Федеральный бюджет и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:47, контрольная работа

Описание

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Содержание

Введение

1. Федеральный бюджет и его функции

2. Утверждение федерального бюджета

3. Состав и структура доходов федерального бюджета

4. Расходы федерального бюджета

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержани2.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Структура государственных  расходов, т.е. соотношение между  группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

Перечисленные группы расходов определены по предметному  признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно  классифицировать и по другим признакам. Например: расходы делят по:

1. Экономической  роли в процессе производства  – на затраты, связанные с  финансированием материального  производства и содержанием непроизводственной  сферы. 

2. Функциональному  назначению – на затраты, связанные с содержанием аппарата-управления, финансированием народного хозяйства, правоохранительной деятельности и т.д.

А также расходы  подразделяют на: а) капитальные –  часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность (капитальные вложения); б) текущие – часть расходов бюджета функционирования органов государственной власти (субсидии, дотации на финансовую деятельность).

В соответствии с действующим в Российской Федерации  законодательством исключительно  из федерального бюджета финансируются:

·  деятельность Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

·  функционирование федеральной судебной системы;

·  международная деятельность в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

·  национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

·  фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

·  государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

·  государственная поддержка ядерной энергетики;

·  ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

·  исследование и использование космического пространства;

·  содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

·  формирование федеральной собственности;

·  обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

·  компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

·  пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

·  проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

·  федеральная инвестиционная программа;

·  обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

·  обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·  финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

·  официальный статистический учет и др.

Средства федерального бюджета используются также для  финансирования мероприятий регионального  и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

·  государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

·  правоохранительная деятельность;

·  пожарная безопасность;

·  научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

·  социальная защита населения;

·  охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

·  предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

·  развитие рыночной инфраструктуры;

·  развитие федеративных и национальных отношений;

·  деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·  деятельность средств массовой информации;

·  финансовая помощь другим бюджетам;

·  прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.  

Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 92% – на фундаментальные научные исследования, 81% – на правоохранительную деятельность, 58% – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Наибольшую долю в расходах федерального бюджета  занимают ассигнования на национальную оборону; вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно третью часть всех бюджетных расходов. Второе место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 17%). Третье место (15%) – расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование – примерно 50%, на социальную политику – около 50%, культуру и искусство – около 20%.

Затраты на поддержку  отраслей народного хозяйства составляют примерно 9% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 27%, на сельское хозяйство – свыше 30%.

Федеральный бюджет – это важный инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируются фонды финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

Заключение

Федеральный бюджет, являясь центральным звеном системы  государственных финансов, придает  финансам всеобщий характер. С помощью  такого инструмента, как федеральный  бюджет, государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через бюджет государство организует перераспределение общественного продукта (к примеру, между производственной и непроизводственной сферой), следовательно, такой централизованный фонд в лице бюджета необходим государству для осуществления своих основных функций.  

Важнейшими из функций государства в современной  экономике принято считать обеспечение  расширенного воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей населения, обеспечение национальной обороны, покрытие общих издержек управления.

Как уже было сказано, федеральный бюджет позволяет  государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, что позволяет  использовать федеральный бюджет как  инструмент государственного регулирования экономики. Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Однако возможности свободного регулирования величиной и структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами поступающих в федеральный бюджет доходов, а, как известно, сбор налогов в России вызывает множество нареканий.  
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Дадашев А.З.  Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Пансков В.Г.  Проблемы формирования расходов  бюджета. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001.

3. Поляк Г.Б.  Бюджетная система России. – М., 2003.

4. Сабанти Б.М.  Теория финансов. – М.: Изд-во Менеджер, 2004.

5. Блинов М.В.  Бюджетная реформа в РФ и Бюджетный кодекс РФ. – М.: Налоговый вестник, №11, 2008.

6. Козырев И.Р.  Бюджетная реформа. – М.: Вестник  экономики, №2, 2000.

7. Конституция  РФ

8. Сайт Википидемия          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Федеральный бюджет и его функции