Сопровождение кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание

После того как выдан кредит, главной задачей банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Условия, при которых предоставляется кредит, постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Поэтому в период действия кредитного договора кредитный работник, работающий с заемщиком повседневно, осуществляет контроль за исполнением последним условий договора, целевым использование кредита, финансовым состоянием заемщика (т.е. осуществляет сопровождение кредита до полного его погашения).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... ..2

Кредитный процесс…………………………………………………………………………...3

1. Первая стадия кредитного процесса – программирование……………………………...4

2. Вторая стадия - предоставление банковской ссуды……………………...........................5

3. Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием кредита……………………………………………………………………………………..… ..7

4. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды…………….........13

Заключение…………………………………………………………………...………………14

Список литературы…………………………………………………………..………………

Работа состоит из  1 файл

Сопровождение кредита и банковский контроль за качеством ссуды.docx

— 30.33 Кб (Скачать документ)

    Кроме того, важную роль могут сыграть  факторы, которые не находятся под  контролем банка: ухудшение экономической  конъюнктуры, политические сдвиги, изменение  законодательства, технологические  прорывы и т. д.

    Как уже говорилось, трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в безнадежный долг.

    Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:

    — анализа финансовых отчетов;

    — личных контактов с должником;

    — сообщений третьих лиц;

    — сведений из других отделов банка.

    В период действия кредита от заемщика следует требовать предоставление банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступлении  наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление  с прошлыми отчетами могут указать  на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:

    — непредставление финансовых отчетов  в установленные сроки;

    — резкое увеличение дебиторской задолженности;

    — замедление оборачиваемости запасов;

    — снижение доли краткосрочных активов;

    — непропорциональный рост краткосрочной  задолженности;

    — снижение коэффициента ликвидности;

    — увеличение доли основного капитала в сумме активов;

    — снижение объема продаж;

    — рост просроченных долгов;

    — возникновение убытков от операционной деятельности;

    — изменение условий коммерческого  кредитования и т. д.

    Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом —  посещать компанию и ее филиалы, встречаться  с руководящими кадрами, что позволяет  выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

    — изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;

    — супружеские проблемы руководителей;

    — резкое изменение отношений с  банком, нежелание сотрудничать;

    — замена ключевых сотрудников;

    — увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;

    — плохое составление финансовых отчетов;

    — принятие необоснованного риска;

    — установление нереалистичных цен на продукцию;

    — медленная реакция на ухудшение  рыночных условий;

    — слабый операционный контроль;

    — отсутствие преемственности в руководстве;

    — потеря важных клиентов;

    — создание спекулятивных запасов;

    — отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.  

    Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотношения заемщика с другими  деловыми партнерами:

    — получение банком запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами  о предоставлении льгот в оплате товаров;

    — запросы о компании со стороны  новых ее кредиторов;

    — извещение страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий;

    — предъявление к оплате платежных  документов (требований) при отсутствии средств на банковском счете;

    — появление практики покупки компанией  товаров исключительно на условиях предоплаты.

    Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента  и т. п. При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав платежа от заемщика, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант — объявление неплательщика банкротом, но это наименее желательный путь для каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см. Закон РФ от 19.11.92 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

    Банк  должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой  компа­нии, налоговым органам, то будет  наложен арест на имущество, и  банк окажется в длинной очереди  кредиторов, требующих возмещения долга.

    Первый  при выявлении проблемной ссуды  шаг — объективная проверка сложившейся  ситуации. Необходимо уяснить позицию  заемщика (хочет ли он исправить  положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить при­быльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много  ли у него безнадежных долгов. Если много, то не следует ввязываться  в дорогостоящую операцию судебного  взыскания и предложить уладить  дело миром, аннулировав часть оставше­гося долга.

    Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с представителем компании и обсудить сложившееся  положе­ние. При этом необходимо предпринять  попытку к сотрудничеству, независимо от того, решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать  ссуду.

    Если  удастся убедить клиента, что  положение можно исправить, следует  наметить план действий, который может  включать:

    — продажу активов;

    — сокращение накладных расходов;

    — изменение маркетинговой стратегии;

    — смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

    Другое  решение может заключаться в  продаже банком залога. Для этого  следует прежде всего проверить  документы и устано­вить, что  банк действительно имеет безусловное  право распоряжаться залогом. Затем  необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант — сотрудничество с заемщиком в продаже залога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.

    Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей  суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего  кредитного подразделения и ответом  на вопрос, насколько качественно  и профессионально сработали  сотрудники на всех предшествующих стадиях  кредитного процесса.

    Если  должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное  дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную  кредитную историю в нашем  банке.

    Если  происходит невозврат ссуды и  неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам  кредитного подразделения банка  предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного  кредита, а затем должен обязательно  пройти анализ совершенных ошибок в  процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования  его. А вот в случае принятия качественного  обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и  погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении  любой кризисной ситуации.

    Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы  принятия обеспечения в банк. Зачастую в практике из-за непродуманности  схемы реализации залога банки испытывают большие трудности в легитимности реализации обеспечения. Здесь уместно  напомнить о требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и  о сложностях и проблемности их практического  применения.

 

    

    Заключение

    Подводя итоги, следует отметить, что для  любого коммерческого банка очень  важна правильная и эффективная  организация кредитного процесса.

    В условиях современной России кредитование заемщиков, занятие весьма рискованное  и зачастую просто опасное (достаточно учесть долю убыточных предприятий  этого сектора). Тем не менее, не подлежит сомнению то, что значительное число  крахов коммерческих банков в России - результат не только высоких рисков внешней среды, но и плохо организованного  управления, особенно в области кредитного процесса.

    А одной из важных стадий кредитного процесс является контроль за качеством  ссуды и возврат ссуды.

    Важнейшее условие использования ссуд - эффективность  кредитного мероприятия, позволяющая  обеспечить поступление денежной выручки  и прибыли для погашения долга  банку и уплаты процентных денег.

    Обеспечение возврата кредита – это сложная  целенаправленная деятельность банка, включающая систему организационных, экономических и правовых мер, составляющих особый механизм, определяющий способы  выдачи ссуд, источники, сроки и способы  их погашения, документацию, обеспечивающую возврат ссуд.  
 

 

    

    Список  литературы: 

1.Глушкова Н.Б. Банковское дело: учебное пособие. - М., Академический Проект; Альма Матер, 2005

2.Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 751с.

3.Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 672с. 

4.Тавасиев А.М. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 863с. 
 

Информация о работе Сопровождение кредита