Функции и операции национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение роли Национального банка Республики Беларусь в банковской системы страны, через рассмотрение его основных функций и операций.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность Национального банка как элемента банковской системы;
изучить организационную структуру Национального Банка;
рассмотреть основные операции и функции Национального банка Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1 Организационная структура Национального банка Республики Беларусь
2 Функции Национального банка Республики Беларусь
3 Операции Национального банка Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Задолженность населения стр 10

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 2.53 Мб (Скачать документ)

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь руководит деятельностью центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, организует исполнение законодательных актов, нормативных документов Правления Национального банка Республики Беларусь, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контроль за исполнением своих решений. Совет директоров вправе издавать соответствующие распоряжения, указания, предписания и другие акты, которые обязательны для исполнения работниками центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, подведомственных учреждений и организаций банков и других кредитных учреждений, действующих на территории Республики Беларусь. [6] Количественный состав Совета директоров определяется Правлением Национального банка. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления. Члены Совета директоров назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.

Совет директоров также выполняет широкий круг функций, основные из которых следующие [21, с. 70]:

  • организация выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики;
  • определение организационной структуры Национального банка;
  • утверждение порядка проведения отдельных операций Национальным банком;
  • принятие решений в области процентной и эмиссионной политики, минимальных обязательных резервов;
  • выполнение прочих функций, отнесенных Правлением к компетенции Совета директоров.

Национальный банк и правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность НБ регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями правительства и протоколами совещаний у премьер-министра, а также совместными постановлениями правительства и Национального банка.

Поскольку Национальный банк подотчетен Президенту страны, он ежеквартально информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, НБ и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях по вопросам единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики, проводят регулярные консультации.

При Национальном банке создан Консультационный совет в составе представителей Президента страны, Палаты представителей Национального собрания, Совета Министров, НБ, банков и экспертов. Председателем Консультационного совета является председатель Правления Национального банка.

 

2. Функции Национального банка Республики Беларусь

 

Место и роль центрального банка в функционировании экономики, взаимосвязь с прочими составляющими общеэкономической политики государства проявляются через выполняемые им функции. Реализация цен тральным банком своих функций позволяет ему обеспечить достижение своих главных целей деятельности — поддержания стабильности национальной валюты, ликвидности и надежности банковской и платежной систем.

Среди всего многообразия функций, выполняемых Национальным банком Республики Беларусь, выделяют основные, направленные на достижение целей деятельности Национального банка, и дополнительные, способствующие этому процессу. Основные функции, характерные для центрального банка как основного звена двух уровневой банковской системы, как правило, делят на регулирующие, обслуживающие и контрольные [15, с. 353].

К регулирующим относят:

  • реализацию денежно-кредитной политики;
  • монопольную эмиссию банкнот;
  • регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков;
  • управление совокупным денежным оборотом в рамках реализации текущей и долгосрочной денежно-кредитной политики;
  • проведение валютной политики, управление золотовалютными резервами,

Основной регулирующей функцией Национального банка Республики Беларусь является разработка и реализация денежно-кредитной политики. Осуществление данной функции включает:

  • определение направлений развития денежно-кредитной сферы, способствующих достижению устойчивых темпов экономического роста в стране;
  • выбор системы методов и инструментов денежно-кредитной политики;
  • проведение аналитических и статистических исследований по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования и т.д.

Денежно-кредитная политика Национального банка как составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

Главной задачей денежно-кредитной политики в 2011 году являлось обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности в условиях неблагоприятного воздействия множества факторов. [26] Это —существенное снижение обменного курса белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, неопределенности на внутреннем валютном рынке, отток средств населения в национальной и иностранной валютах, ужесточение монетарной политики, рост удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов. Эти и другие факторы значительно усложнили условия деятельности банковского сектора и соблюдение банками нормативов безопасного функционирования.

Национальным банком Республики Беларусь принимались оперативные меры по сохранению устойчивости банковского сектора в изменившихся условиях. [Постановление]

Национальный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются по форме и объектам воздействия (см. рис 2):

 

Рисунок 2- Признаки классификации воздействия НБ на проведение денежно-кредитной политики

 

Все эти методы используются в единой системе.

К основным инструментам денежно-кредитной политики Национального банка можно отнести:

  • установление минимальных резервных требований;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке.

 

 Что же касается операций на открытом рынке, то главная роль в регулировании текущей ликвидности банков сохранилась за аукционными операциями. Их удельный вес (по остатку задолженности) в общем объеме операций поддержки ликвидности в 2009 году составил 55,3 процента[26].

Функция монопольного регулирования денежной эмиссии — это функция, как монопольной эмиссии банкнот, так и регулирования безналичной эмиссии коммерческих банков.

Под монопольной эмиссией банкнот понимают налично-денежную эмиссию, для выполнения которой в Национальном банке есть специальные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовое регулирование. Банкноты служат единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплате долгов. Банкнотный "фундамент" поддерживает огромную надстройку безналичных денег, хранящихся в виде остатков на банковских счетах и приводимых в движение с помощью чеков, платежных поручений и т.д. Банкнотный "фундамент" хотя и составляет относительно не большую часть денежной массы, тем не менее, является исключительно важной частью запаса денег в экономике. Регулируя выпуск банкнот и определяя сумму обязательных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить против своих депозитов на счете в Национальном банке, последний осуществляет контроль за динамикой и стоимостью кредитов в экономике. Таким образом, Национальный банк печатает и выпускает банкноты, осуществляет покупку иностранной валюты для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, имеет исключительное право изъятия из него выпущенных наличных денег [14, с. 268]. В соответствии с годовым отчетом Национального банка

Однако реализация Национальным банком эмиссионной функции также предполагает пополнение каналов денежного обращения путем регулирования без наличной эмиссии (для целей регулирования ликвидности банковской системы, или стабилизации национальной денежной единицы, или кредитования правительства). Обеспечением наличных денег (банкнот) служат активы центрального банка (золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги и др.). Обеспечением безналичной эмиссии служат активы коммерческих банков. В результате обеспечением всей официальной денежной массы, обращающейся в экономике, служат активы банковской системы в целом (центрально го и коммерческого банков).

Расширенными правами обладает Национальный банк и в области проведения валютной политики, которая включает в себя [5, с. 83]:

  • регулирование валютного курса;
  • проведение валютного регулирования и валютного контроля;
  • формирование официальных валютных резервов и управление ими;
  • осуществление международного валютного сотрудничества и участие в международных валютно-кредитных организациях.

Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.) [9, c. 452]

Регулирование валютного курса — важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере. Так, Национальный банк устанавливает официальный курс белорусского рубля по отношению к другим валютам, правила биржевой торговли иностранными валютами, порядок осуществления операций между резидентами и нерезидентами. Наряду с этим Национальный банк выполняет функции агента валютного контроля, определяет меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства.

Совершенствование валютного законодательства осуществлялось в соответствии со сложившимися экономическими условиями. Принят Закон Республики Беларусь от 3 июня 2009 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле, предусматривающий принципиально иной подход к отнесению валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, к текущим валютным операциям либо валютным операциям, связанным с движением капитала[28].

Функция управления золотовалютными резервами всегда была присуща центральным банкам. Национальный банк осуществляют эту функцию для формирования резервных активов (т.е. гарантийно-страхового фонда) в международных расчетах. В настоящее время золото валютные резервы, не являясь основой эмиссионных операций, тем не менее, значимы для целей покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты. Кроме благородных металлов, Национальный банк хранит крупные запасы иностранных валют для поддержания обменного курса своей валюты с помощью интервенций на валютном рынке [15, с. 356].

Что же касается обслуживающих функций, то к ним относят:

выполнение роли финансового агента правительства (т.е. размещение государственного долга на наиболее выгодных условиях, расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджета, консультирование правительства по банковским вопросам и др.);

  • организацию расчетно-платежных отношений коммерческих банков, выполнение функций «банка банков» и «кредитора последней инстанции».

Функция банкира и финансового агента правительства так же является важнейшей функцией Национального банка. Национальный банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из об ращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами [5, с. 88].

Важная роль Национального банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его роли кредитора своей страны. Развитие государственного кредита сопровождалось созданием до вольно сложной структуры управления государственным долгом. Основными методами финансирования внутреннего государственного долга являются:

  • денежная эмиссия;
  • прямые кредиты Национального банка;
  • выпуск государственных займов.

Так на 1 января 2012 г. остаток задолженности Правительства по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, составил 231 млрд. бел. рублей. Кредитная задолженность сформирована путем отнесения на внутренний государственный долг кредитов, предоставленных Национальным банком Правительству на финансирование дефицита бюджета в 2000 - 2003 годах (с 2004 года кредитование Правительства не осуществляется)[26].

Выполняя функцию финансового агента правительства, Национальный банк реализует кассовое исполнение бюджета – прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. Он аккумулируют бюджетные поступления, выдает финансовые средства, зачисленные на счета федерального и местных бюджетов, ведет учет поступлений и платежей федерального и местного бюджетов, предоставляет финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов.

Национальный банк также выполняет функцию «банка банков». Это означает, что Национальный банк выполняет основные банковские операции (расчетные, кредитные, депозитные) для коммерческих банков. Являясь «банком банков», Национальный банк не только хранит свободные резервы банков, но и выступает в роли «кредитора последней инстанции», т.е. предоставляет им кредиты в рамках своей эмиссионной деятельности. Ссуды Национального банка — источник временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя [25, с. 283]. В 2009 году все кредиты банкам-резидентам, номинированные в белорусских рублях, предоставлялись в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь. На 1 января 2010 г. задолженность по указанным кредитам составляла 8 067 272,6 млн. бел. рублей, из них:

Информация о работе Функции и операции национального банка Республики Беларусь