Рынок ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 21:45, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображения современного состояния рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

конечный.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)

     2.2. Органы государственного регулирования и саморегулируемые организации.

     Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время продолжает формироваться. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

  • Высшие органы государственной власти:
  • Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);
  • Президент (издает указы);
  • Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).
  • Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
  • Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);
  • Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т. д.);
  • Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);
  • Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);
  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).
 

     Саморегулируемые  организации - это некоммерческие, негосударственные  организации, создаваемые профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

     Количество  и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться  государством, т.к. один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

     Права саморегулируемой организации:

  • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
  • осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований к участникам рынка, обязательных для работы на данном рынке;
  • контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
  • информационная деятельность на рынке;
  • обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.

     Саморегулируемая  организация учреждается профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  с целью обеспечения условий  для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

     Саморегулируемая  организация не только устанавливает  обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их осуществлением.

     Саморегулируемая  организация учреждается не менее  чем 10 профессиональными участниками  рынка ценных бумаг. Организация  приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии, выдаваемой ФКЦБ. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФКЦБ отчеты о своей деятельности.

     Основные  признаки саморегулируемой организации:

  • добровольное объединение;
  • членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;
  • отношения с государством - государство передает ей часть своих функций.
  • Назовите цели создания саморегулируемых организаций.
  • Саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
  • Поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг
  • Отстаивание своих интересов на рынке и перед государством

     Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или  их союзы), объединения других различных  групп профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как правило, находит отражение в их названиях. 

     2.3. Краткая характеристика  субъектов фондового  рынка.

     Субъекты (участники) рынка ценных бумаг - это  физические лица или организации, которые  продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т.е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг.

  • эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов (государственные органы, органы местной администрации), юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства (предприятия и другие юридические лица, включая совместные предприятия, инвестиционные фонды, коммерческие банки);
  • инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) – это граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав. К ним относятся: население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности). Например, инвестиционные институты - в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта и инвестиционного фонда.

     2.4. Инфраструктура РЦБ.

     Особую  роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах. Функциональная (фондовые биржи, фондовые отделы валютных и товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование РЦБ.

     Развитие  инфраструктуры идет параллельно с  развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса. Критическим моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа сделки и перехода к "массовому производству" снизить относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса оказался способным финансировать себя за счет отчислений сторон сделки.

     Обычно  в издержки сторон включаются не только прямые затраты (на поиск партнера, оформление документов и др.), но и  косвенные, реализующиеся в рисках. Таким образом, в затраты нужно (с некоторым весом) включать потери, которые могут произойти в результате неправильного исполнения сделки (например, отказа от поставки после платежа, поставки фальшивых бумаг и других).

     Каждый участник рынка ценных бумаг должен принимать на себя риски в тех рамках, которые он сочтет нужными, пресекая при этом попытки переложить свой риск на партнера или контрагента по сделке, не заплатив ему за это или не заручившись его согласием.

     Для организации такого рынка создаются структуры, торгуя в рамках которых, участники освобождаются от определенных видов риска. Эти риска принимает на себя инфраструктура рынка. За это, собственно, ее и приходится содержать, что подтверждает мнение, что снижение риска по операциям с ценным бумагами влечет снижение их доходности.

     Организация инфраструктуры того или иного сегмента зависит от развитости рынка, его  оборотов, характера его участников и инструментов, на нем обращающихся. Однако имеются некоторые общие  черты инфраструктуры сегментов, повторяющиеся в инфраструктуре рынка как целого. Они определяются задачами инфраструктуры, которые сводятся к двум основным группам:

  • управление рисками на рынке ценных бумаг,
  • снижение удельной стоимости проведения операций.
  • Роль инфраструктуры в управлении риском:
  • отделить разные виды риска друг от друга и позволить переложить отдельные виды рисков на инфраструктуру;
  • определять лицо, ответственное за реализацию риска, и возлагать на него ответственность за причиненные ими убытки.

     Используемые  механизмы управления рисками можно  подразделить на:

     • административные — влияющие на организационную  структуру,

     • технологические — контролирующие применяемую технологию,

     • финансовые — включающие в себя особые способы управления финансами,

     • информационные — управление потоками информации на рынке и вне его,

     • юридические — обеспечивающие юридическую  защиту в случае реализации риска.

     Для построения эффективной системы  управления рисками необходимо принятие адекватных административных, технологических  и финансовых решений, подкрепленных  соответствующими юридически значимыми документами.

     Снижение  удельной стоимости операций достигается  за счет:

     • стандартизации операций и документов,

     • концентрации операций в специализированных структурах,

     • применения новых технологий, в частности  информационных.

        Инфраструктура российского рынка ценных бумаг включает следующие блоки:

     — Информационная система,

     — Торговая система (биржевая и внебиржевая),

     — Система клиринга,

     — Система платежа (банковская система),

     — Система учета прав на ценные бумаги (регистраторы и депозитарии).

     Рассмотрим  системы инфраструктуры рынка ценных бумаг:

     Торговая  система.

     Чтобы инвестор и эмитент встретились, им необходимо найти друг друга. При  этом они, конечно, пожелают узнать, насколько  надежен потенциальный партнер  по сделке. Эту функцию берут на себя посредники - брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем. Первыми такими системами исторически оказались фондовые биржи. Первоначальная роль бирж - просто сводить друг с другом тех, кто профессионально посредничает на рынке ценных бумаг. В дальнейшем они приняли на себя еще ряд функций.

     Правила торговли на бирже предусматривают  определенный механизм установления цены на ценные бумаги. Это может быть аукцион, работу через специалиста  — дилера или маркет-мейкера, выставляющего котировки данной ценной бумаги. Котировка — цена, по которой данный дилер готов купить (продать) лот ценных бумаг. Выставляя котировку, дилер не имеет права отказать, кому бы то ни было в сделке по названной им цене (за исключением очень больших количеств ценных бумаг, для которых часто предусматриваются особые условия).

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России