Роль Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение места Национального банка Республики Казахстан в денежно-кредитной системе страны и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. …… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ГОСУДАРСТВЕ…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность и организационная деятельность Центрального Банка в государстве…………………………………………...…………………………4
1.2 Нормативная база организационной деятельности Центрального Банка…………………………………………………………………………….6
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РК КАК БАНК I-го УРОВНЯ…………..………8
2.1 Цели и направления денежно-кредитного регулирования………………8
2.2 Основные финансовые инструменты РК……………………………….11
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 год ………………………………………………………………..19
3.1 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан в 2009 году…....20
3.2 Сценарные варианты развития экономики Республики Казахстана на 2010 год………………………………………………………………………..22
3.3 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на 2010 год……23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Копия Роль Нацбанка в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)
 
 

 

  
 
 
 
 
 
 

 Курсовая работа

 

Роль  Национального Банка  Республики Казахстан  в денежно-кредитном  регулировании экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 

Алматы, 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Центральный банк является главным звеном современной  банковской системы.

     Центральный банк страны призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы  и ее курса по отношению к иностранной  валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны. Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.

     В настоящее время центральные  банки (в Казахстане – Национальный Банк) обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции.

     Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.

      Денежно-кредитная  политика будет проводиться Национальным Банком, исходя из определенной законом  его основной задачи - обеспечения  внутренней и внешней устойчивости тенге. Основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание низких темпов инфляции (на уровне 6-8% на конец года). Достижение этой цели будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Нацбанка инструментов.

     Целью данной курсовой работы является определение  места Национального банка Республики Казахстан в денежно-кредитной  системе страны и его роль в  денежно-кредитном регулировании  экономики Казахстана.  

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ГОСУДАРСТВЕ

    1.   Сущность и организационная деятельность Центрального Банка в государстве
 

     Мировая система  центральных банков в их современном  виде создана относительно недавно. Коммерческие и центральные банки  не различались до середины XVII столетия. С развитием кредитной системы проводить эмиссию денег стали самые крупные банки. При этом монопольное право на выпуск денежных знаков постепенно закрепляется лишь за одним банком. Первоначально такой банк называется национальным, или эмиссионным, а затем центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе страны.

     Центральные эмиссионные банки создавались  двумя путями: на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием  кредитной системы происходила  концентрация банкнотной эмиссии (Банк Англии основан в 1694 г.), и путем образования центрального эмиссионного банка государством (федерально-резервные банки в США созданы в 1913 г.).

    По  определению П.Самуэльсона, центральный банк— это банк для банков и для правительства. «Каждый центральный банк имеет одну основную функцию: он осуществляет контроль за денежной массой и кредитом в экономике»[18, 344].

    В развитых странах центральные банки  выполняют большое количество регулирующих и контрольных функций. Они несут  громадную общественную ответственность и обладают обширными исполнительными полномочиями.

    К числу основных функций центральных  банков, реализация которых позволяет им выполнять свое главное предназначение в национальной экономике, относятся:

    1. Денежная эмиссия и управление резервами иностранной валюты. Центральные банки печатают деньги, распределяют банкноты и монеты, осуществляют интервенцию на валютных рынках с целью регулирования обменных курсов национальной валюты и управляют резервами иностранных активов для поддержания внешней стоимости национальной валюты.

    2. Определение приоритетных целей  денежно-кредитной и валютной  политики и их реализация. Центральные  банки пытаются с помощью инструментов  денежно-кредитной политики (денежная  масса в обращении, учетная ставка, валютный курс, резервные требования коммерческих банков и т.п.) обеспечить достижение важных макроэкономических целей, таких, как контроль над инфляцией, стимулирование инвестиций и регулирование движения международных валют.

    3. Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране, формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования национальной экономики.

    4. Как банкир правительства центральный  банк открывает банковские депозиты  и предоставляет займы правительству,  управляет государственным долгом, выступает фискальным агентом  и гарантом размещения ценных  бумаг правительства.

    5. Как банк банков или банкир местных коммерческих банков центральный банк с целью регулирования кредитных ресурсов коммерческих банков осуществляет куплю-продажу бумаг; изменяет учетную ставку (ставку процента, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки, скупает или учитывает ценные бумаги). Центральный банк своей учетной ставкой определяет нижнюю границу ставки банковского процента. Коммерческие банки предоставляют кредит своим клиентам под процент, куда входят учетная ставка и процент, обеспечивающий банку собственную прибыль. Изменяя вверх-вниз учетную ставку, центральный банк оказывает прямое воздействие на величину кредитной ставки коммерческих банков. Тем самым центральный банк увеличивает или уменьшает объемы банковских кредитов.[1, 200]

    Центральный банк изменяет резервные нормы коммерческих банков или минимума депозитных обязательств (ликвидных средств), которые в  любой момент должны находится в  коммерческом банке. Этот минимум ликвидных средств центральный банк устанавливает в процентах к активам коммерческих банков. Этот резерв не может использоваться в качестве кредита. За минусом этого минимума, оставшиеся активы могут использоваться в качестве кредитных ресурсов.

    Контроль  над резервным фондом коммерческих банков — это вопрос контроля над денежной массой в стране со стороны центрального банка. Уменьшая или увеличивая резервную норму, центральный банк проводит политику удешевления-удорожания кредита, дешевых или дорогих денег.

    Реализация  дешевых и дорогих денег позволяет  понять действия центрального банка как банкира коммерческих банков, ответственного за поддержание макроэкономического равновесия в условиях конъюнктурных экономических колебаний.

    Так, политика дешевых денег, как правило, реализуется в условиях экономического спада и роста безработицы. Центральный банк в этой ситуации стремится сделать кредит более дешевым и доступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Центральный банк достигает этой цели за счет уменьшения учетной ставки процента, увеличения покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, уменьшения нормы резервных требований и увеличения за счет этого мультипликатора денежного предложения.[8, 152]

    Политика  дорогих денег реализуется центральным  банком с целью ограничения денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции. Для этого центральный банк повышает учетную ставку процента, сокращает покупку ценных бумаг, увеличивает нормы резервных требований.

    Быстрота  и гибкость денежно-кредитной политики центрального банка оказывает существенное влияние на эффективность ее воздействия на макроэкономические процессы. Однако ее эффективность может снижаться в случае противонаправленности в изменении скорости обращения денег. 

1.2 Нормативная база организационной деятельности Центрального Банка

    Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный  признак которого - обособленность имущества банка от имущества  государства. Хотя формально это  имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

    Правовой  статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно- правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

    Центральный банк сочетает в себе отдельные черты  коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

    Центральный банк обычно создается в форме  акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

    Содержание  и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

    - центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

    - центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

    Однако  в действительности эти модели в  чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

    В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.

    В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

    При разногласиях министерства финансов и  центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В  странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

 

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РК КАК БАНК I-го УРОВНЯ

    2.1 Цели и направления  денежно-кредитного  регулирования

 

    Основополагающей  целью денежно-кредитного регулирования  является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Информация о работе Роль Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики