Форфейтинг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание

Форфейтинг — это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе — форфейтинге — от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Содержание

Введение
1. Форфейтинговые бумаги
1.1. Объект форфейтинга
1.2. Основные направления развития форфейтинга
2. Совершение форфейтинговых сделок
2.1. Техника совершения операций по форфейтинговым договорам
2.2. Роль форфейтера и средства обеспечения возврата кредита
2.3. Издержки участников форфейтинговых операций
2.4. Расчёт дисконта и номинальной стоимости форфетируемых векселей
3. Форфейтинговые операции в России и зарубежом
3.1. Форфейтинговые операции в Алтайском Крае и Республике Алтай
3.2. Составляющие форфейтинговых операций и их характеристики
3.3. Риски участников форфейтинговой сделки и управление ими
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КР Форфейтинг (III курс АУ).doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)
Цена Процент до истечения срока  векселя Номинал векселей Срок  погашения в конце
198 000 32 892 231 602 (1) 1 - го года
198 000 71 016 269 816 (2) 2 - го года
198 000 115 536 314 336 3 - го года
198 000 167 403 366 203 4 - го года
198 000 227 826 426 626 5 - го года
994 000 614 583 1 608 583  

 

    Разница между итоговыми суммами не столь  важна. Принципиально лишь то, что  различные способы расчета номинальной  стоимости векселей обеспечивают разные графики погашения задолженности. Каждый из них может быть более подходящим по сравнению с двумя другими в зависимости от предполагаемых сроков погашения обязательств.

Расчет  дисконта

    Дисконт в банковской практике — это учетный  процент, взимаемый банками при учете (покупке) векселей. Представляет собой выраженную в относительных величинах разницу между суммой векселя и суммой, уплачиваемой банком при его покупке.

    Приступая к расчету дисконта, необходимо прежде всего определить его вид — "прямой дисконт" или "дисконт на доход". Разницу между ними можно пояснить на следующем условном примере.

    Сумма простого дисконта в размере 10%, начисленного на вексель номиналом в 1 000 000 долл., составит 100 000 долл. (дисконтированная сумма будет равна 900 000 долл.). Если вексель погашается через год, то годовой доход по нему будет равен 100/900, или 11,11%. Таким образом, прямой 10-процентный дисконт может быть определен как "дисконт по ставке, соответствующей годовому доходу в 11,11%", или как “дисконт на доход в 11,11%, начисляемый ежегодно”.

    На  практике “дисконт на доход” является определяющей величиной при заключении форфейтинговых сделок. Поскольку же зачастую котируется лишь прямой дисконт, форфейтеры используют соответствующие  таблицы пересчета.

    Если  ставка процента, начисляемого экспортером, равна ставке дисконта, то дисконтированная цена векселей будет равна цене покупки (в нашем примере 994 000 долл.). Однако такое равенство совершенно не обязательно.[3]

    Существуют  различные формулы расчета дисконта. Одна из них учитывает дисконтирующий фактор Z, определяемый следующим образом: 100 процентная ставка х реальное количество дней в году 100 + 360

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Форфейтинговых операций  в России и зарубежом

3.1. Форфейтинговые операции  в Алтайском Крае  и Республике Алтай 

Как уже  говорилось ранее, форфейтинг- это покупка долга, который выражен у кредитора на безоборотной основе в оборотном документе. Таким образом организация выступающаяя в роли покупателя долга (в дальнейшем форфейтер) принимает на себя определённые обязательства об отказе от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Подобного рода покупка оборотного обязательства происходит со скидкой.

Так например в условиях не стабильной экономики и существующего кризиса многие предприятия, имеющие сезонный характер деятельности, трудности связаные с переходом на новые территории и освоением новых сегментов рынка или просто те который не в состояние расчитаться по долгам в срок, находятся в сложной экономической ситуации.

Рассмотрим  совершение форфейтинговых сделок на конкретных примерах отечественной  практики.

На примере  турбазы „Шале Прискольный”, расположенной  в республике Горный Алтай, рассмотрим форфейтинговую сделку, к которой  она прибегла в связи со сложностями по оплате труда, новокузнецкой инвестиционно-строительной компании ООО „КузбассСтройИнвест”, занимающейся архитектурно-строительным проектированием, и уральской строительной компании ООО „Компас”, занимающейся строительством спортивных обьектов.

По договору, заключённому между тур.комплексом ”Шале Прискальный” и ООО „КузбассСтройИнвест”, последний обязан в шестимесячный  срок сделать проект. В соответствии с условиями договора в ноябре 2007 года в ООО „КузбассСтройИнвест” приступил к проектированию. Данный проект был завершён, с подробным описанием местности и выделением участков наиболее подходящих под строительство обьектов горнолыжного комплекса с дальнейшим безопасным эксплуатированием последних. Предоставлен же был он в  феврале 2008 года, что было на два месяца раньше указанного в договоре срока. В данный момент зимний сезон на горнолыжном курорте ещё не закрыт, но и высокого дохода не приносит, а летний сезон ещё не начат. (Как известно, полтора первых квартала каждого года не являются прибыльными для курортов в отличае от зон отдыха. В это время турбаза „Шале Прискальный” расчитывает на прибыль полученную за время зимних каникул и отпусков, потому что из-за отсутствия путевок, в это время года, заполняемость гостиниц минимальная.)

Из расчёта, что в апреле проект будет готов  руководство тур.комплекса „Шале  Прискальный” решает пустить, накопленную  за сезон, сумму денег на закупку  и доставку строительных материалов, так как уже в конце второго  – начале третьего квартала уральская  строительная компании ООО „Компас” должна начать работу. Итог таков, что денег для расчёта с новокузнецкой инвестиционно-строительной компании ООО „КузбассСтройИнвест” к февралю нет.

Позднее летом тогоже года руководство туристического комплекса решает взять кредит для завершения строительства и расчёта по своим обязательствам перед  новокузнецкой инвестиционно-строительной компании ООО „КузбассСтройИнвест”, и уральской строительной компании ООО „Компас”. Это было сделано расчитывая на то, что денег вырученных с продажи летних путёвок, закрытия летнего и начала зимнего сезона, будет достаточно для погашения кредита, но ничего не вышло. Причиной всему послужил кризис. У людей нет денег, чтобы ехать на курорт подобного вида, к открытию Зимнего сезона 2008 на тур.комплексе „Шале Прискальный” имелось  модифицированные оборудование  и новые склоны, но не было посетителей, готовых за это заплатить. Была возможность поднять деньги с продажи новогодних путёвок, потому что их бронирование и продажа начинается уже в ноябре, но в связи с тем, что заполняемость гостиницы не превышала 13%-15%, было решено снизить стоимость путёвок. В „Шале Прискальный” как и в санаториях города Белокурихи, зимние путёвки продавались по невероятно низким ценам и этих денег хватило лишь на то, чтоб покрыть затраты на проведение празнечного банкета и т.д.

Как известно стоимость билетов на новогодний банкет, с программой и шведским столом, в санаториях города Белокуриха превышала 6500 руб. в 2009 году. Эта сумма  снизилась до 1500 руб. Тоже самое произошло и в Горном Алтае, возмём наш случай. Там подобный билет стоит 7800 руб. Не нужно скрывать и того, что накрутка на продаваемую там продукцию составляет 300%. Всё это негативно сказалось на финансовом состоянии организации.

Единственным  верным, на тот момент, решением было обраться за помощью к банку или иной организации занимающейся форфейтинговыми операциями. Их спас ряд проводимых соревнований по горнолыжному спорту и сноуборду. С проведения данных мероприятий они заработали достаточно, чтоб заключить форфейтинговый договор.

Было  решено переплатить сейчас форфейтеру и при этом ликвидировать свою задолжность, имея такую возможность, чем ждать наступления даты оплаты по своим долгам, при этом не зная, будут ли деньги на тот момент.

Уже в  марте 2009 года  был заключён договор с форфейтинговой компанией „Х”. Руководство туристического комплекса продали свои долги в марте 2009 года, прилично за это переплатив. Вот что сказал по этому поводу руководитель туристического комплекса „Шале Прискальный”: „Продажа долгов-это не слабость! Это умение выживать в агрессивной среде. К тому же это на много лучше чем если бы мы опять ждали до лета, не зная будут ли у нас деньги или нет. Таким образом бизнес был обезопасен, а размер переплаты -это скромная плата форфейтеру за гарантию нашей безопасности.”

Да они  переплотили, но это был единственный выход, потому что в переди новый  сезон, всё более сильные конкуренты, а идти в новый сезон имея старые долги опасно. 

Очередным примером применения форфейтинговых знаний на практике в России является ситуация возникшая в 2003 году между строительными организациями РФ и Монголии. 
В 2003 году российская компания  ООО „Палард”, которая производит строительную технику, продаёт и сдаёт её в аренду, желая расширить рынок продаж своей продукции, поставила перед собой задачу внедриться на новый рынок - поставить технику в Монголию. Монгольская строительная фирма ООО „Энерко” готова приобрести указанное оборудование с условием отсрочки платежа на срок два года под гарантию местного банка. В качестве последнего выступил известный банк Монголии „АНОД-Банк”.

ООО ”Палард”, опасаясь рисков новой территории, не мог принять на себя такие условия  платежа, опасаясь риска неоплаты. Российская компания обратилась к помощи форфейтинговой компании. 
Монгольский банк „АНОД-Банк” выписал четыре простых векселя со сроками гашения, соответствующими срокам платежа по контракту поставки оборудования. Российская компания ООО „Палард” сразу после предоставления необходимых документов получила денежные средства за технику. 

  
Применение форфейтинговых операций позволило российскому экспортеру ООО „Палард” следующее:

-во-первых, значительно расширить рынки  сбыта своей продукции за счет  развивающихся рынков либо повысить  доходность настоящих поставок  за счет увеличения стоимости товара, предлагаемого в кредит;

-во-вторых, снять риски задержек платежа  и рски неоплаты;

-в-третьих,  получить доступ к международным  источникам финансирования, которые  значительно длиннее и дешевле  внутрироссийских ставок по банковским  кредитам. По словам руководителя ООО „Палард” форфейтинговая операция проста и быстра в оформлении тем, что требует простых и используемых в настоящее время торговых финансовых документов, таких как аккредитив и вексель. А также тем, что весь сервис, связанный с консультацией и проведением форфейтинговых операций, можно получить в России.  
 
Процедура осуществления форфейтинговой операции для ООО „Палард”  выглядит следующим образом: 
Перед заключением контракта на поставку товара ООО „Палард” обратилась к форфейтеру, который проработал возможность финансирования планируемой поставки, определил требуемые формы гарантий платежей и оценил стоимость, по которой он приобретает будущее обязательство. 
ООО „Палард” согласовал условия поставки с ООО „Энерко”, учитывая стоимость финансирования в цене товара.

ООО „Палард” заключил с форфейтером соглашение, по которому форфейтер обязуется  выкупить будущее обязательство  по определенной стоимости. 
Далее заключается контракт на поставку товара и осуществляется отгрузка товара из России. Передача документов российской компанией ООО „Палард”, свидетельствующих о выполнении своих обязательств по поставке и гарантийных обязательств монгольской строительной компании

ООО „Энерко”, форфейтеру. После чего происходит перечисление полной стоимости товара по контракту за минусом стоимости финансирования российской компании.

Третим  и самым простым примером является помощь оказанная ИП „Колос” физическим лицом, выступающего в роли форфейтера. Проблема заключалась в единовременной выплате крупной суммы денег. Это было в селе Алтайском Алтайского Края.

Поскольку деятельность по выращиванию зерна  имеет сезонный характер, то мы с  уверенностью можем сказать, что  после сбора урожая и его продажи  наступает определённый „застой”. ИП „Колос” должен был выплатить в марту 2007 года единовременно 1 300 000 руб., за приобретённую агротехнику. Данная техника была куплена в мае 2006 года. Сразу было оплачено 700 000 руб., а оставшиеся 1 300 000 руб. было оговорено заплатить единовременно в марте 2007 года.

Осенью  после сбора, обработки и реализации зерна часть денег пошла в  оборот, а другая вполне могла бы покрыть долг, но тогда оплата будет  произведена раньше срока, указанного в договоре, что влечёт за собой  выплату неустойки и наложение  иных санкций. Директор ИП С.А. Круглов понимает, что этих денег к марту может и не быть и принимает решение о продаже своего долга форфейтеру. Сумма выплаченая форфейтеру составила 1 378 000 руб. Круглов переплатил 78 000 руб. так как Пасюта Ф.К. в качестве платы за свои услуги потребовал вознаграждение в размере 6% от суммы его обязательств перед поставщиком агротехники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.  Составляющие форфейтинговых  операций и их  характеристики 

Используемая  валюта

    Одним из заблуждений относительно форфейтинга  можно считать мнение о том, будто такие операции осуществляются исключительно в долларах США, немецких марках или швейцарских франках. Действительно, исторически сложилось так, что большинство форфейтинговых операций до сих пор осуществляется на базе одной из этих трех валют. Тем не менее, в последние годы постоянно растет объем данных операций и в других валютах, в особенности в иенах, гульденах, фунтах стерлингов и шведских кронах. Существует лишь одно ограничение для валют — они должны быть свободно конвертируемыми.[14]

Информация о работе Форфейтинг в РФ