Финансовое планирование в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:11, контрольная работа

Описание

Стратегический менеджмент - современная концепция управления. Современное постиндустриальное пространство ставит участников социально-экономических отношении в особые условия, требующие гибкости и маневренности их систем управления. Залогом успеха деятельности компании становится не укрепление на ранее завоеванных позициях, не удержание имеющегося конкурентного преимущества, а постоянное движение вперед. Стратегическое управление определяется в современной теории менеджмента как процесс управления развитием компании и сохранением соответствия стратегии и организации деятельности компании изменениям внешних и внутренних условий. Хотя перечень функций (процессов) менеджмента при этом не меняется, меняются их задачи и содержание.

Работа состоит из  1 файл

Финансовое планирование в коммерческом банке.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования заключается в  том, что испытывая на себе негативные последствия мировых и внутренних экономических процессов, в условиях снижения объемов ресурсов и доходов, а также увеличения резервных издержек, российское банковское сообщество встало перед проблемами повышения эффективности системы управления банковской деятельностью и ее основного элемента - планирования.

Показатели, характеризующие  качество управления, занимают ключевое место в системе оценок надежности и состоятельности коммерческого банка и по методике Банка России в соответствие с Положением №10-П от 23 декабря 1997 года "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год" [140], и по международной системе CAMEL (M-Management quality), в которую наряду с ними входят такие важнейшие показатели деятельности банка как достаточность капитала, качество активов, ликвидность и уровень доходов. Выбор иностранными партнерами российского коммерческого банка в качестве инвестиционного посредника или получателя займов базируется и на оценках уровня его менеджмента. Таким образом, без перелома ситуации в управлении российскими коммерческими банками не следует ожидать масштабных внешних инвестиций в национальную экономику в целом, а также успехов в конкурентной борьбе отечественных банков с иностранными.

Основная цель этой курсовой работы состоит в разработке теории и методики финансового планирования в коммерческих банках.

Исходя из этого, в исследовании поставлены следующие  задачи:

• рассмотреть сущность планирования и плана банковской деятельности, показать их место и роль в системе управления коммерческим банком;

• выявить и охарактеризовать основные виды, формы и этапы планового процесса в коммерческих банках;

• исследовать мировой опыт финансового планирования и контроля банковской деятельности, определить возможность и границы его использования в российских коммерческих банках;

• определить пути и направления совершенствования финансового планирования как основы повышения эффективности деятельности российских коммерческих банков.

Предметом исследования является  финансовое планирование и контроль банковской деятельности. Объектом исследования выступают российские и иностранные коммерческие банки.

Раздел 1. Теоретические  аспекты планирования деятельности российского коммерческого банка

  • 1.1. Планирование как основная функция стратегического менеджмента

 

Стратегический менеджмент - современная концепция управления. Современное постиндустриальное пространство ставит участников социально-экономических отношении в особые условия, требующие гибкости и маневренности их систем управления. Залогом успеха деятельности компании становится не укрепление на ранее завоеванных позициях, не удержание имеющегося конкурентного преимущества, а постоянное движение вперед. Стратегическое управление определяется в современной теории менеджмента как процесс управления развитием компании и сохранением соответствия стратегии и организации деятельности компании изменениям внешних и внутренних условий. Хотя перечень функций (процессов) менеджмента при этом не меняется, меняются их задачи и содержание.

Изменение функций  менеджмента в постиндустриальной эпохе.

Если рассматривать  компанию как самовоспроизводящуюся  систему, в ней можно выделить две основные подсистемы, управляющую  и управляемую. Состав и границы  объектов и субъектов управления, рассматриваемые в теории и практике менеджмента, также менялись в процессе развития социально-экономического пространства.

Состав и  взаимодействие субъектов управления в представлениях стратегического  менеджмента также меняются. Раньше система управления включала директоров и исполнительный менеджмент (руководителей высшего, среднего и низшего звена), между которыми устанавливались жесткие иерархические структуры, основанные на единоначалии. Классическая школа придерживалась концепции разделения управленческих и исполнительских функций среди персонала компании. В современном мире все большее значение приобретают горизонтальные коммуникации между различными направлениями деятельности компании, а инициатива и самостоятельные решения исполнительного персона становятся необходимым условием успеха. Поэтому можно говорить о том, что в современных условиях субъектами управления компанией являются все ее сотрудники вне зависимости от занимаемых должностей.

Изменения теории и практики общего менеджмента, происходящие в современных условиях, требуют  перестройки всех у правленческих подсистем, в том числе и подсистемы финансового управления. Прежде всего, кардинально меняются ее цели. Управляющие воздействия в современную эпоху концентрируются не на текущей прибыли компании, а на долгосрочном росте ее стоимости, оцениваемой как дисконтированная стоимость всех ее будущих финансовых потоков. На эту стоимость кроме финансовых результатов компании отчетов и прошлых периодов влияют следующие факторы:

1. Гарантии сохранения  и расширения завоеванного рынка,  обеспечении устойчивых потоков прибыли в будущих периодах. Но стабильная рыночная позиция может сохраняться, только если деятельность организации будет направлена на постоянное улучшение качества и расширение спектра ее продуктов и услуг. Таким образом, постоянные инновации и качественным менеджмент клиентов приобретают приоритетное значение для формирования стоимости компании. С точки зрений текущего финансового результата данные направления деятельности являются затратными, но без них невозможно обеспечить будущий финансовый рост. Недаром авторы теории формирования сбалансированной системы показателей результативности Дэвид Нортон и Роберт Каптан выносят уровень финансовых задач компании не только управление издержками и активами, но и повышение ценности продуктов для клиентов, а также расширение возможностей получения доходов.

Риски текущих  операции, стратегические внешние риски, реализация которых может изменить будущие денежные потоки и повлиять на стоимость компании, в том числе  из-за изменчивости цен финансовых рынков. Трудно заранее точно предугадать, какой будет будущая стоимость акционерного и заемного капитала, что является фактором существенного риска для банков, еще не привыкших окончательно сильно к тому собственный капитал является наиболее дорогим финансовым ресурсом.

По поводу системы  мотивации инновационной деятельности надо отметить отличие ее целей от целей мотивации текущей деятельности. При реализации инноваций от проектной  команды необходимо добиться, с одной  стороны, соблюдения и ускорения  сроков их окупаемости и сокращения затрат на внедрение новых услуг и продуктов, а с другой - разумной оценки рисков проектов, позволяющей вовремя отказаться от их реализации при возникновении непредвиденных обстоятельств. Мотивация текущей деятельности нацелена на обеспечение целевых темпов роста прибыли и объемов бизнеса, а также формирование адекватной реакции команды стратегической бизнес единицы на изменяющиеся рыночные условия.

  • 1.2. Процесс управления эффективностью и рентабельностью

 

В процессе управления эффективностью и рентабельностью текущих операций определяются элементарные объекты финансового учета для управления их прибыльностью и издержками:

  • формируется иерархическая структура аналитических измерений системы управленческого учета, в рамках которой будут классифицироваться объекты финансового учета;
  • определяются финансовые результаты, прочие финансовые показатели и ключевые показатели результативности направлений бизнеса;
  • создается действенная система функционально-стоимостного анализа себестоимости банковских продуктов и осуществляется управление процессами формирования их себестоимости;
  • проводится анализ прибыльности клиентов и однородных групп клиентов банка на основе оценки себестоимости банковских услуг;
  • на основе результатов анализа прибыльности клиентов формируется гибкая ценовая и тарифная политика, обеспечивающая ее индивидуальную направленность;
  • организуются построение, мониторинг и прогнозирование исполнения бюджета банка в разрезе АИСУУ;
  • создается система мотивации персонала, нацеленная на повышение доходности операций и сокращение издержек банка.

В процессе управления финансовыми и нефинансовыми  рисками:

  • проводится оценка уровня рисков на основе исторических данных для объектов финансового учета;
  • осуществляется прогнозирование уровня рисков в разрезе АИСУУ;
  • проводятся распределения капитала и построение системы лимитов для отдельных операций и портфелей финансовых инструментов;
  • организуется мониторинг уровня рисков в режиме реального времени и пересмотр ограничений на принятие рисков при существенных изменениях совокупного уровня риска банка;
  • осуществляется контроль соблюдения лимитов при проведении операций.

Планирование  должно стать консолидирующей основой  реализации всех функций банковского  менеджмента, в том числе процессов  финансового менеджмента, а также основой согласования стратегических и текущих решении, принимаемых в процессе управления банком. В этом смысле планирование является формой регулирования деятельности банка.

Планирование  в широком смысле представляет собой  процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями. На основе их систематической подготовки, включающей мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно изменяющейся рыночной ситуации, изучение потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией.

Планирование  в узком смысле можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с будущим  банковской организации. В данном случае планирование не затрагивает сферу принятия решений и организацию их выполнения.

В любом случае планирование решает задачу определения  целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных  уровнях детализации и временных  отрезках его деятельности.

Надо отметить тот факт, что сущность процесса планирования менялась вместе с содержанием  общей концепции менеджмента  организации. В средине прошлого века перспективный план рассматривался как директива, которой необходимо придерживаться на протяжении всего планового периода. В современных условиях процесс разработки стратегии превратился из дискретного в непрерывный, который функционирует в режиме реального времени и обеспечивающий обновление стратегических целей и программ по мере изменения внешних и внутренних условий функционирования кредитной организации.

При адаптации  стратегии необходимо обеспечить согласование потребности в ресурсах банка (финансовых, материальных, человеческих, информационных и т.п.) с теми, которые имеются  распоряжении банка, а также иметь покрытие для всех возможных рисков, воздающих при реализации измененной стратегии. Кроме этого, должен быть сформирован механизм, обеспечивающий принятие оперативных решении в контексте изменяющегося стратегического плана, который позволяет всем сотрудникам ориентироваться в сущности происходящих изменении и понимать их копотные задачи в новых условиях функционирования организации.

  • 1.3. Основные принципы планирования в банке

 

В современных  условиях планирование должно обеспечить возможность постоянного и своевременного обновления стратегии банка за счет интеграции вновь открывающихся возможностей (развивающихся стратегии) в первоначально утвержденный план. При этом реализация части устаревших стратегий может быть признана нецелесообразной. Однако процесс корректировки планов не должен стать хаотическим.

Основные принципы:

  • Опередить конкурентов (стратегические окна);
  • Обеспечить финансовую устойчивость (иметь покрытие для вероятных потерь) ;
  • Вовремя изменить курс;
  • Принимать текущие решения в контексте стратегии.

Принципы организации  планирования. Особенности стратегического  управления и планирования в современных  условиях, описанные выше, позволяют  сформулировать следующие основополагающие методологические принципы организации  данного процесса:

  • гибкость и индикативность, т.е. возможность пересмотра плана при появлении новых тенденций развития рыночной ситуации;
  • альтернативность планирования: составление нескольких вариантов плана для оперативного реагирования на кардинальные изменения внешней ситуации (особенно кризисные);
  • обязательный контроль за выполнением плановых показателей, который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения, выявление неиспользованных потенциальных возможностей и инициацию новых плановых задач, направленных на устранение недостатков деятельности или защиту от возникновения внешних (системных, политических экономических, рыночных) рисков;
  • принцип публичности: обязательное участие в составлении и контроле выполнения плана менеджеров всех уровней управления, информирование всего банковскою персонала о поставленных целях и задачах банка и его структурных подразделений, определение места каждого сотрудника в их решении;
  • принцип оптимальности выбор стратегии развития банка и всех его тактических планов, обеспечивающих максимизацию его конечных финансовых результатов.

Информация о работе Финансовое планирование в коммерческом банке