Функции и статус национального банка Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:48, реферат

Описание

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Работа состоит из  1 файл

реферат РФУ 1.docx

— 34.26 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, таким образом подчеркивается принципиальная особенность правового статуса  отечественного центрального банка. С учетом положения ст. 6 Конституции Украины об осуществлении государственной власти в Украине по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, Национальный банк Украины не входит ни в одну из ветвей власти, что выступает важной гарантией его независимости от органов государственной власти. Независимость Национального банка от органов государственной власти следует считать главным принципом его деятельности. Важное значение этого принципа подтверждается практикой законодательного закрепления статуса центрального банка в других странах. При таком подходе нарушается конституционный принцип разделения властей, а также смешивается действующая система государственной власти и система государственного управления.

     Принцип независимости центрального банка  направлен на обеспечение эффективной  реализации его основной функции. Известный польский экономист М. Дембровський подчеркивает, что для выполнения своей основной миссии в области денежной политики центральный банк должен быть полностью независимым как от законодательной, так и от исполнительной власти. Защита органа, ответственного за денежную политику, от политического цикла и политической нестабильности достигается именно его незалежнистю1.

     Содержание  принципа независимости  Национального банка  Украины раскрывается в процессе анализа  институционального и бюджетного аспектов.

     Ведущая идея институциональной независимости является обеспечение режима невмешательства в деятельность центрального банка со стороны органов государственной власти. Однако, как справедливо утверждает А. А. Селиванов, независимость центрального банка не следует сводить к статусной независимости среди других субъектов управления экономическими процессами, ведь именно национальный банк способен быть единым эмиссионным центром и отвечать за управление всей денежно-кредитной системою.  В таких условиях особое значение приобретает разработка механизма взаимодействия Национального банка Украины с высшими органами государственной власти, поскольку он не может оставаться самоизольованим от других субъектов экономической политики государства. Именно поэтому убедительной представляется предложение А. С. Гальчинского о необходимости построения отношений между законодательными органами, правительством и национальным банком не на иерархической структуре, а на принципах равноправного партнерства3.

     Содержание  институциональной  независимости Национального  банка Украины раскрывается через механизм его отношений с парламентом, правительством и главой государства - Президентом Украины. Особенности форм этих взаимоотношений закреплены в главе IX Закона о НБУ.

     Согласно  ст. 51 этого закона, национальный банк подотчетен главе государства и Верховной Раде Украины в пределах их конституционных полномочий. Подотчетность означает:

     1) назначение на должность и  освобождение от должности Председателя  Национального банка Украины  Верховной Радой Украины по  представлению Президента Украины;

     2) назначение и увольнение Президентом  Украины половины состава Совета  Национального банка Украины;

     3) назначение и увольнение Верховной  Радой Украины половины состава  Совета Национального банка Украины;

     4) доклад Председателя Национального  банка Верховной Раде Украины  о деятельности Национального  банка;

     5) предоставление Президенту Украины  и Верховной Раде Украины дважды  в год информации о состоянии  денежно-кредитного рынка в государстве.

     Мировая практика построения отношений между  центральным банком и парламентом  свидетельствует о различных  формах парламентского контроля за деятельностью  центрального банка. Форма правления Финляндии, например, определяет, что Финляндский банк работает под гарантией эдускунты и находится в ее ведении, а его деятельность контролируется уполномоченными, которые избираются Эдускунта. В шведский конституции (гл. 9, § 12) установлено, что Риксбанк является органом, подотчетным Риксдагом - парламента Швеции1.

     Особенности взаимоотношений Национального  банка Украины с Кабинетом  Министров Украины изложены в  ст. 52 Закона о НБУ, которое закрепляет такие их формы:

     - Национальный банк и Кабинет  Министров Украины проводят взаимные  консультации по вопросам денежно-кредитной  политики, разработки и осуществления  общегосударственной программы  экономического и социального  развития;

     - Национальный банк на запрос  Кабинета Министров Украины предоставляет  информацию о монетарных процессов;

     - Кабинет Министров Украины, министерства  и другие центральные органы  исполнительной власти на запрос  Национального банка предоставляют  информацию, имеющую влияние на  состояние платежного баланса;

     - Национальный банк поддерживает  экономическую политику Кабинета  Министров Украины, если она  не противоречит обеспечению  стабильности денежной единицы  Украины;

     - Председатель Национального банка  или по его поручению один  из его заместителей могут  принимать участие в заседаниях  Кабинета Министров Украины с  правом совещательного голоса;

     - В заседаниях Правления Национального  банка могут принимать участие  члены Кабинета Министров Украины  с правом совещательного голоса;

     - Национальный банк Украины имеет  право представлять Кабинету  Министров Украины в установленном  порядке предложения по законодательному  регулированию вопросов, направленных  на выполнение функций Национального  банка Украины.

     Вторым  аспектом принципа независимости  Национального банка  Украины является бюджетная независимость,, содержание которой включает несколько элементов: во-первых, это условия и порядок участия центрального банка в финансировании бюджетных расходов, в частности, дефицита государственного бюджета, во-вторых, порядок перечисления прибыли банка в государственный бюджета.

     Согласно  ст. 54 Закона о НБУ, Национальному банку запрещается предоставлять прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов Государственного бюджета Украины. Наличие этой нормы в указанном законе соответствует тенденциям мировой практики законодательного регулирования отношений центрального банка и правительства по поводу привлечения средств Центробанка для финансирования бюджетных расходов. Прямое кредитование правительства центральным банком в целях финансирования бюджетного дефицита представляет реальную угрозу как для монетарной стабильности, так и для экономической безопасности государства в цилому1. Запрет кредитовать - одно из главных требований нормативно-правовой конвергенции в страны - кандидатов на вступление в Европейский Союз. Как исключение, законами о центральных банках отдельных государств центробанкам разрешается предоставлять краткосрочные кредиты только в целях кассового обслуживания бюджета, ограничивая размер кредитов определенным размером его доходной части.Такой подход дает центральному банку возможность гибко формировать свои отношения с правительством. С одной стороны, не нарушается принцип политической неприкосновенности Центробанка, а с другой является корректным с правовой точки зрения инструментом поддержания государственной экономической политики, если это не угрожает денежной стабильности2.

     Другое  законодательное ограничение относительно финансирования Национальным банком Украины  дефицита государственного бюджета  предусмотрено ч. б ст. 15

     Одним из факторов глубокого общеэкономического кризиса и гиперинфляции в  Украине в течение первой половины 1990-х годов была порочная практика предоставления Национальным банком Украины  кредитов Министерству финансов Украины  с целью финансирования дефицита Государственного бюджета на основании  соответствующих норм законов о  Государственном бюджете Украины 1991-1996 pp.

     Финансирование  бюджетных расходов может осуществляться с использованием инструментов фондового  рынка, путем приобретения центральным  банком государственных ценных бумаг.Национальный банк Украины, согласно Закону о НБУ (п. З ст. 42), имеет право покупать и продавать на вторичном рынке  ценные бумаги в порядке, предусмотренном  законодательством Украины. Однако эта норма не запрещает Национальному банку приобретения государственных ценных бумаг при их первичном размещении, что при определенных условиях может представлять угрозу монетарной стабильности в случае, если таким образом центральный банк фактически кредитовать правительство в значительных размерах. 

       Второй элемент-бюджетной независимости Национального банка Украины определяется порядком перечисления доли его прибыли в Государственный бюджет Украины. В соответствии с ч. З ст. 5 Закона о НБУ Национальный банк по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, утвержденными на текущий бюджетный год, вносит в Государственный бюджет Украины следующего за отчетным года положительную разницу на покрытие дефицита бюджета. Таким образом, основанием перечисления Национальным банком суммы превышения доходов над расходами является фактический состав: а) наличие дефицита Государственного бюджета Украины согласно соответствующим законом, б) превышения сметных доходов над сметными расходами Национального банка за предыдущий, чем за отчетный бюджетный год, который утверждается Советом Национального банка Украины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Национальный  банк Украины является центральным  банком Украины, особенным центральным  органом государственного управления, юридический статус, задание, функции, полномочия и принципы организации  которого определяются Конституцией Украины, соответствующим Законом.

     В соответствии с Конституцией Украины  основной функцией НБУ является обеспечение  стабильности денежной единицы Украины. На выполнение своей основной функции  НБУ способствует соблюдению стабильности банковской системы, а также, в пределах своих полномочий, - ценовой стабильности. Кроме этого НБУ выполняет  еще и ряд других функций.

     НБУ имеет право: осуществлять операции, необходимые для обеспечения  выполнения своих функций; устанавливать  плату за предоставленные им в  соответствии с законом услуги (осуществленные операции); принимать участие в  формировании капитала  и деятельности международных организаций в соответствии с международными договорами, в которых участвует Украина, а также в соответствии с соглашениями между ним и иностранными центральны ми банками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список используемой литературы:

  1. Закон Украины «О Национальном банке Украины»
  2. Закон Украины «О банках и банковской деятельности»
  3. О.И Лаврушин «Деньги и кредит», М- 2000
  4. Л.Н. Рябинина «Деньги и кредит», Киев 2002
  5. Л.К Воронова «Финансовое право Украины», К: 2006

Информация о работе Функции и статус национального банка Украины