Регулирование деятельности коммерческих банков Центральным банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:18, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследовать, как происходит надзор и регулирование деятельности коммерческих банков Национальным банком.
Исходя из цели основные задачи курсовой работы следующие:
• рассмотреть цели и задачи регулирования деятельности коммерческих банков;
• изучить правовое и экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков;
• оценить методы регулирования деятельности коммерческих банков и проблемы и пути совершенствования банковского регулирования.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ, главы, заключ..doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Банки — одно из центральных  звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших  название  финансовых  посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и   другие  денежные средства, высвобождающиеся в процессе  хозяйственной  деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим субъектам экономики, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают  новые требования и обязательства,  которые становятся товаром на денежном рынке. В связи с той важной ролью, которую играют банки в экономике страны, понятие ликвидности коммерческих банков становится ключевым моментом их деятельности.

        В процессе надзора и регулирования банковской деятельности Национальный Банк Республики Беларусь и другие органы управления должны рассматривать банки не только как объекты контроля, но и как субъекты экономики. Это означает, что необходимо учитывать последствия принимаемых управленческих решений для экономики и клиентов банка.  Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков.

Цель курсовой работы – исследовать, как происходит надзор и регулирование деятельности коммерческих банков Национальным банком.

Задачей данной  курсовой работы является рассмотрение таких вопросов как: сущность банковского надзора; правовое и экономическое регулирование деятельности банков; оценка методов регулирования коммерческих банков и проблемы и пути совершенствования банковского регулирования.

Для курсовой работы были использованы: учебное пособие О.И. Румянцевой «Организация деятельности Центрального банка»; учебник Г.И. Кравцовой «Организация деятельности коммерческих банков»; нормативные акты РБ: Банковский кодекс Республики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1.Цели и задачи регулирования деятельности коммерческих банков

Рациональная экономическая политика, развитая инфраструктура, наличие механизмов, обеспечивающих экономическую безопасность, в том числе и в банках способствуют финансовой стабильности экономики. Существует двухсторонняя связь между экономикой и банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение. [1]

         Банковский надзор является одной из форм государственного регулирования банковской деятельности. Его возникновение обусловлено процессами рыночного развития, вызвавшими интенсификацию банковской конкуренции, что в свою очередь обострило банковские риски и привело к принятию законов о праве вмешательства государства в банковскую деятельность. Банковский надзор способствует созданию наиболее благоприятных условий банковского бизнеса. Его главная цель состоит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков). Достижение данной цели возможно посредством поэтапного, последовательного выполнения сначала операционных (тактических), а затем промежуточных целей. [2]

К основным целям надзора за коммерческими банками относятся:

  • Защита вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;
  • Защита клиентов от системного риска;
  • Обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банковской системе;
  • Формирование эффективной и конкурентоспособной банковской системы, отвечающей потребностям общества;
  • Разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание их надежности;
  • Защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе [1].

В соответствии с Концепцией развития и совершенствования банковского надзора в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 31 января 2003 г. № 19 и определяющей национальную стратегию развития банковского надзора на среднесрочную перспективу, главной стратегической задачей банковского надзора является недопущение системных банковских кризисов. К основным задачам также относятся:

  • обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово–устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
  • установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
  • осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков как путем анализа официально представляемой отчетности, так и посредством инспекционных проверок банков;
  • своевременное применение корректирующих мер, обеспечивающих поддержание (или восстановление) платежеспособности, ликвидности и надежности банков;
  • своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов.[2]

        Необходимость жесткого и постоянного регулирования банковской системы обусловлена статусом, который она занимает в экономической, социальной и даже политической безопасности страны.

Соответственно разрушение целостности банковской системы представляет собой опасность для всего государства в целом, затрагивая практически каждого его гражданина. Понимание данного фактора привело к увеличению параметров банковской системы, состояние которых оценивает и регулирует специальный государственный орган, которым, как правило, является центральный банк страны.  [2] 

В Республике Беларусь сложилась  система банковского надзора, в  основных чертах соответствующая мировым стандартам. Она включает стадии регистрации и лицензирования банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, осуществления дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применения соответствующих мер надзорного реагирования к банкам, нарушающим банковское законодательство, и к банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реорганизации и ликвидации банков в случае необходимости.

Надзор за банками  не гарантирует того, что банк не разорится. В рыночной экономике банкротство является частью рисковых операций. Однако вопрос о том, каким образом решается проблема банкротства, и как распределяются убытки – это в значительной мере вопрос политического характера, напрямую связанный с процессом принятых решений относительно того, следует ли использовать государственные средства для поддержки банковской системы. Вопросы такого рода нельзя всегда оставлять целиком на усмотрение надзорных органов. Однако органы надзора могут владеть инструментами и методами для разрешения создающихся в банках сложных ситуаций. [1]

1.2. Национальный банк РБ, как главный регулятор надзора

за деятельностью банков

        В Республике Беларусь лицензионное  и регистрационное права, право  текущего надзора предоставлены Национальному банку Конституцией Республики Беларусь и регламентированы Банковским кодексом и Уставом Национального банка.

        Организация работы субъекта  банковского надзора может быть  централизованной (сосредоточение надзорных функций в головном офисе надзорного органа) или децентрализованной (распределение надзорных функций по различным звеньям надзорного органа). В каждой стране данный порядок индивидуален, устанавливается ее законами (во многих государствах приняты специальные законы о банковском надзоре), его реализация должна быть подчинена общим требованиям:

  • единообразного применения методов банковского надзора ко всем участникам кредитной системы;
  • полного выполнения так называемых законов «солнечного света», требующих открытости и предварительного обсуждения новых правил и экономических стандартов пруденциального ведения банковского дела;
  • корректного использования поступающей информации о событиях в банке во избежание неоправданного подрыва доверия к нему общественности;
  • санации банка именно в момент временной неликвидности, а не неплатежеспособности;
  • недопущения экономическими санкциями ухудшения имеющегося неустойчивого финансового состояния;
  • определения целесообразности использования государственных средств для поддержки банков при кризисных явлениях (при этом необходимо стремиться к компромиссу между уровнем издержек на государственную защиту интересов банковских кредиторов и затратами на финансовое посредничество). [2]

                Компактность территории нашей страны позволила установить централизованный порядок осуществления банковского надзора. Распоряжением Национального банка Республики Беларусь от 07.05«2001 г. № 248 надзор за деятельностью всех банков закреплен за центральным аппаратом Национального банка, в том числе в области установления пруденциальных правил банковского менеджмента, лицензирования, регистрации банков, получения финансовой и пруденциальной отчетности, координации инспекций банков службами центрального аппарата и учреждениями Национального Банка и в итоге — принятия санационных решений исходя из полученных сведений о деятельности отечественных банков.

Надзорные структурные  подразделения НБ РБ ставят целью  своей деятельности обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования стабильной денежно-кредитной системы на основе соблюдения банковского законодательства. Управления организуют экономическую, методическую и контрольно-ревизионную работу, осуществляют регистрационную функции.[5]

 Деятельность Центрального банка как главного органа денежной власти в стране основана на том, что воздействие на экономическую систему, а, следовательно, достижение требуемых макроэкономических показателей, невозможны без стабильной или, как минимум, предсказуемой национальной валюты и устойчивой банковской системы. Решение данной задачи осуществляется посредством мер банковского надзора, который создает основу для стабильного функционирования экономики. Систему банковского надзора составляют следующие элементы:

    • Правовое, организационное и кадровое обеспечение банковского регулирования и надзора. Цели, задачи и полномочия Национального банка Республики Беларусь в сфере банковского регулирования и надзора.
  • Методологические основы банковского регулирования и надзора. Выполнение международных принципов и подходов в процессе банковского регулирования и надзора.
  • Регулирование допуска на рынок банковских услуг
  • Дистанционный надзор
  • Инспектирование банков
  • Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем
  • Обеспечение информационной прозрачности банков
  • Гарантирование возврата вкладов физических лиц
  • Взаимодействие с международными финансовыми организациями, надзорными органами других стран

 

Еще одна цель, которую, в  идеале, должна преследовать система  государственного регулирования банковской деятельности, - это защита конкуренции, недопущение монополизации на рынке банковских услуг. Несомненно, конкуренция – лучший стимул эффективного развития кредитной организации в условиях свободного рынка, поэтому задача государственных органов – не допустить даже попыток ее намеренного ограничения. Тем не менее, наличие качественной системы надзора за банками – условие необходимое, но далеко не достаточное без развития двух других направлений, которые реализуются на базе стабильной и защищенной банковской системы, - регулирования и управления банковскими операциями и их масштабами.[10]

1.3 Правовое и организационное обеспечение банковского надзора

Законодательные основы осуществления банковского надзора заложены в Банковском кодексе Республики Беларусь и конкретизируются в нормативных правовых актах Национального банка Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 34 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк осуществляет постоянный контроль над соблюдением банками и небанковскими кредитно–финансовыми организациями банковского законодательства, определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки их степени надежности. Для осуществления регулирования деятельности банков и небанковских кредитно–финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков Центральным банком