Роль и место ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:57, реферат

Описание

Национальная банковская система не может оставаться в стороне от мировых тенденций, отвечающих потребностям реального и финансового секторов экономики и соответствующих возросшему уровню социально-экономического положения страны. Современная банковская система России характеризуется масштабными инновациями, это касается как технологий осуществления традиционных банковских операций, так и механизмов предоставления новых услуг. Инновации связаны с внедрением электронных технологий, дистанционным обслуживанием, значительными изменениями инфраструктуры.

Содержание

Введение 3
1. Банк России как один из наиболее эффективных органов государственного управления. 4
1.1. Краткие факты истории создания современного Банка России 4
1.2. Государственное регулирование банковского сектора. 6
2. Денежно-кредитная политика ЦБ 13
2.1. Денежно-кредитная политика ЦБ как важнейшее направление экономической политики государства 13
2.2. Методы денежно-кредитной политики 20
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики 26
2.4. Платежная система Банка России 34
Заключение 38
Приложение 44
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

курсовой по ДКБ 2011додел2.doc

— 543.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
 

Институт  

Кафедра  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

по дисциплине «   »

 

на тему: 

«Роль и место ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики» 
 
 
 

                                        Выполнил:

                                        студент Чернышева  Е.Л.

                                        группы ФиК-1  курса III 

                                        Проверил:

                                        доцент кафедры  
 

                                        Дата  сдачи «__»_______ 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

     Содержание 

 

Введение

 

     Национальная  банковская система не может оставаться в стороне от мировых тенденций, отвечающих потребностям реального  и финансового секторов экономики  и соответствующих возросшему уровню социально-экономического положения  страны. Современная банковская система России характеризуется масштабными инновациями, это касается как технологий осуществления традиционных банковских операций, так и механизмов предоставления новых услуг. Инновации связаны с внедрением электронных технологий, дистанционным обслуживанием, значительными изменениями инфраструктуры.

     Центральный банк, в сущности, является определенной разновидностью банка как целого, но обладает специфическими особенностями, отличающими его от коммерческого банка. При сохранении национальной специфики в своей деятельности в отдельных странах центральный банк по сути остается общественным институтом, регулирующим денежный оборот в наличной и безналичной формах. Его цели и задачи реализуются в большей степени тогда, когда он подтверждает свой статус независимого института. Независимость центрального банка – главное качество его деятельности. Главное место в банковской практике занимает денежно-кредитная политика, методы и инструменты ее проведения. И именно здесь проявляют себя еще нерешенные проблемы, а методы денежно-кредитной политики не всегда оказываются эффективными. 

1. Банк России как один из наиболее эффективных органов государственного управления.

1.1. Краткие факты истории создания современного Банка России

     Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

     2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

     В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

     20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

     В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

     С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

     Свои  функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Руководители  Государственного банка  РСФСР – Центрального банка РСФСР –Центрального  банка Российской Федерации (Банка  России) 
1. Матюхин Г.Г. Председатель  Государственного банка РСФСР – Центрального банка РСФСР – Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1990-1992 гг.
2. Геращенко В.В. Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1992-1994 гг.; 1998-2002 гг.
3. Парамонова Т.В. исполняющий обязанности  Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1994-1995 гг.
4. Хандруев А.А. временно исполняющий  обязанности Председателя Банка  России с 8 по 22 ноября 1995 г.
5. Дубинин С.К. Председатель  Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1995-1998 гг.
6. Игнатьев С.М. Председатель  Центрального банка Российской Федерации (Банка России) с 2002 г.– по н./в.

1.2. Государственное регулирование банковского сектора.

   Правовую  основу современного банковского дела заложило принятие в декабре 1990 г. двух основных нормативных актов: ФЗ от 2 декабря 1990 г. №341-1 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и ФЗ от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности». Они имели большое значение, т.к. устанавливали юридические нормы организации банковской деятельности, однако не были актами прямого действия, отличались переходным характером, не обеспечивали безопасности банковской системы. В результате банковский сектор России первоначально развивался в правовом вакууме, что наложило на него отпечаток стихийности. Впоследствии банковское законодательство было существенно доработано. Однако до настоящего времени остается нерешенным ряд важных вопросов: о праве Банка России по владению, пользованию и распоряжению имуществом; его законодательной инициативе и организационно-правовом статусе; не определены такие понятия как банковские операции и сделки, депозит, платежная система и др.

   Государственное регулирование (рис.1) не может отменить кризисные ситуации в рыночной экономике, но своим вмешательством государственные органы помогают с меньшими потерями пережить сложные периоды и более эффективно адаптироваться в новой реальности.

   В значительной мере формирование активов  банковского сектора находится  под воздействием реализации собственно функций Банка России как одного из наиболее эффективных органов государственного управления. Действуя на основе Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России призван наряду с целями обеспечения устойчивости национальной валюты, эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов способствовать развитию и укреплению банковской системы России как целостной структуры воспроизводственного механизма российской экономики. 

 

   Рис.1. Государственное регулирование экономики 

   В настоящее время политику Банка  России можно оценивать как сдерживающую, умеренно-ограниченную, имеющую целью  сохранение управляемости экономикой и по возможности противодействие  инфляционным процессам. Умеренность  в денежно-кредитной политике связана, прежде всего, с планами стабилизации, а затем и замедления темпа роста денежной массы.

   Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка  России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом и другими юридическими актами.

   В настоящее время Банк России выполняет три важнейшие функции:

   Основная (первая) функция – макроэкономическое регулирование: контроль за изменением денежной массы и соответственно за стабильностью национальной валюты. Используя такие инструменты, как изменение процентной ставки, курсов валют и обязательных резервов коммерческих банков, а также операции на рынке ценных бумаг и покупка валюты и драгметаллов у Минфина, ЦБ оказывает едва ли не решающее влияние на инфляционные процессы и все связанные с ними явления.

   Вторая  функция  - регулирование деятельности коммерческих банков, которое находится в его исключительной компетенции.

   Третья  функция – коммерческая деятельность, осуществляемая как непосредственно, так и через участие в капиталах бывших государственных банков, такая как операции на валютном рынке или на рынке ценных бумаг.

   Положение Банка России в системе органов  государственного управления уникально. Зависимость ЦБ от более высокопоставленных государственных структур ограничивается способностью этих структур изменить закон о его деятельности и сменить его руководителя. При этом Банк России – не только наиболее квалифицированная, но и наиболее закрытая структура государственного управления, утечки информации из него минимальны. Все это создает необходимые предпосылки для того, чтобы сделать Банк России и наиболее эффективным органом государственного управления.

   Функции Банка России в  области развития банковского сектора  страны можно систематизировать следующим образом:

  1. Функции Банка России, непосредственно касающиеся области организации деятельности кредитных организаций, включают: принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, выдачу лицензий или их отзыв (приостановление), установление правил проведения банковских операций и осуществления расчетов в России.
  2. Функции осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
  3. Комплекс функций Банка России, относящихся к области макроэкономики и непосредственно регулированию сферы денежных отношений включает: разработку во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики; осуществление эмиссии наличных денег и организации налично-денежного обращения.
  4. Функции банковского регулирования и банковского надзора: поддержание стабильности банковской системы России и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

     Независимость Центрального Банка в проведении денежно-кредитной политики обеспечивает решение таких проблем как доверие к ней, достижение целей его деятельности и обеспечение стабильности денежного обращения.

     Определенная  степень независимости является объективной необходимостью и условием эффективности деятельности центральных  банков по проведению денежно-кредитной политики и обеспечению валютной стабильности, которые нередко вступают в противоречие с краткосрочными целями правительства. В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки денежно-кредитной политики с финансовой политикой, а также без учета общественного мнения.

Информация о работе Роль и место ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики