Расчеты между клиентами. Межбанковские расчеты. Международные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:31, реферат

Описание

В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов. Принципы организации безналичных расчетов предполагают обязательное хранение денег на счетах в кредитных учреждениях всеми предприятиями, организациями, учреждениями; субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом через учреждения банков или другие финансово-кредитные учреждения в безналичном порядке по документам, предусмотренным правилами расчетов; платежи совершаются, как правило, после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ, в то же время в расчетах допускаются авансовые платежи и ...

Содержание

1 Формы расчетов между клиентами в Республике Беларусь. Порядок открытия и закрытия счетов
2 Межбанковские расчеты
3 Международные расчеты
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Реферат по расчетам между клиентами.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования  «Гродненский государственный университет»

имени Янки Купалы

Факультет экономики  и управления

Кафедра финансы и  кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Финансовый контроль и аудит

 

на тему: Расчеты между клиентами. Межбанковские расчеты. Международные расчеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Студентки 4 курса заочного

    (полного) обучения  

    специальности «Финансы и 

    кредит» группы № 2

    Акулич А.И. 

    № зачетной книжки 2009-4026

 

      

     Преподаватель: Черникова Л.Г.

 

 

 

 

Гродно 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1 Формы расчетов между клиентами  в Республике Беларусь. Порядок открытия и закрытия счетов

2 Межбанковские расчеты

3 Международные расчеты

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Формы расчетов между  клиентами в Республике Беларусь, Порядок открытия и закрытия  счетов

 

В соответствии со статьей 231 Банковского Кодекса Республики Беларусь расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме.

Под расчетами в безналичной  форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.

Расчеты в безналичной форме  проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.

Порядок проведения расчетов наличными  денежными средствами регулируется законодательством Республики Беларусь.

Порядок безналичных расчетов в  Беларуси определен в Положении  о безналичных расчетах в Республике Беларусь (далее – Положение) и является обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, иных юридических лиц (далее – предприятия), а также физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в  учреждениях банков, что дает возможность  использовать их в качестве ресурса  кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов.  Принципы организации безналичных расчетов предполагают обязательное хранение денег на счетах в кредитных учреждениях всеми предприятиями, организациями, учреждениями; субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом через учреждения банков или другие финансово-кредитные учреждения в безналичном порядке по документам, предусмотренным правилами расчетов; платежи совершаются, как правило, после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ, в то же время в расчетах допускаются авансовые платежи и предварительная оплата, если эти

 

платежи допускаются законодательными актами и предусмотрены договором. 

Для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятия открывают в банке (по своему выбору) расчетный (текущий) счет. Для открытия счета хозорган предоставляет в банк необходимые документы, перечень которых определен Декретом N 1 :

- заявление на открытие счета;

- карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом в банке, и оттиска печати владельца счета;

- копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора – для коммерческой организации), действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

- копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о регистрации – для индивидуального предпринимателя.

Следует отметить, что с принятием  постановления Правления НБ РБ  от 3 апреля 2009 г. N 40 «Об открытии банковских счетов» (далее – Постановление N 40), которое отменило Инструкцию о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов от 20 июля 2007 г. N 127 (далее – Инструкция N 127), у субъектов хозяйствования возникли определенные сложности. Так, если ранее Инструкция N 127 детально определяла действия банка и клиента при открытии, переоформлении и закрытии счета, то Постановлением  N 40 установлены лишь общие правила в данной сфере, в соответствии с которыми банки обязаны были принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов.  В связи с этим указанный порядок в разных банках будет отличаться. [3]

Так, кроме обязательных документов, предусмотренных Декретом N 1, банками предусматривается предоставление дополнительных документов (на примере ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Белинвестбанк»):

- анкета юридического лица; документы, подтверждающие полномочия  
лиц, чьи подписи заверены в карточке образов подписей и оттиска печати (контракты, приказы и т.д.) – для юридических лиц;

- анкета индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей.

Порядок закрытия и переоформления счетов банки также определяют сами. На примере ОАО «Белагропромбанк»  и ОАО «Белинвестбанк» перечень документов для закрытия счетов:

1. Заявление владельца счета на закрытие счета, подписанное лицом, имеющим полномочия на закрытие счета;

2. Справку органов Фонда о наличии либо об отсутствии задолженности владельца счета Фонду либо заявление владельца счета, подписанное уполномоченными лицами и содержащее информацию о том, что владелец счета в соответствии с законодательством не подлежит регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда;

3. Документ об отсутствии задолженности владельца счета страховщику либо заявление владельца счета, подписанное уполномоченными лицами и содержащее информацию о том, что владелец счета в соответствии с законодательством не подлежит регистрации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При закрытии благотворительных счетов, временных  счетов, карт-счетов, корреспондентских  счетов, специальных счетов, счетов по учету бюджетных и иных государственных средств, счетов для осуществления расчетов в форме аккредитива – клиенты не представляют документы, предусмотренные пунктами 2 и 3.

Переоформление счета производится при изменении сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета – юридическое лицо, в случаях: реорганизации путем присоединения, преобразования; изменения наименования юридического лица.

При этом владелец счета  представляет в Банк заявление на переоформление счета по форме и документы, предусмотренные для открытия соответствующего счета, подлежащие обновлению.

С открытием расчетного (текущего) счета в учреждении банка субъект  хозяйствования становится полноправным  участником платежного оборота. 

Платежи осуществляются лишь при наличии  достаточных средств на счете  плательщика. Средства со счета предприятия  списываются по распоряжению владельца  счета. Оплата расчетных документов при недостаточности средств на счете производится в очередности, устанавливаемой законодательными и нормативными актами. В первоочередном порядке со счетов предприятий производятся платежи в бюджет.

При отсутствии средств на расчетном (текущем) счете плательщика (по договоренности с банком) расчетные документы могут быть оплачены за счет банковского кредита (выдаваемого на оплату счетов поставщиков). Списание средств, находящихся на счете предприятия, без его распоряжения допускается только в случаях, предусмотренных законодательством (на основании постановлений суда, распоряжений органов ФСЗН и Министерства по налогам и сборам).

Основанием для проведения банком расчетов в безналичной форме  является заключенный между ним  и клиентом договор (договор банковского  вклада (депозита), договор текущего (расчетного) банковского счета, договор корреспондентского счета или иной договор), если обязанность принятия банком к исполнению (акцепту) платежных инструкций не установлена нормативными правовыми актами Национального банка.

Безналичные расчеты между предприятиями производятся:

- платежными поручениями,

- платежными требованиями,

- платежными требованиями-поручениями,

- чеками,

- аккредитивами, 

-векселями,

- банковскими пластиковыми карточками,

- иными инструментами,  в случаях, предусмотренных Национальным  банком.

Основные формы безналичных расчетов

Платежное поручение – платежная инструкция, согласно которой один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Если счета плательщика  и бенефициара открыты в одном  банке либо если бенефициар не имеет  счета в банке и ему банком-отправителем выдаются наличные денежные средства, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Платежное требование  – это платежная инструкция, содержащая требование получателя денежных средств (поставщика) к плательщику (покупателю) об уплате ему определенной суммы денежных средств через банк.

Платежные требования применяются  при осуществлении внутренних банковских переводов денежных средств, а при наличии международных договоров (соглашений) - и при осуществлении международных переводов.

При проведении переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов. Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель.

Форма расчетов посредством  платежных требований с акцептом используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги), в иных случаях - по усмотрению сторон и устанавливается в договоре между бенефициаром и плательщиком.

Безакцептная форма  расчетов используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Платежное требование-поручение -  это платежная инструкция, содержащая требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки. Плательщик при согласии оплатить (полностью или частично) платежное требование-поручение заполняет необходимые реквизиты данного расчетного документа и представляет его в банк-отправитель для исполнения.

Чеки применяются при осуществлении международных дебетовых переводов иностранной валюты, а также дебетовых переводов белорусских рублей в случае, если банк-отправитель и банк-получатель, участвующие в переводе, являются уполномоченными банками.

Аккредитив – обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.

Для передачи бенефициару  уведомления о выставлении аккредитива  банк-эмитент (исполняющий банк) может  привлекать иной банк (авизующий банк).

Аккредитив представляет собой самостоятельное обязательство  по отношению к обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи или иного  договора, в котором предусмотрена  эта форма расчетов. Для банков условия таких договоров не являются обязательными.

Аккредитив может быть отзывным, безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным.

Банковская  пластиковая карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Банковские пластиковые  карточки используются в расчетах физическими  и юридическими лицами (корпоративные  банковские пластиковые карточки).

 

Банковские  вклады (депозиты)

Банковский  вклад (депозит) – денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события).

Денежные средства принимаются  во вклады (депозиты) банком и небанковской кредитно-финансовой организацией, имеющими на основании лицензии на осуществление банковской деятельности право на привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты). Привлечение денежных средств во вклады (депозиты) оформляется договором банковского вклада (депозита) или иным договором, содержащим условия, аналогичные условиям договора банковского вклада (депозита), установленным настоящим Кодексом.

По договору банковского  вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства – вклад (депозит) и обязуется возвратить вкладчику денежные средства, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором.

Информация о работе Расчеты между клиентами. Межбанковские расчеты. Международные расчеты