Сберегательный банк: функции, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Введение

     Банки - одно из центральных звеньев системы  рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального  создания рыночного механизма. Процесс  экономических преобразований начался  с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.  
          Особое место в банковской системе России занимает Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов, огромная финансовая мощь даёт Сбербанку возможность предоставлять населению большое разнообразие услуг. В настоящее время он имеет уникальное положение, делающее его несопоставимым ни с каким другим банком. Сбербанк России - лидер банковской системы России, банк общенационального масштаба, основа стабильности и надежности России, лицо банковской системы России на международном рынке. Банк обеспечивает формирование экономической политики и оказывает влияние на макроэкономические процессы в стране, осуществляет реализацию экономически эффективных государственных программ развития.  
         Сбербанк России - это единственное банковское учреждение, предоставляющее услуги на всей территории России. Сравнение темпов развития Сбербанка России и банковской системы страны убедительно показывает, что Сбербанк, несмотря на возрастание конкуренции, развивается высокими темпами, является основным локомотивом роста рынка банковских услуг. На Сбербанк приходится более трети кредитного рынка страны, и он уверенно выполняет предусмотренные Концепцией развития контрольные цифры по этому важнейшему показателю. Вклады, кредиты, пластиковые карты, рынок ценных бумаг - ни одна область финансово-кредитной сферы страны не обходится без участия этой организации. В некоторых вопросах Сбербанк является ориентиром для остальных участников рынка, а в списке предоставляемых им услуг значатся даже такие, которые другие банки и вовсе не уполномочены осуществлять. Сбербанк входит во многие банковские рейтинги (в т.ч. и мировые) и признается крупнейшим банком страны.  
          Современный Сберегательный банк РФ - преемник созданных государством еще в 1841 году сберегательных касс, преобразованных в конце 80-х годов прошлого века в Сбербанк СССР. Т.е. на протяжении почти полутора столетий он являлся непосредственным инструментом Правительства в решении финансовых вопросов населения и проведении экономических реформ. Только в 1991 году Сбербанк СССР получил статус акционерного общества и стал коммерческим банком. Но, несмотря на это, Правительство не отпускает его далеко от себя. Контрольный пакет акций Сбербанка с самого начала принадлежал государству и продолжает оставаться у него в руках по сей день (более 60% голосующих акций находятся в собственности Центрального банка РФ, являющегося также одним из учредителей Сбербанка). Таким образом, первое и самое главное отличие Сберегательного банка от остальных коммерческих банков, являющееся одновременно его преимуществом - это мощная государственная поддержка, позволяющая банку развиваться и двигаться вперед. Этим в большой степени обуславливается и многолетняя стабильная работа Сбербанка РФ, прошедшего сквозь череду экономических и политических кризисов в стране. Благодаря успешно пройденной проверке временем Сбербанк удерживает лидирующие позиции по популярности у населения, несмотря на то, что предложения других банков порой более выгодны.  
          Также преимуществом Сбербанка по отношению к своим конкурентам является развитая филиальная сеть, охватывающая всю страну целиком. Филиалы банка расположены практически в каждом населенном пункте - будь то город или небольшое село. В недоступных и отдаленных районах обслуживание населения осуществляется с помощью передвижных касс. Таким образом, он по праву считается наиболее приближенным к населению банком, а в некоторых местах является единственным финансово-кредитным учреждением.

         Говоря о значимости Сбербанка в банковской системе страны, нельзя не остановиться на том, как он сам оценивает собственные позиции, и в чем видит цели своей деятельности. Безусловно, громкий статус обязывает Сбербанк к обслуживанию клиентов на высоком уровне и обуславливает корпоративную культуру. Согласно собственному Кодексу корпоративного управления, миссию банк видит в удовлетворении потребностей каждого отдельно взятого клиента (как частного лица, так и корпоративного или государственного). Упор делается и на количество, и на качество обслуживания. Приоритетом своей работы Сбербанк определяет уважение законных интересов и прав клиентов и акционеров, обеспечение открытости информации и поддержание стабильности и прибыльности деятельности. Кроме того, банк осознает свою роль в устойчивом функционировании и развитии всей банковской системы страны и обязуется прилагать к этому все усилия. Сбербанк позиционирует себя как организацию, стремящуюся объединить внутреннюю и внешнюю корпоративную культуру и обеспечить качественное и грамотное обслуживание клиентов за счет установления соответствующих отношений среди сотрудников.  
          Цель написания данной курсовой работы состоит в рассмотрении истории развития Сбербанка, его структуры, места в банковской системе страны. Обобщить результаты и разработать направления совершенствования деятельности Сбербанка РФ. 
          Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается история создания Сберегательного банка и его организационная структура. Во второй главе дается оценка особого места Сберегательного банка в структуре современной банковской системы Российской Федерации и определяются перспективы его развития.
 
 

        

ГЛАВА 1. СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

          1.1 История создания Сберегательного банка РФ

     Сберегательные кассы в Российской империи, как государственные кредитные учреждения, основной функцией которых являлось привлечение денежных средств населения, впервые открылись в 1842 г. по Указу императора Николая I . Сберегательные кассы открылись в Москве и Санкт-Петербурге при сохраненных казнах. Позднее сберегательные кассы стали открываться при отделении Государственного банка, при казначействах (1884 г.), почтово-телеграфных учреждениях (1889 г.), станциях казенных железных дорог (1900 г.), фабрично-заводских предприятиях, казенных военных складах и т. д. С 1880-х годов, задуманные первоначально как учреждения самопомощи, сберкассы стали использоваться правительством в интересах государственного кредита. Этот процесс завершился при министре финансов С.Ю. Витте, который считал, что политика в деле сберегательных касс должна быть направлена к дальнейшему их развитию как для укрепления бережливости в беднейшем классе, так и ради осуществления государственных предприятий на суммы мелких сбережений.

     На рубеже 1880 – 1890 годов сберкассы широко привлекались к операции конверсии государственных займов. По Уставу 1895 г. сберегательные кассы стали официально именоваться «государственными». Для руководства деятельности сберегательных касс создано особое Управление при Совете Государственного банка. Максимальная сумма по одному счету (книжке) устанавливалось в размере одной тысячи рублей для юридических лиц. По вкладам выдавались 4% в 1862 – 1894 годах и 3,6% в 1894 – 1917 годах. На средства внесения сверх лимита приобретались свидетельства госзаймов, которые сохранились за вкладчиком и приносили ему проценты [8, с 347].

     С 1905 г. сберегательные кассы ввели операции по страхованию жизни. К 1913 г. было застраховано 26,3 тыс. руб. человек на сумму 30,4 млн. руб.

     В начале 20 века операции сберегательных касс стремительно возрастали. К 1900 г. действовало 5415 сберкасс с 3,6 млн. счетов и остатком вкладов на сумму 661,9 млн. руб. К 1913 г. уже действовало 8005 сберкасс с 8,5 млн. счетов и остатком вкладов на сумму 1594,9 млн. руб. В то же время сберкассами приобретено государственных ценных бумаг на сумму около 1,8 млрд. руб. Процент по фонду государственных ценных бумаг составлял главный источник доходов сберкасс, из него выплачивались проценты вкладчикам.

     Сберкассы пользовались государственной гарантией сохранности вкладов. Они представляли собой наиболее демократичное по составу клиентуры кредитное учреждение России. Среди вкладчиков сберкасс – крестьяне (более 1/3), нижние слои городского населения. По закону 1910 г. сберкассы за счет фонда государственных ценностей выдавали также ссуды для образования основных капиталов учреждений мелкого кредита. В 1914 г. в интересах проведения столыпинских аграрных преобразований таких ссуд было выдано на 25,8 млн. руб.

     После октябрьской революции была осуществлена национализация банков Сберкасс, как учреждения «без налогового оттенка» были сохранены. Декретом СНК от 03.02.1918 г. было объявлено об аннулировании госзаймов царского и временного правительства и о запрете выдавать суммы внесенные до 01.01.1918 г.

     В «Проекте декрета о проведении в жизнь национализации банков и о необходимых в связи с этим мерах» В.И. Ленин указывал, что лица богатых классов обязаны держать в госбанках и его отделениях, а равно в сберегательных кассах все свои денежные суммы, получая не более 100 – 125 рублей в неделю (по установлению местных Советов) на потребительские нужды, а на производственные и торговые лишь по письменным удостоверениям учреждений рабочего контроля.

     Советским правительством был намечен ряд мер по расширению сети сберегательных касс и организаций денежных сбережений населения. Однако практически решить эту задачу в ближайшие годы не удалось. В условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, а также натурализации хозяйства и обесценения денег сберкассы не могли развивать свою деятельность.

     Для создания единого расчетно-кассового аппарата декретом СНК РСФСР от 10.04.1919 г. было проведено слияние банком РСФСР. После его упразднения в начале 1920 г. функции сберкасс перешли к Наркомфину РСФСР. В соответствии с решениями XI съезда партии была развернута работа по сокращению эмиссии, экономии государственных расходов, увеличению поступлений в бюджет. Стоявшие перед страной задачи в области хозяйственного строительства требовали использования не только накоплений предприятий, но и денежных сбережений населения. В связи с этим все острее назревал вопрос об организации сберкасс.

     Сберкассы были организованы в целях предоставления трудовому населению возможности безопасного и выгодного хранения денежных сбережений и свободных средств на основании Постановления СНК РСФСР от 26.12.1922 г. «Об учреждениях государственных сберегательных касс». Было утверждено положение о государственных сберегательных кассах, которое устанавливало подчиненность их Наркомфину, организационное устройство, операции, порядок помещения и расходования средств; формы и методы контроля и ответственности, неприкосновенность и тайну вкладов, правовые положения вкладчиков и т. д. Вскоре сберкассы получили название «трудовые», что подчеркивало трудовой характер хранящихся в них сбережений населения.

          Первые месяцы своего существования в условиях непрерывного обесценивания находящихся в обращении советских денежных знаков работа сберкасс не могла получить широкого развития, поскольку инфляция снижала реальную стоимость вкладов. После денежной реформы 1922 – 1924 гг., в ноябре 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили новое «Положение о государственных трудовых сберкассах СССР», в котором нашли отражение изменения организационного и правового порядка, происшедшие за трехлетний период деятельности сберкасс. Руководство сберкассами возлагалось на Главное управление гострудсберкасс [17].

          В Положении был определен круг выполняемых сберкассами операций: вкладные, ссудные и прочие. Вклады подразделялись на текущие счета, до востребования, срочные, условные, с особым назначением. Был разрешен прием вкладов на предъявителя. Доход по срочным вкладам исчислялся в размере 9% годовых, а по остальным видам – 6% годовых. Вкладные документы, выданные сберегательными кассами, принимались в залог по договорам с государственными предприятиями и организациями на полную сумму вклада. Сберкассам также разрешалась выдача срочных ссуд под залог облигаций госзаймов.

     С развитием народного хозяйства страны расширились функции сберкасс. Для предоставления населению дополнительных видов услуг они были привлечены к выполнению расчетных, аккредитивных, комиссионных операций. Таким образом через сберкассы стали совершаться крупные денежные обороты, в том числе операции, связанные с безналичными расчетами населения. К концу 1928 г. количество счетов возросло до 3523 тысяч, а остаток вкладов превысил сумму 213 млн. руб.

     Важным этапом в развитии деятельности сберкасс стала передача им в 1931 – 1932 гг. всей работы по организации размещения госзаймов, которая до этого выполнялась финансовыми органами и учреждениями госбанка. С этого момента сберкассы превратились в единое предприятие, выполняющее задачи привлечения денежных сбережений, как путем приема вкладов, так и посредством размещения госзаймов. Деятельность сберкасс в этот период не ограничивалась привлечением денежных сбережений. Они участвовали в кассовом обслуживании населения и организаций, выполняли операции по личному страхованию граждан, выплате сумм лицам, награжденных орденами, персональных и других пенсий, приему партийных и комсомольских взносов, страховых платежей. В городских сберкассах принимали платежи за коммунальные услуги, а в сельской местности выплачивали населению страховые убытки за гибель и повреждение имущества.

     К 01.01.1941 г. в стране действовало 41,6 тыс. сберегательных касс, из которых 10,3 тысяч в городах и 31,3 тысяч в сельских населенных пунктах. Количество счетов составляло 17,3 млн., сумма хранящихся на них сбережений достигла 7,3 млрд. рублей, а средний размер вклада увеличился до 420 рублей.

     Великая Отечественная война потребовала подчинения экономики страны нуждам военного времени. Резко сократилось производство потребительских товаров, введена карточная система снабжения продовольственными товарами. Сокращение объема розничного товарооборота и рост рыночных цен обусловили образование у населения, особенно сельского, крупных сумм свободных денежных средств. С целью сохранения в обороте государства основной части сбережений, привлеченных в довоенный период, выплату средств с вклада ограничили до 200 рублей в месяц. Эти временные меры были отменены в 1944 г.

     После разгрома фашизма и окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приступил к мирному строительству. Задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР не могли быть решены без ликвидации последствий войны в области денежного обращения и восстановления полноценного рубля. В целях изъятия из обращения избыточной массы наличных денег было принято Постановление от 14.12.1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек». При осуществлении реформы государство предоставило льготы населению, хранившему сбережения в сберкассах. Если обмен денег, находившихся на руках, производился 10:1, то вклады до 300 рублей остались в номинальной сумме. Более крупные сбережения оценивались: от 300 рублей до 1000 рублей в соотношении 3:2, свыше 1000 рублей 2:1.

Информация о работе Сберегательный банк: функции, структура