:  
 
Местный (резидентный) траст: учредитель и бенефициары траста должны являться резидентами той страны, в которой данный траст создан.  
 
^ Международный траст: учредитель и бенефициары не должны являться резидентами страны создания траста, кроме того, переданная в доверительную собственность недвижимость не может находиться на территории этой страны. В то же время хотя бы один из трастовых управляющих должен быть ее резидентом.  
 
2) по свободе действий трастового управляющего:  
 
^ Фиксированный (определенный) траст: в своей деятельности относительно использования трастовой собственности Трастовый управляющий должен строго руководствоваться указаниями учредителя траста. 
 
^ Дискреционный траст: в отличие от определенного траста, дискреционный траст подразумевает широкие полномочия Управляющего по распоряжению имуществом, переданному в траст. Обычно такие полномочия предусматриваются при намерении вложить средства траста в доходные активы, для управления портфелями активов, а также во всех случаях, когда выполнение условий траста требует оперативного контроля над имуществом траста. Условия и рамки действий управляющего могут детально определяться трастовым договором.  
 
3) по возможности отозвать переданное в траст имущество:  
 
^ Отзывный траст: такой траст на первый взгляд кажется выгодным для учредителя: его преимуществом является возможность жестко контролировать деятельность трастового управляющего и распоряжаться имуществом по своему усмотрению в случае прекращения действия траста. 
 
Но в то же время теряется возможность защиты активов от обращения взыскания по обязательствам учредителя, от принудительного наследования, а также ограничивается перспектива использования траста в целях минимизации налоговых обязательств по налогам на имущество, на доходы и на переход права собственности. 
 
^ Безотзывный траст: по условиям данного вида траста учредитель не может расторгнуть трастовый договор и вернуть имущество, переданное в траст. Дискреционный безотзывный траст минимизирует риск признания передачи активов в траст фиктивной сделкой, а также риск обращения взыскания на активы траста. Это наиболее эффективная структура и для учредителя, и для бенефициаров. 
 
 
^

2.3. Механизм осуществления  трастовых операций

 
 
 
В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить на шесть этапов. 
 
^ Первый этап. Появление клиента в банке и проведение банковским работником беседы с ним относительно его финансового положения, доходов и сбережений на данный момент. На основании полученных данных проводится анализ платежеспособности клиента. 
 
^ Второй этап. Банковский работник определяет примерный период времени, в течение которого банк будет иметь возможность распоряжаться средствами клиента (выясняется размер фактически получаемого клиентом постоянно) заработка, возраст, время ухода на пенсию и т. п.). Особое внимание банковский работник обращает на то, чтобы рост денежных средств клиента компенсировал темпы развития инфляции. 
 
^ Третий этап. Работник банка удостоверяется в законном происхождении денег клиента с целью недопущения отмывания денег, полученных нелегальным путем. Так, многие банки прибегают к практике проверки источников денежных доходов клиентов, для чего обращаются в специализированные фирмы, располагающие необходимой информацией.  
 
^ Четвёртый этап. Работник банка проверяет документы своего клиента, чтобы удостовериться в том, что лицо, на чьё имя открывается счет, реально существует и само открывает счет. При этом клиент подписывает специальный документ подтверждающий факт того, что именно он является реальным владельцем (актуальным бенефициаром) денежных средств, помещаемых на счет в банке. 
 
^ Пятый этап. Клиент ознакамливается с условиями сотрудничества с банком и подписывает их. 
 
Шестой этап. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него. 
 
В дальнейшем взаимоотношения банка и клиента могут строиться по двум основным направлениям. 
 
1. Решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т. п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь в оценке ситуации на рынке, предлагая наиболее выгодные клиенту варианты решений.  
 
Решив купить или продать определенное количество ценных бумаг, клиент поручает закрепленному за ним банковскому работнику провести соответствующую операцию. При этом он указывает количество акций или облигаций, которые намерен купить или продать, наименование компании, приемлемую для него цену, а также предел цен, превышение которого возможно только с его согласия. Получив указанную информацию, банк передает ее биржевому брокеру или в фирму, зарегистрированную на бирже, и в тот же день подтверждает приказ в письменном виде. Особое внимание при передаче приказа обращается на четкое доведение информации до брокера без искажений. За передачу таких сообщений банк, как правило, взимает комиссию не со своего клиента, а с брокера - в размере 25 % комиссии последнего. Получив приказ, брокер начинает скупать или продавать ценные бумаги на условиях, указанных клиентом. После проведения операции брокер извещает клиента о ее завершении, посылая ему специальную договорную записку. В ней он указывает условия, на которых была проведена операция; договорная записка необходима как, физическим, так и юридическим лицам при заполнении налоговой декларации и в ряде других случаев. В договорной записке должны быть указаны:

  •  
    наименование и адрес брокерской фирмы;
  •  
    наименование клиента;
  •  
    какая операция была произведена - покупка или продажа ценных бумаг;
  •  
    количество акций или облигаций;
  •  
    описание акций;
  •  
    цена, по которой были куплены или проданы ценные бумаги;
  •  
    общий вывод;
  •  
    сумма нотариальных расходов;
  •  
    сумма налога на добавленную стоимость, взимаемого с комиссии брокера;
  •  
    сумма сделки:
  •  
    общая сумма, взимаемая с клиента или выплачиваемая ему;
  •  
    дата и время совершения сделки;
  •  
    выступал ли брокер от своего имени или в качестве агента.

 
Иногда коммерческий банк выступает  посредником и при передаче договорной записки клиенту.  
 
Ценные бумаги становятся собственностью покупателя с момента получения договорной записки, что происходит ранее получения свидетельства на акции. При продаже брокером ценных бумаг, покупатель последних подписывает специальный документ - формуляр для передачи права собственности на ценные бумаги и передает его брокеру покупателя вместе со свидетельством на проданные акции. Брокер, обслуживавший покупателя, вносит имя и адрес покупателя и посылает оба документа регистратору акций компании-владельца. Регистратор на основании данных формуляра для передачи права собственности на ценные бумаги аннулирует старые свидетельства, вычеркивает имя прежнего владельца из регистрационной книги и выписывает новое свидетельство на имя покупателя, а также заносит его имя и адрес в книгу учета держателей акций. 
 
Клиент вправе потребовать от банка особого режима для своего счета. Под особым режимом обычно понимают оставление почтовой корреспонденции клиента в банке, когда по соображениям конфиденциальности клиент заинтересован том, чтобы вся его почта оставалась в банке, откуда он её забирает лично или с помощью своих доверенных лиц. Обслуживание счетов с особым режимом требует больших банковских издержек, чем обслуживание обычных счетов, поэтому статус особого счета предоставляется, как правило, лишь с разрешения руководства банка.

  1.  
    Клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента. Банковский консультант проводит предварительную беседу с клиентом, обращая особое внимание на срок вклада и желания его владельца. При этом банк несет всю ответственность по формированию структуры этого портфеля, купле - продаже ценных бумаг, и отвечает перед клиентом за обеспечение доходности средств, инвестированных в его пользу. Вместе с тем банковский консультант стремиться к тому, чтобы у клиента сформировалось собственное мнение относительно приоритетов будущей инвестиционной политики и нацеливает его на совместный поиск оптимального решения. Обычно банк предлагает клиенту составить доверенность и завещание установленной формы о передаче всех прав по счету другому лицу случае наступления определенных обстоятельств. Кроме того банк и клиент подписывают Генеральное соглашение о совместной деятельности. При проведении доверительных операций руководство банка стремится к использованию средств клиента с максимальной прибылью, в то же время обеспечив привлечение новых клиентов.

 
В классическом варианте (в каком  он существует на мировом финансовом рынке) траст был задуман как  форма управления капиталом клиента, имя которого не разглашается. Для  этого в разных странах существуют различные способы сокрытия имени  собственника денежных средств, при  этом налоги за клиента платит доверительных  управляющий. 
 
Схема простейшего траста в классическом виде представлена на рисунке (рис.1).Владелец средств, передаваемых в траст ( собственник) через адвоката или нотариуса ( учредитель траста) вверяет средства в управление доверительному управляющему ( финансовой компании, банку),а тот через оговоренный период времени передает их бенефициару(выгодоприобретателю),который и получает все доходы по договору траста. 
 
 
^ Схема доверительного управления (рис.1) 

 
У чредитель 
 
траста

 

 

 
Доверительный управляющий

 
 

 
Собственник

 

 

 
Бенефициар


 
 
 
После того, как выгодоприобретатель  получил средства от доверительного управляющего, он передает их учредителю траста( как правило, это доверенное лицо собственника),тот возвращает их собственнику. По классической схеме  управляющий действует самостоятельно с третьими( по отношению к реальному  собственнику) лицами. Возможны варианты, когда выгодоприобретатель и  учредитель траста одно и тоже лицо. В этом случае одно звено в приводимой цепочке отсутствует. Выгодоприобретатель  не может быть собственником в  этом случае становится известным его  имя, а такой вид взаимодействия называется уже не траст, а управление активами. 
 
В России условия обязательного указания имени реального собственника закреплено в ч.2 ГК РФ и др.документах, регламентирующих действия доверительных управляющих. Наряду с рядом др.ограничений это не позволяет классифицировать действия по управлению средствами клиентов как траст, а дает возможность говорить лишь о его элементах. 
 
Схематически механизм доверительного управления, который, исходя из действующего ГК РФ, осуществляется в России выглядит следующим образом (рис.2). 
 
1.Учредитель управления определяет порядок управления активами с финансовым посредником в соответствии с условиями предоставления услуги и подписывает договор доверительного управления имуществом. 
 
2.На основании подписанного договора учредитель перечисляет определенную денежную сумму в банк на счет доверительного управления, открываемый финансовому посреднику. В случае передачи в доверительное управление ценных бумаг, учредитель переводит их на счет депо (счет доверительного управляющего) в депозитарий. 
 
3.Управляющий (финансовый посредник) формирует и управляет инвестиционным портфелем на рынке ценных бумаг, совершая на нем допустимые договором и законодательством о операции, используя при этом счет доверительного управления в банке и/или счет депо. На счет доверительного управления в банке поступают все средства, получаемые в ходе управления ,а на счет депо - ценные бумаги. 
 
4.Управляющий обеспечивает информационное обслуживание учредителя об исполнении договора доверительного управления, предоставляя соответствующие отчеты по указанным в договоре формам и срокам. 
 
5.Получение выгодоприобретателем по окончании действия условий договора активов и /или дохода от управления в виде денежных средств и/или ценных бумаг. 
 
 
Схема доверительного управления в России (рис.2) 
 
Рынок ценных бумаг 
 
 
Учредитель управления 
 
Финансовый посредник 
 
Выгодоприобретатель 
 
 
 
 
Депозитарий счёт депо 
 
 
 
Банк 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Банк может выступать и в качестве управляющего, тогда схема доверительного управления значительно меняется. 
 
Банк за обслуживание счетов “депо” получает комиссионные независимо от числа и объема операций за целый месяц. В то же время клиент оплачивает услуги банка по операциям с наличными ценными бумагами в размере 0.25% от номинала стоимости бумаги. Оплата производится по каждой конкретной ситуации в течении трех банковских дней с момента выполнения операции посредством перечисления суммы на корреспондентский счет банка в РКЦ.. При открытии счета “депо” банк играет на повышении и понижении курса той или иной ценной бумаги путем купли-продажи. Разница, возникающая в результате этой операции, образует доход банка. 
 
На практике под пакетом ценных бумаг подразумевается совокупность различных видов ценных бумаг( акции, облигации) и финансовые инструменты в виде депозитных ,сберегательных и прочих долговых обязательств, используемых в стране на основе соответствующего законодательства. 
 
Сам пакет ценных бумаг, предложенный клиенту банком, должен отвечать следующим требованиям:

  •  
    наименование ценных бумаг;
  •  
    полное название эмитента ценных бума;
  •  
    способ приобретения;
  •  
    сведения о регистрации выпуска ценных бумаг;
  •  
    информация о регистрации сделок.

 
Рыночная цена пакета ценных бумаг  базируется на суммировании рыночных ценных бумаг, из которых складывается сам пакет. Банк управляет соответствующим  пакетом ценных бумаг на основании  договора доверительного управления. 
 
Другим видом трастовых услуг, применяемым российскими банками для клиентов, является ведение реестра акционеров и регистрация сделок с ценными бумагами. Предоставление таких услуг вызвано тем, что ведение реестра акционеров при большой численности работников является сложной задачей. Ведение реестра целесообразно осуществлять в компьютером виде, т.к. без этого практически невозможно иметь и анализировать состояние курсовой стоимости акций, их ликвидности, полный пакет акций, принадлежащий работникам того или иного предприятия. Само ведение реестра включает: формирование реестра по итогам закрытой подписки; внесение изменений по итогам чековых аукционов; выдача выписок из реестра, изменение уставного капитала по результатам инвестиционных торгов; операции по перепродаже акций при условии, что сделка зарегистрирована в другом финансово-кредитном институте; выдача различных отчетов; выдача списка по начислению дивидендов. 
 
Нередко владельцы акций уполномочивают банк представлять их интересы на общем собрании акционеров с передачей ему своих прав голоса путем специального письменного разрешения, выдаваемого на определенный срок. Предоставляя клиенту эту услугу, банк регулярно высылает ему все необходимые документы включая информацию о повестке дня общего собрания акционеров высказываемых на нем различных предложений. При получении от клиента права голоса на общем собрании акционеров банковский специалист высказывает свое мнение относительно поведения на данном собрании и получает чёткие инструкции клиента на этот счет. На самом собрании представитель банка вправе не отклоняться от полученных указаний, но может поступать по своему усмотрению в зависимости от конкретной ситуации. 
 
Если по итогам аукционов или торгов величина какого-либо пакета в руках одного акционера превышает 35%,то в этом случае требуется предъявление нотариально заверенной копии разрешения Антимонопольного комитета, при поддержке коммерческих структур. Если величина колеблется в пределах от 15 до 35%,то такая информация должна поступать в Министерство финансов РФ. 
 
Одним из наиболее перспективных направлений развития трастовых операций в России может стать сотрудничество коммерческих банков с созданными инвестиционными фондами. Для большинства индивидуальных инвесторов сейчас сложно инвестировать свои средства на фондовом рынке в силу отсутствия профессиональных знаний. Поэтому они вынуждены обращаться за рекомендацией в кредитные институты, которые работают с ценными бумагами. Банк может быть также управляющим инвестиционным фондом. Кроме того, фонд обязан заключать депозитарный договор с банком. Один и тот же банк не может выступать в качестве управляющего и депозитария. Если банк-депозитарий фонда, то он хранит все его денежные средства и ценные бумаги, проводит все расчеты и операции с ценными бумагами, ведет учет имущества, т.е. оказывает агентские услуги. Если банк выступает в роли управляющего фондом, тогда в его функцию входит управление всем портфелем ценных бумаг фонда, включая инвестиционную политику. 
 
Коммерческие банки в России осуществляют доверительное управление с созданием Общих фондов банковского управления. В начале июля 1997г. была опубликована Инструкция ЦБ РФ№63 “О порядке осуществления доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ”,которая определила юридические основы создания нового финансового инструмента – ОФБУ и сформулировала основные принципы организации и управления ими. 
 
Инициатива создания ОФБУ принадлежит банку. При этом решение о создании принимается правлением или иным исполнительным и распорядительным банковским органом, одновременно с утверждением инвестиционной декларации фонда и Общих условий доверительного управления имуществом ОФБУ. Первый вопрос, с которым сталкивается кредитная организация при желании начать деятельность по доверительному управлению: какие документы необходимо предоставить в регистрирующий орган? 
 
Согласно п.6.7.Инструкции ЦБ РФ №63 кредитная организация для регистрации ОФБУ должна предоставить в регистрирующий орган:

  •  
    заявление на регистрацию ОФБУ;
  •  
    общие условия создания и доверительного управления имуществом общего фонда;
  •  
    инвестиционную декларацию;
  •  
    бухгалтерский баланс кредитной организации по счетам второго порядка по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о создании общего фонда;
  •  
    балансы ранее созданных ОФБУ;
  •  
    расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации;
  •  
    справку о выполнении обязательств перед Банком России в течении года перед датой принятия решения о создании ОФБУ.

 
ОФБУ как форма коллективного  инвестирования “появилась на свет”  позже паевых инвестиционных фондов( ПИФ-ов). Нормативная база ПИФ-ов разработана  примерно два года назад; первые ПИФ-ы  начали размещение паев осенью 1996г.,а  к настоящему времени на рынке  действует уже около 13 ПИФ-ов. В  то же время очевидно, что ОФБУ могут  стать серьезным конкурентом  на рынке и в состоянии привлечь немалые объемы финансовых средств. 
 
Инструкция определяет ОФБУ как “имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемое на праве общей собственности, а также приобретаемое доверительным управляющим в процессе доверительного управления. То обстоятельство, что банк одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий упрощает и ускоряет процесс создания ОФБУ, поскольку у банка в отличии от управляющей компании ПИФ-а, нет необходимости в получении специальной лицензии на управление имуществом ОФБУ. Согласно Инструкции деятельность по доверительному управлению имуществом ОФБУ осуществляется на основании общей банковской лицензии. 
 
Для ОФБУ действие Инструкции распространяется только на резидентов РФ. Таким образом, нерезиденты не будут иметь возможности напрямую выступать учредителями управления и вкладывать свои средства ,что может снизить привлекательность ОФБУ для зарубежных инвесторов. 
 
Объектами доверительного управления в ОФБУ могут быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ на правах собственности. Практически единственный актив, запрещенный для ОФБУ -недвижимость. 
 
Отношения учредителя управления и банка-доверительного управляющего в ОФБУ оформляются договором о доверительном управлении, который заключается в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством. С формальной точки зрения отношения сторон фиксируются через договор. Общие правила и сертификат долевого участия, а в ПИФ-е через Правила. Вместо пая инвестору ОФБУ выписывается сертификат долевого участия, который не являясь ценной бумагой, представляет собой документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и о размере доли учредителя в составе ОФБУ. Сертификат имуществом не является и не может быть предметом купли-проджи. 
 
Как и при создании ПИФ-ов регистрация ОФБУ требует публичного обнародования инвестиционной декларации. Она должна содержать информацию:

  •  
    о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ;
  •  
    о доли каждого вида ценных бумаг (акции, облигации, векселей), входящих в портфель инвестиций ОФБУ;
  •  
    о доле средств, размещаемых в валютные ценности;
  •  
    об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей-эмитентов ценных бумаг).

 
Инвестиционная декларация не может  быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ. Важное преимущество ОФБУ значительно  меньшая, чем у ПИФ-ов, регламентация  диверсификации. В соответствии с  Инструкцией Банка России ОФБУ не может вкладывать более 15% своих  активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между  собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением. В портфеле открытого паевого  инвестиционного фонда должны преобладать  ценные бумаги, которые имеют реальное рыночное квотирование. Доля нерыночных не должна превышать 10% от стоимости  активов фонда. 
 
В отличии от банковского вклада, когда кредитная организация обязуется выплатить сумму вклада и проценты на условиях и в порядке, предусмотренном в договоре, в долевом сертификате не устанавливается определенный процент, который должен получить инвестор. Риск инвестиций в ОФБУ выше, чем в банковский вклад, где получить определенную сумму может помешать только банкротство самой кредитной организации. Повышенный риск компенсируется повышенной доходностью. Однако долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имущества, погашаются за счет этого имуществ. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, при недостаточности и его имущества на имущество учредителя управления, не переданное в управление. Инвесторы ПИФ-а не отвечают по обязательствам управляющей компании и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им инвестиционных паев. 
 
 
Доходы инвесторов как в ОФБУ, так и ПИФ-ах формируются аналогичным образом и представляют собой разницу между суммой, полученной инвестором в момент полного или частичного прекращения договора и суммой, инвестируемой в момент заключения договора. В ОФБУ доход инвестора может иметь форму:

  •  
    уплаты накопленных процентов на долю в составе ОФБУ;
  •  
    присоединения накопленных процентов на долю в составе ОФБУ к этой доле в составе ОФБУ;
  •  
    возврата принадлежащей учредителю управления доли в составе ОФБУ на момент возврата, рассчитанной как пропорциональная часть суммы активов ОФБУ.

 
В обоих случаях до выплаты инвесторам причитающейся им доли активов из имущества фонда выплачиваются  вознаграждение управляющего и расходы  по управлению фондом. Величины вознаграждения и расходов для ОФБУ не регламентированы в отличии от ПИФ-ов, для которых  установлены их предельные размеры( до 5% от собственных чистых активов). 
 
В целом схема ОФБУ будет проще и дешевле по сравнению с ПИФ-ами, поскольку у банка нет необходимости прибегать к услугам специализированного депозитария, реестродержателя, оценщика и аудитора. Общим преимуществом ПИФ-а и ОФБУ выступает отсутствие требований обязательного резервирования привлекаемых средств. В дальнейшем произойдет раздвоение клиентов. ПИФ-ы будут ориентироваться на основную массу частных инвесторов, плохо разбирающихся в положении на фондовом рынке, а ОФБУ-на профессиональных инвесторов, которые временно хотят доверить свои средства кредитным организациям. 
 
 
^

2.4. Перспективы  развития трастовых банковских  операций в РФ

 
В отечественной банковской практике трастовые операции пока еще используются в очень ограниченных объемах. Так  большинство агентских (посреднических) услуг и операций по управлению имуществом граждан и юридических лиц  отечественные коммерческие банки  пока не применяют. 
 
В Законе "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2.12.90 г. (ст. 5) содержится упоминание о доверительных (трастовых) операциях. Более конкретно эти вопросы рассмотрены в Указе Президента РФ от 24.12.93 г. "О доверительной собственности (трасте)". Речь идет прежде всего о тех сделках коммерческих банков с клиентурой об управлении их имуществом, которые связаны с возникновением так называемой доверительной собственности. 
 
В настоящее время доверительные операции коммерческих банков ограничиваются в основном управлением портфелями ценных бумаг, принадлежащих клиентам. Для этого заключаются трастовые договора, где содержится обязательство банка открыть счет клиенту и за счет средств, находящихся на этом счете, приобретать по поручению клиента (на основании его доверенности) ценные бумаги, хранить их, инкассировать причитающиеся клиенту дивиденды, представлять интересы клиента на собраниях акционеров и др. Клиент со своей стороны обязуется выплачивать банку соответствующее вознаграждение. 
 
Операции отечественных банков, связанные с доверительной собственностью, имеют свои особенности по сравнению с трастовыми операциями в странах англо-американского права. Наше законодательство не предусматривает возможности "расщепления" права собственности. В российском варианте траста отсутствует право собственности у лица, которое названо в упомянутом выше указе Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)" "доверительным собственником". Поэтому собственником имущества, передаваемого в управление доверительному собственнику, либо выступает учредитель траста, либо им становится бенефициар. Последнее должно получить отражение в трастовом договоре. 
 
В соответствии с этим указом при учреждении траста учредитель передает имущество доверительному собственнику. Последний обязан осуществлять право собственности на это имущество в интересах бенефициара. И хотя налог на имущество платит доверительный собственник, а не бенефициар (поэтому может показаться, что первый действует как фактический собственник), однако этот налог вносится из средств, подлежащих выплате именно бенефициару. Следовательно, доверительный собственник действует от своего имени, но за счет своего клиента. По сути же дела, плательщиком налога выступает бенефициар. Он и есть фактический собственник, Взыскание по обязательствам доверительного собственника, не вытекающим из договора об учреждении траста, не может быть обращено на имущество, которым он владеет в силу этого договора. К такого рода выводам подводит анализ названного указа Президента РФ. 
 
В настоящее время в России получает быстрое развитие рынок ценных бумаг, расширяются процессы приватизации государственной собственности. В этих условиях возникает потребность как в увеличении объема трастовых операций. так и применении новых их видов, не использующихся или очень слабо использующихся в отечественной банковской практике. Прежде всего это касается предоставления банками агентских услуг для физических и юридических лиц. Для освоения подобных операций необходима разработка правового обеспечения российского траста, находящегося еще в периоде своего становления. 

Заключение

 
Примечательно то, что активное развитие траста в России связано в первую очередь с падением доходности на финансовом рынке, где его участники  столкнулись с необходимостью формирования инвестиционных портфелей квалифицированными менеджерами. 
 
В данный момент развитие рынка трастовых услуг находится в руках Министерства финансов России, Центрального Банка РФ и Государственной налоговой полиции: от соответствия их распоряжений реальной действительности и возможности принятия их на практике. Этот вид деятельности банков регламентируется множеством различных нормативных документов, которые в различных аспектах рассматривают этот вопрос. 
 
Государство связывает с трастом большие надежды, учитывая возможность пополнения бюджета за счет передачи в доверительное управление пакетов акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности. 
 
Однако, вследствие того, что в Российской Федерации пока еще нет таких огромных накопленных ценностей у физических лиц, сдерживается развитие трастовых операций в том виде, в котором они существуют в западных странах. К тому же есть определенный синдром недоверия к банкам из-за нестабильности в стране банки не могут приобрести устойчивое положение. Кроме того, одним из элементов трастового дела является хранение и управление ценными бумагами. Однако в России рынок ценных бумаг как элемент рыночной экономики также еще не полностью сформировался. 
 
В России коммерческие банки оказывают трастовые услуги, посредством создания Общих фондов банковского управления.  
 
Еще одним отрицательным моментом в развитии трастового дела в России явилось отсутствие желания инвестировать денежные средства в реальный сектор экономики. Это объясняется прежде всего тем, что кредиты, выданные какой-либо организации, предприятию могут быть не возвращены в срок. В результате банки не получают рассчитанную норму прибыли. Существуют проблемы, связанные с техникой проведения банками данных операций, в частности, неотлаженный механизм приобретения ценных бумаг доверительным управляющим в пользу клиента. 
 
Несмотря на многие причины медленного развития трастовых операций, они имеют ряд преимуществ как для банка, так и для клиента. 
 
Для коммерческого банка оказание этого вида услуги выгодно по следующим причинам: 
 
получение возможности распоряжаться капиталом по своему усмотрению (с учетом интересов клиента), таким образом контролируя инвестиционный процесс; 
 
снижение затрат за счет исключения средств, связанных с брокерскими операциями (затраты на поддержание связи с клиентом, постоянное консультирование клиента, отдельный учет движения денежных средств клиента в некоторых аспектах учета); 
 
получение возможности повысить мобильность капитала, а также собственного влияния на движение рынка. 
 
Все эти факторы приводят к повышению прибыли, получаемой коммерческими банками. Кроме того. Осуществление функций управления активами позволяет вовлечь в управление капиталы частных инвесторов, не имеющих возможности пользоваться брокерскими услугами коммерческих банков. 
^

Основная литература

 
1 Банковское дело : учебник для  вузов по экономическим специальностям / под ред. О.И. Лаврушина. М. : Финансы и статистика, 2009.  
 
2 Банковское дело : учебник / под ред. В.И. Колесникова. М. : Финансы и статистика, 2009.  
 
3 Деньги, кредит, банки : учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. М. : «Финансы и статистика», 2008. 
 
4 Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков. М., 2005. 
 
5 Общая теория денег и кредита / под ред. Е.Ф. Жукова. М. : Финансы и статистика, 2009



Информация о работе Специфика доверительных (трастовых) операций банка