Денежно-кредитная политика в условия финансвого кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особенностей денежно-кредитной политики РФ в условиях мирового финансового кризиса.
Задачами данной курсовой работы являются:
определить сущность, направления и условия осуществления денежно-кредитной политики;
проанализировать влияние финансового кризиса на денежно-кредитную политику России;
рассмотреть и охарактеризовать возможную модель денежно-кредитной политики России в условиях глобализации экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Направления и условия осуществления денежно-кредитного регулирования экономики
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
2.1 Состояние денежного рынка России
2.2 Основные мероприятия в области денежно-кредитной политики
3. ВЫБОР МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.doc

— 621.50 Кб (Скачать документ)

     В 2009 г. механизм предоставления банкам субординированных кредитов достаточно хорошо выполнял функцию рекапитализации, по крайней мере в отношении крупнейших банков. Предоставление капитала первого уровня банкам с государственным участием в определенных на сегодняшний день размерах, по всей видимости, способно удовлетворить их потребность в капитале даже на случай сценария негативного развития ситуации. Что касается системообразующих частных банков, то на случай возникновения у них проблемы нехватки капитала существует механизм введения временной администрации в лице Агентства по страхованию вкладов, на которое возлагается функция санации банка.

     Заметим, что без расчистки балансов от проблемных активов процесс восстановления кредитования реального сектора  может занять длительное время. В  любом случае в ходе решения данной проблемы участие государства позволит существенно упростить процесс. Для поддержания бюджетной стабильности в качестве возможного механизма решения проблемы представляется целесообразным замещение части проблемных активов долгосрочными ценными бумагами, по которым будет предоставлена гарантия государственных органов.

     Прочие  меры денежно-кредитной политики, реализованные  Банком России в течение финансового  кризиса и направленные на повышение  финансовой стабильности, включают следующие основные шаги13.

     1. Совет директоров Банка России  дважды (19 января и 23 апреля 2009 г.) принимал решение о продлении  сроков поэтапного увеличения  действующих нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР). Напомним, что Банк России снизил с 15 октября 2008 г. нормативы отчислений в ФОР: по всем видам резервируемых обязательств нормативы были установлены на уровне 0,5%. Тогда же было определено, что нормативы снижаются лишь на определенный срок: с 1 февраля 2009 г. они должны были увеличиться до 1,5%, а с 1 марта 2009 г. — до 2,5%. 19 января Банк России принял решение о переносе сроков повышения нормативов с 1 февраля и 1 марта 2009 г. на 1 мая и 1 июня 2009 г. соответственно. Согласно решениям, принятым в апреле, нормативы должны были быть повышены поэтапно на 0,5 п.п. — 1 мая, 1 июня, 1 июля и 1 августа. Таким образом, к 1 августа 2009 г. размер всех нормативов достиг 2,5%.

     ЦБ  РФ принял данное решение из-за сложной  ситуации в финансовом секторе страны, вызванной мировым финансовым кризисом. В ближайшее время российские кредитные организации могут столкнуться с ростом просроченной задолженности по выданным ими кредитам, что ухудшит их финансовое положение. Изъятие ликвидности у банков в виде отчислений в ФОР способствовало бы росту финансовой нестабильности. Мы полагаем, что в случае отсутствия признаков улучшения ситуации в банковском секторе летом 2010 г. сроки увеличения нормативов обязательного резервирования могут быть вновь перенесены.

     2. 19 января 2009 г. совет директоров Банка России принял решение об увеличении срока кредитования банков под залог активов до 365 календарных дней. Ранее максимальный срок таких кредитов составлял 181 день. Кроме того, 15 июня 2009 г. впервые был проведен аукцион прямого РЕПО на срок 1 год.

     3. 9 февраля совет директоров Банка России принял решение о расширении ломбардного списка Банка России, т.е. перечня ценных бумаг, под залог которых коммерческие банки могут привлекать средства у ЦБ РФ. В данный список вошли акции и облигации, выпущенные компаниями, попавшими в перечень системообразующих организаций, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. При этом указанные ценные бумаги должны быть включены в котировальный список как минимум одной фондовой биржи, действующей на территории России. Векселя и кредитные договоры этих организаций стали приниматься ЦБ РФ в качестве обеспечения по предоставляемым кредитам.

     4. 27 марта Банк России объявил об изменениях в методике подсчета обязательных нормативов коммерческих банков РФ. В соответствии с принятым решением, во-первых, участие госкорпораций в уставных капиталах юридических лиц не рассматривается в качестве основания для объединения этих юридических лиц в группу связанных заемщиков в целях расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). Данный норматив рассчитывается как отношение требований банка к группе связанных заемщиков к капиталу банка. По всей видимости, в результате финансового кризиса и вхождения госкорпораций в капитал многих компаний для ряда банков выполнение норматива Н6 оказалось затруднительным. Следовательно, принятое решение можно рассматривать как смягчение регулирования для таких банков.

     5. 10 апреля Банк России принял решение об увеличении кредитных лимитов по кредитам без обеспечения, предоставляемым тем кредитным организациям, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

  • имеют международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности, не ниже В - (по классификации рейтинговых агентств S&P и Fitch) либо не ниже ВЗ (по классификации Moody's);
  • приняли решение о проведении общего собрания участников кредитной организации с включением в повестку дня вопроса о реорганизации кредитной организации в форме слияния или присоединения и предоставили в Банк России информацию об этом;
  • имеют договоры, по которым кредиторами предъявлены к указанным кредитным организациям требования по досрочному исполнению обязательств в связи с наступлением событий, обусловленных реорганизацией, и предоставили в Банк России соответствующую информацию.

     Таким образом, были расширены возможности  ЦБ РФ по финансовой поддержке кредитных  организаций, участвующих в процессах  слияний и поглощений. Эту меру можно оценить положительно, так  как российская банковская система является чрезмерно фрагментированной, а большая часть банков фактически не выполняет классических банковских функций. В данной ситуации стимулирование консолидации в банковском секторе является вполне оправданным шагом со стороны органов денежно-кредитного регулирования.

     6. 26 мая Банк России утвердил изменения в методике расчета капитала кредитных организаций. В соответствии с этими изменениями банки смогут увеличить свой основной капитал (капитал первого уровня) за счет ряда субординированных займов, которые должны удовлетворять условиям долгосрочности (на срок не менее 30 лет), некумулятивности (невыплаченный процентный доход по ним не возмещается и не накапливается), а также возможности участия в покрытии убытков кредитной организации. При этом общий объем включаемых в капитал субординированных займов с дополнительными условиями ограничивается 15% от величины основного капитала.

     Таким образом, ЦБ РФ фактически смягчил требования к достаточности капитала кредитных организаций. Необходимость в этом возникла из-за роста просроченной задолженности банков и соответственно необходимости создания резервов на возможные потери. При этом важно понимать, что подобные меры не решают самой проблемы роста просроченной задолженности и не дают банкам дополнительных ресурсов по ее преодолению. Скорее, они направлены на недопущение возникновения несоответствия отчетности крупных банков требованиям регулятора, которое способно вызвать негативные системные эффекты на финансовом рынке.

     7. 19 июня совет директоров ЦБ  РФ внес ряд изменений в Инструкцию «Об обязательных нормативах банков», являющуюся одной из ключевых для российских кредитных организаций, так как в ней сформулированы обязательные нормативы, невыполнение которых может повлечь за собой отзыв лицензии. Основные изменения заключались в следующем:

  • в целях расчета нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) и максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) установлен коэффициент риска в размере 70% по ипотечным жилищным ссудам, удовлетворяющим в совокупности соответствующим условиям;
  • по кредитным требованиям по ипотечным кредитам (займам) военнослужащим, являющимся участниками накопительно-ипотечной системы, установлен понижающий коэффициент риска в размере 10%;
  • исключен повышенный коэффициент риска (1,3) при расчете норматива H1 по требованиям к кредитным организациям, входящим в ту же банковскую группу, что и банк-кредитор;
  • на Внешэкономбанк, являющийся в соответствии с Федеральным законом «О банке развития» государственной корпорацией, осуществляющей при выполнении своих функций банковские операции, распространены подходы к оценке рисков (кредитного, ликвидности), используемые в отношении банков — резидентов Российской Федерации;
  • в расчет норматива мгновенной ликвидности (Н2) включены средства, размещенные в банках — резидентах Российской Федерации сроком на 1 день или до востребования, находящиеся на балансе не более 10 календарных дней, исполнение обязательств по которым в соответствии с договором предусмотрено не позднее чем на следующий день после дня востребования, и при условии, что данные активы при знаются ссудами I категории качества;
  • для целей расчета норматива текущей ликвидности (НЗ) долговые обязательства международных банков развития отнесены к ликвидным активам;
  • для целей расчета нормативов Н2, НЗ к категории высоколиквидных и ликвидных активов отнесены требования по получению начисленных процентов по активам II категории качества в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П и по активам I и II категории качества в соответствии с Положением Банка России от 20 марта 2006 г. № 283-П.

     8. В соответствии с Федеральным  законом от 13 октября 2008 г. №  173-ФЗ «О дополнительных мерах  по поддержке финансовой системы  Российской Федерации» Банк России предоставил Сбербанку России субординированные кредиты на сумму 500 млрд руб. по ставке 8% годовых до 31 декабря 2019 г. Кроме того, 410 млрд руб. (средства Фонда национального благосостояния) в соответствии с данным законом могут быть размещены на депозитах Внешэкономбанка для предоставления кредитов российским кредитным организациям. На 1 октября 2009 г. субординированные кредиты были выданы четырнадцати банкам в объеме 267,4 млрд руб., в том числе в 2008 г. — двум банкам на сумму 225 млрд руб., а в 2009 г. — двенадцати банкам на сумму 42,4 млрд руб.

     Указанный механизм позволил ряду крупных банков пополнить капитал, оказавшийся под давлением из-за быстрого роста просроченной задолженности. В то же время по мере стабилизации экономической ситуации спрос на данные кредиты значительно сократился.

 

      3. ВЫБОР МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

     Финансовая  глобализация характеризуется растущей открытостью национальных финансовых рынков по отношению друг к другу  и формированием единого мирового финансового рынка.

     Она создает новые вызовы для проведения национальной денежно-кредитной политики:

     1. Проблему выбора цели денежно-кредитной  политики, учитывая, что в условиях  свободного трансграничного движения  капиталов денежные власти должны выбирать между проведением национальной денежно-кредитной политики и использованием режима фиксированного валютного курса. Большинство развитых стран и ряд стран с развивающимися рынками перешли к режиму инфляционного таргетирования, тогда как большинство развивающихся стран активно используют регулирование валютного курса (в явной форме — разновидностей режима фиксированного валютного курса или неявной — режима управляемого плавания).

     2. Растет зависимость динамики  инфляции на национальном уровне от глобальных факторов: растущего конкурентного давления (как прямого, так и опосредованного через издержки на заработную плату в силу открытия рынков стран с относительно дешевой рабочей силой); разницы в уровне фактического и потенциального выпуска (output gap) на глобальном уровне; стремления денежных властей проводить более осторожную политику для привлечения иностранных инвесторов и др. В 2000-е гг. эти факторы действовали главным образом в сторону понижения темпа инфляции. Вместе с тем, следует отметить отдельные периоды ускорения инфляции, особенно в развивающихся странах, под влиянием роста цен на энергоносители и на продовольствие на мировом рынке.

     3. Усилилась взаимосвязь денежно-кредитной  политики с динамикой финансовых  рынков как на национальном, так и на мировом уровне. Для стран, финансовые системы которых основаны на финансовых рынках, это создало проблему использования инструментария денежно-кредитной политики, нацеленного в первую очередь на коммерческие банки.

     4. Произошли изменения в трансмиссионных каналах денежно-кредитной политики: ослабло значение процентного канала в связи с постепенным выравниванием процентных ставок между странами; возможно усиление канала, связанного с валютным курсом, но его действие может ограничиваться отсутствием явной связи между процентной ставкой и валютным курсом и наличием иных факторов, от которых зависит валютный курс; в связи с наличием внешних источников финансирования ослабевает действие канала банковского кредитования. В развивающихся странах дополнительные ограничения на проведение денежно-кредитной политики накладывает неформальная долларизация экономики. Тем не менее, пространство для независимой денежно-кредитной политики сохраняется.

     5. Возросла подверженность стран внешним финансовым кризисам в силу действия «эффекта заражения». Наиболее ярким примером стал современный мировой экономический кризис, который выявил недостатки используемого инструментария денежно-кредитной политики для решения поставленных перед ней задач.

     В период рыночной трансформации произошел рост степени открытости российской экономики по отношению к трансграничным потокам капитала (рис. 3.1). 

 

     

     Рис. 3.1. Динамика финансового счета платежного баланса России (в % от ВВП) 

     Однако  тенденция к повышению роли трансграничного движения капиталов в российской экономике не была однонаправленной. Можно выделить несколько этапов по степени открытости финансовой системы России:

     1. Рост степени открытости в 1990-е гг. (до кризиса 1998 г.). Финансовый счет платежного баланса устойчиво (за исключением 1997 г.) сводился с отрицательным сальдо, наблюдалось бегство капитала из страны. Внутри страны развивались процессы долларизации экономики, однако в 1995 г. степень долларизации, измеренная по депозитам в иностранной валюте в национальной банковской системе, резко снизилась (с 34 до 20% от денежной массы в широком смысле) и затем стабилизировалась (на уровне 16-20%). Происходило накопление внешнего государственного долга на фоне значительного внешнего долга, унаследованного от бывшего СССР.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в условия финансвого кризиса