Финансовой контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:27, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………….4

2. Сущность и функции государственного кредита…………………………12

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………...……25

Работа состоит из  1 файл

вариант 2.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

    Виды  финансового контроля 

      а) Государственный финансовый  контроль в Российской Федерации

    Состав  органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового  аппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов, закрепленными в Конституции государства 

    Существует  государственный и негосударственный  контроль.

    Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной  власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями. Государственный финансовый контроль осуществляется, прежде всего, за финансовой деятельностью органов исполнительной власти. Он предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации, прежде всего, охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента, Совета Федерации, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

    б) Негосударственный финансовый контроль

    В настоящее время наряду с государственным  финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен: (а) внутрифирменным  контролем, (б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями, (в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

    Если  главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сущность и функции  государственного  кредита 

    Государственный кредит — совокупность экономических  отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

    В отличие от двух первых видов кредитных  отношений (заемщик, кредитор), сразу  же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последние не обязательно  приводят к их изменению. Если должник  своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

    Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

    Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от платель­щика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

    Государственный кредит отличается от банковского и  коммерческого кредитов. Так, если при  предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

    На  общегосударственном уровне государственные  займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование  средств на более низких уровнях  достаточно часто имеет четко  выраженную целевую направленность. Например, местные органы власти могут размещать займы, мобилизуя средства для строительства новой канализационной системы, дороги, парка, школы.

    Как финансовая категория государственный  кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

    Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объяс­няется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

    Положительное воздействие фискальной функции  государственного кредита заключается  в том, что с ее помощью налоговое  бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

    Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

    При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

    Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока позаимствования средств и процентов до кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание. 

    Регулирующая  функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного  обращения, уровень ставок на рынке  денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

    Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

    Напротив, если государственный долг финансируется  за счет привлечения накоплений юридических  лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

    Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

    До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного  влияния на производство. В том  случае, если в стране достаточно свободных  капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

    Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора  и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

    Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

    Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории. 

Формы государственного кредита 

    Под формой  кредита  понимается  внешнее   проявление  содержания  тех экономических  отношений,  которые  выражает  кредит.   В   истории   нашего государства    широко   использовались    товарная    и    денежная    формы государственного кредита. 

    Товарная  форма (хлебный и сахарный займы)  применялась  в  переходный период  от  капитализма  к  социализму.  Денежная  форма  кредита   получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского  рубля на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и ликвидации бюджетного  дефицита.

    Внутренний  государственный   кредит   может   выступать   в   формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита  и других краткосрочных и  долгосрочных  обязательств  (Закон  “  О  внутреннем государственном  долге  Республики  Беларусь”).  Право привлекать   заемные средства  у  юридических  и  физических  лиц  от   лица   Совета   Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь.

    Государственные займы  характеризуются  тем,  что  временно  свободные денежные средств, имеющиеся у физических  и  юридических  лиц,  привлекаются для финансирования общественных  потребностей  путем  выпуска  и  реализации облигаций  и других государственных бумаг.

Информация о работе Финансовой контроль