Факторинговое обслуживание клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что в настоящее время многие предприятия работают с крупными покупателями, что влечет образование больших сумм дебиторской задолженности. А это замораживает оборотные средства предприятия-поставщика. При этом на помощь приходят коммерческие банки, оказывающие услуги факторинга - покупки дебиторской задолженности у поставщика с правом дальнейшего требования погашения данной задолженности с покупателя. Кроме того, важную роль играет страховая функция факторинговых компаний, которые принимают на себя риск непогашения платежных обязательств со стороны покупателей продукции своих клиентов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 5
1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая совершение факторинговых операций. Специфика факторинговых операций, состав участников 5
1.2. Виды факторинговых операций 8
1.3. Соглашение о факторинговом обслуживании, субъекты правовых отношений при совершении факторинговых операций 9
2. ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФАКТОРИНГОВОЙ КОМПАНИИ 12
2.1. Характеристика НФК: организационная структура, особенности деятельности, изучение финансового состояния 12
2.2. Факторинговое обслуживание НФК: технология обслуживания, риски при факторинговом обслуживании 16
2.3. Особенности проведения факторинговых операций (договор факторинга, цели проведения факторинговых операций) 20
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ «НАЦИОНАЛЬНОЙ ФАКТОРИНГОВОЙ КОМПАНИИ» (НФК) 22
3.1. Анализ и оценка эффективности проведения факторинговых операций НФК 22
3.2. Выявление преимуществ и недостатков факторинговых операций 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 98.60 Кб (Скачать документ)

Управление валютным риском осуществляется посредством соблюдения лимитов открытой валютной позиции, а также путем проведения анализа и составления прогноза изменения курсов иностранных валют.

Для уменьшения процентного  риска осуществляется оптимизация структуры активов и пассивов по срокам и ставкам. Процентные риски ограничиваются путем проведения взвешенной политики и общего прогнозирования пассивных и активных операций Банка с точки зрения взаимной адекватности требований по получению и обязательств по выплате процентов.

Для управления ликвидностью в долгосрочной перспективе и  для финансирования соответствующих банковских проектов Банком проводится политика по увеличению срочности и уменьшению стоимости привлекаемых денежных ресурсов.

Банк управляет операционными рисками с помощью системы контроля, отслеживания и соответствующей реакции на потенциальные риски.

В целях минимизации правового риска Банк соблюдает требования правовых актов и заключенных договоров, производит мониторинг изменений действующего законодательства, проводит работу с контрагентами на предмет соблюдения условий договоров.

Оперативное управление репутационным риском осуществляют коллегиальные органы и подразделения Банка в рамках своих компетенций.

Стратегический риск минимизируется путем тщательной проработки управленческих решений на основе предварительного анализа.

Представив характеристику факторингового обслуживания НФК можно сказать о том, что технология обслуживания и риски при факторинговом обслуживании рассматриваются в обширном плане и с разных сторон, что позволяет более глубоко изучить проведение факоринговых операций на примере данной Факторинговой Компании.

2.3. Особенности проведения  факторинговых операций (договор факторинга, цели проведения факторинговых операций)

Основой осуществления факторинговых операций в Национальной Факторинговой Компании является договор факторинга. При решении вопроса о том, будет ли факторинговый отдел заключать договор о факторинговом обслуживании с поставщиком, собирается и анализируется информация о том, производит ли поставщик товары или оказывает услуги, пользующиеся спросом и высокого качества; имеет ли перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли; насколько квалифицирован управленческий персонал; налажен ли внутренний контроль; насколько твердо определены условия торговли с контрагентами.

Факторинговому отделу также необходимо изучить информацию о качестве долговых требований поставщика. С этой целью анализируются: 1) отказы от акцепта (причины, частота, сума в общем, объёме реализуемой продукции); 2) доля требований, которые не могут переуступаться факторинговому отделу; 3) сезонные колебания в объёмах реализации; 4) документы, на основании которых выписываются требования.

Наибольший риск для компании представляют требования, выставленные перед фактической отгрузкой товара. Поэтому факторинговый отдел должен строго следить за тем, чтобы требования выписывались после отгрузки товара или оказания услуг. Для заключения договора на факторинговое обслуживание поставщик должен направить в банк информацию о переуступаемых платежных требованиях.

После анализа этой информации факторинговый отдел высылает плательщикам специальное письмо, извещающее о заключении с поставщиком факторингового договора, или просит поставщика сделать такое уведомление, если договор не предусматривает полного обслуживания. При этом в договоре указываются:  покупатели, требования которых будут переуступаться; контрольная сумма переуступаемых требований; предельная сумма аванса; процентная ставка за кредит; процент комиссионного сбора за обработку счетов-фактур; минимальная сумма комиссионного сбора, если требования поступили на меньшую сумму; дополнительные виды услуг, получаемые поставщиком; предельные суммы по операциям факторинга и метод их расчета; меры, принимаемые для получения платежа с неаккуратного плательщика; право регресса (право обратного требования к поставщику); сроки заявления претензий и жалоб на факторинговый отдел; ответственность сторон за нарушение условий договора; предельный срок платежа для покупателя; порядок завершения факторной сделки; условия расторжения договора; срок действия договора.

В договоре предусматриваются  также обязанности поставщика и  факторингового отдела. Так, поставщик отвечает за соблюдение всех требований, предъявляемых к оформлению расчетных документов; своевременную переуступку сумм, возникающих при отказе от акцепта и сумм покупателей; предоставление отделу необходимой документации о поставке товаров или предоставлении услуг и т.д. В обязанности отдела входит осуществление операций в соответствии с условиями договора; ведение подробного учета операций с поставщиком и плательщиками; регулярное составление отчета о состоянии лицевого счета поставщика и отчета об оплате платежных требований каждым плательщиком и динамике погашения долга; проведение анализа просроченных платежных требований по каждому плательщику; составление перечня плательщиков, сумма счетов которых приближается или превышает установленную для них предельную сумму.

Действие факторингового соглашения (договора) может быть, прекращено: 1) по взаимному соглашению сторон; 2) по желанию поставщика; 3) по желанию факторингового отдела. При этом стороны уведомляют друг друга в сроки, указанные в договоре; 4) при фактической или возможной неплатежеспособности поставщика.

В случае невозможности выполнения принятых на себя обязательств факторинговым отделом имущественную ответственность несет компания. Отдел не несет ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам.

Целью проведения факторинговых операций НФК является получение дохода - комиссионного вознаграждения, которое складывается из двух элементов:

1) платы за обслуживание. Она рассчитывается обычно, как  процент от суммы счета-фактуры.  Её величина зависит от объёма  и структуры производственной  деятельности поставщика, кредитоспособности  его покупателей, оценки отделом  трудоёмкости выполняемой работы  степени кредитного риска, а  также от специфики и конъюнктуры  рынка. 

2) процента, взимаемого при  досрочной оплате переуступаемых  долговых требований. Его размер  определяется за период между  досрочным получением платежа  и датой поступления платежа  от плательщика на основе ежедневного  дебетового сальдо по счету  поставщика у факторингового отдела.

Таким образом, представленные в данной главе сведения об управлении деятельностью Национальной Факторинговой Компанией, результаты оценки финансового состояния компании, особенности организации и проведения факторинговых операций позволяют сделать вывод в целом о достаточном уровне ликвидности деятельности Факторинговой компании, выполнении всех нормативов по уровню ликвидности, но проведение факторинговых операций не позволяет достичь высокого уровня доходности, на что следует направить разработку управленческих решений.

 

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ  НА ПРИМЕРЕ «НАЦИОНАЛЬНОЙ ФАКТОРИНГОВОЙ КОМПАНИИ» (НФК)

3.1. Анализ и оценка  эффективности проведения факторинговых операций НФК

По результатам проведенного анализа факторинговых операций Национальной Факторинговой Компании и их влияния на уровень ликвидности и доходности деятельности компании можно сделать следующие выводы:

1) наблюдается положительная динамика по статьям вложения средств в организацию и проведение факторинговых операций. Это свидетельствует о том, что банк располагает финансовыми ресурсами для осуществления финансирования дебиторской задолженности клиентов в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2) группировка активов и пассивов НФК свидетельствует о рациональном размещении ресурсов компанией (как собственных, так и привлеченных), так как доля высоколиквидных и активов средней реализуемости существенно превышает долю иммобилизованных активов, что влияет на уровень ликвидности.

3) проведение оценки ликвидности можно сделать вывод, что в своей деятельности НФК придерживается установленных нормативов ликвидности, нормативов кредитных рисков, о чем свидетельствуют полученные значения нормативов. Высоколиквидные активы на 01.10.2011 составляют 771 097 тыс. руб., а показатель ликвидности 2137.36. Присутствует положительная динамика (увеличение) значений норматива мгновенной ликвидности, то есть Факторинговая Компания обеспечена абсолютно ликвидными активами для погашения обязательств в данный момент времени, на дату подготовки отчетности.

НФК продолжает демонстрировать  положительные финансовые результаты, в частности устойчивое улучшение  качества активов, диверсификацию ресурсной  базы, высокую капитализацию и  хорошие показатели прибыльности. Рыночная позиция НФК, ее стратегия, предусматривающая взвешенный подход к риск-менеджменту, обеспечили устойчивость компании к сложным рыночным условиям последних лет, а также к высоким рискам, присущим факторинговому бизнесу. Также следует отметить, что наметившееся постепенное улучшение операционной среды в России будет благоприятно влиять на кредитоспособность НФК.

 Выделяется положительная динамика показателей качества активов НФК: уровень проблемных авансов клиентам снизился с 20% на 31 декабря 2009 г. до 8,9% на 31 декабря 2010 г. Это отчасти объясняется стабилизацией финансового положения многих клиентов, эффективной работой НФК по взысканию задолженности, а также списанием порядка 2,7% долгов с баланса компании по состоянию на конец 2010 г. Сумма просроченных авансов на 99% покрывается резервами. Учитывая взвешенный подход НФК к управлению кредитным риском и постепенную стабилизацию операционной среды в дальнейшем не ожидается ухудшение качества активов наряду с планируемым расширением бизнеса компании.

Уровень диверсификации ресурсной  базы НФК улучшился за счет размещения 1,5-летних облигаций на 2 млрд руб. в апреле 2011 г. Кроме того, НФК увеличила объем корпоративных депозитов, в основном от аффилированных компаний, в 1-м квартале 2011 г. На профиль ликвидности и фондирования НФК благоприятно влияет использование кредитных линий Российского банка развития, предоставляемых в соответствии с программой поддержки малого и среднего бизнеса.

Прогноз «Стабильный». НФК, скорее всего, сохранит свою рыночную позицию и будет придерживаться стратегии, направленной на дальнейшее укрепление системы риск-менеджмента и обеспечение хорошей капитализации, а также улучшение показателей ликвидности.

    1. Выявление преимуществ и недостатков факторинговых операций

Преимущества факторинга можно разделить на экономические выгоды от его применения и на его преимущества в сравнении с кредитованием.

Экономические выгоды, которые  получит поставщик при факторинге:

1.  Направленное воздействие на дебиторскую задолженность. Это происходит вследствие: 1) передачи дебиторской задолженности фактору; 2) изменения оборачиваемости оборотных активов, запасов, капитала; 3) оказания фактором таких услуг, как предоставление продавцу аванса, ведение книги продаж, контроль выполнения покупателем условий договора, предоставления отчетности продавцу и др.

2. Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.

3. Факторинг позволяет ликвидировать кассовые разрывы, образующиеся вследствие несовпадения сроков оплаты счетов поставщиков и поступления денег от покупателей.

4. Возможность не отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия и сконцентрировать их для решения стратегических задач развития бизнеса.

5. Финансовый агент берет на себя всю работу с дебиторами. В этом случаем можно говорить об экономии на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за: 1) контроль за дебиторской задолженностью; 2) привлечение финансовых ресурсов.

6. Финансовый агент берет на себя риски, связанные с отсрочкой платежа.

7. Факторинг защищает от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.

Преимущества факторинга как способа финансирования по сравнению  с кредитом:

Во-первых, факторинг не требует обеспечения. Во-вторых, размер финансирования не ограничен, объем финансирования может увеличиваться по мере роста продаж у клиента, а также финансирование предоставляется на срок фактической отсрочки платежа (товарного кредита). В-третьих, срок получения денежных средств с момента предоставления заявки существенно короче. В-четвертых, финансовый агент не проводит анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента. В-пятых, сумму финансирования выплачивает фактору не клиент, а его дебиторы. В-шестых, экономия на затратах, связанных с получением банковского кредита.

Таким образом, при финансировании в рамках факторинга полностью решается проблема формирования оборотных средств предприятия, исчезает необходимость поиска залогового обеспечения для получения кредита в банке и, соответственно, не происходит роста кредиторской задолженности.

Информация о работе Факторинговое обслуживание клиентов банка