Функции и роли ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

во-первых, о  выработке и реализации  целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.;

во-вторых, об улучшении  доступа  российских  товаров  на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;

в-третьих, о  защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов.

При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных     отечественных производств.

Реализация указанных  направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;

в-четвертых, о  формировании международных региональных приоритетов    внешнеэкономической политики.

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности состоят в следующем:

• использование  внешнеэкономических связей для  ускорения создания в России рыночной экономики;

• содействие повышению  производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

• создание условий  доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и  поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

• единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

• единство системы  государственного регулирования и  контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с  административных на экономические  методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

• обеспечение  равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее субъектов  в сфере ВЭД. В компетенции  федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение  основных принципов осуществления  ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

• разработка соответствующих  федеральных программ;

• защита экономических  интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

• разработка важнейших  инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и  заключение международных договоров  и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

• организация  и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение  и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в  условиях формирующейся рыночной экономики  правомочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

• предоставлять  участникам ВЭД дополнительные к  федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним  Федерация не отвечает);

• заключать  соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

• координация  действий участников ВЭД;

• выполнение договоров  РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

• регулирование  приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.

2.6 Значение внешнеэкономических  связей для экономики  России. Причины развития.

ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Главной причиной возникновения и развития ВЭС  между странами является международное  разделение труда. 

Основные направления развития ВЭС в современных условиях:

·     восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

·     использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

·     повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

·     изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

·      обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с  тем, чтобы обеспечить включение  России в мировое хозяйство. Необходимость  преобразований определяется:

·     неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;

·     распадом СССР.

В современных  условиях интеграция экономической  жизни идет по многим направлениям через:

·     обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;

·     развитие торговли;

·     рост обмена научно-техническими знаниями;

·     международную миграцию рабочей силы.

В современных  условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:

·     внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

·      изменения структуры производства и потребления;

·      использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

 
3. Заключение

На рубеже XXI века ВЭС России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Изучение и  творческое осмысливание процессов  и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно  развивающуюся мировую экономику  при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний  рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих  далеко за пределы традиционных торговых связей.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических  связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.

Еще не до конца  доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

 
Список использованной литературы.  
 

1.   Журнал «Внешнеэкономический бюллетень». Дипломатическая академия при МИД РФ, 1997.

2.   Л.Н. Чечевицина, «Микроэкономика», издательство «Феникс», 2001.

3.   Б.А. Райзберг, «Курс экономики», Москва «Инфра-М», 1999.

4.   Б.А. Райзберг, «Рыночная экономика», редакция журнала «Деловая жизнь», 1995.

5.   В.Е. Рыбалкин, «Международные экономические отношения», Москва «Просвещение», 1997.

Информация о работе Функции и роли ценных бумаг