Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особенностей денежно-кредитной политики РФ в условиях мирового финансового кризиса.
Задачами данной курсовой работы являются:
определить сущность, направления и условия осуществления денежно-кредитной политики;
проанализировать влияние финансового кризиса на денежно-кредитную политику России;
рассмотреть и охарактеризовать возможную модель денежно-кредитной политики России в условиях глобализации экономики.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Направления и условия осуществления денежно-кредитного регулирования экономики
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
2.1 Состояние денежного рынка России
2.2 Основные мероприятия в области денежно-кредитной политики
3. ВЫБОР МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В 2009 г. механизм предоставления банкам субординированных кредитов достаточно хорошо выполнял функцию рекапитализации, по крайней мере в отношении крупнейших банков. Предоставление капитала первого уровня банкам с государственным участием в определенных на сегодняшний день размерах, по всей видимости, способно удовлетворить их потребность в капитале даже на случай сценария негативного развития ситуации. Что касается системообразующих частных банков, то на случай возникновения у них проблемы нехватки капитала существует механизм введения временной администрации в лице Агентства по страхованию вкладов, на которое возлагается функция санации банка.
Заметим, что без расчистки балансов от проблемных активов процесс восстановления кредитования реального сектора может занять длительное время. В любом случае в ходе решения данной проблемы участие государства позволит существенно упростить процесс. Для поддержания бюджетной стабильности в качестве возможного механизма решения проблемы представляется целесообразным замещение части проблемных активов долгосрочными ценными бумагами, по которым будет предоставлена гарантия государственных органов.
Прочие меры денежно-кредитной политики, реализованные Банком России в течение финансового кризиса и направленные на повышение финансовой стабильности, включают следующие основные шаги13.
1. Совет директоров Банка России дважды (19 января и 23 апреля 2009 г.) принимал решение о продлении сроков поэтапного увеличения действующих нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР). Напомним, что Банк России снизил с 15 октября 2008 г. нормативы отчислений в ФОР: по всем видам резервируемых обязательств нормативы были установлены на уровне 0,5%. Тогда же было определено, что нормативы снижаются лишь на определенный срок: с 1 февраля 2009 г. они должны были увеличиться до 1,5%, а с 1 марта 2009 г. — до 2,5%. 19 января Банк России принял решение о переносе сроков повышения нормативов с 1 февраля и 1 марта 2009 г. на 1 мая и 1 июня 2009 г. соответственно. Согласно решениям, принятым в апреле, нормативы должны были быть повышены поэтапно на 0,5 п.п. — 1 мая, 1 июня, 1 июля и 1 августа. Таким образом, к 1 августа 2009 г. размер всех нормативов достиг 2,5%.
ЦБ РФ принял данное решение из-за сложной ситуации в финансовом секторе страны, вызванной мировым финансовым кризисом. В ближайшее время российские кредитные организации могут столкнуться с ростом просроченной задолженности по выданным ими кредитам, что ухудшит их финансовое положение. Изъятие ликвидности у банков в виде отчислений в ФОР способствовало бы росту финансовой нестабильности. Мы полагаем, что в случае отсутствия признаков улучшения ситуации в банковском секторе летом 2010 г. сроки увеличения нормативов обязательного резервирования могут быть вновь перенесены.
2. 19 января 2009 г. совет директоров Банка России принял решение об увеличении срока кредитования банков под залог активов до 365 календарных дней. Ранее максимальный срок таких кредитов составлял 181 день. Кроме того, 15 июня 2009 г. впервые был проведен аукцион прямого РЕПО на срок 1 год.
3. 9 февраля совет директоров Банка России принял решение о расширении ломбардного списка Банка России, т.е. перечня ценных бумаг, под залог которых коммерческие банки могут привлекать средства у ЦБ РФ. В данный список вошли акции и облигации, выпущенные компаниями, попавшими в перечень системообразующих организаций, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. При этом указанные ценные бумаги должны быть включены в котировальный список как минимум одной фондовой биржи, действующей на территории России. Векселя и кредитные договоры этих организаций стали приниматься ЦБ РФ в качестве обеспечения по предоставляемым кредитам.
4. 27 марта Банк России объявил об изменениях в методике подсчета обязательных нормативов коммерческих банков РФ. В соответствии с принятым решением, во-первых, участие госкорпораций в уставных капиталах юридических лиц не рассматривается в качестве основания для объединения этих юридических лиц в группу связанных заемщиков в целях расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). Данный норматив рассчитывается как отношение требований банка к группе связанных заемщиков к капиталу банка. По всей видимости, в результате финансового кризиса и вхождения госкорпораций в капитал многих компаний для ряда банков выполнение норматива Н6 оказалось затруднительным. Следовательно, принятое решение можно рассматривать как смягчение регулирования для таких банков.
5. 10 апреля Банк России принял решение об увеличении кредитных лимитов по кредитам без обеспечения, предоставляемым тем кредитным организациям, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
Таким образом, были расширены возможности ЦБ РФ по финансовой поддержке кредитных организаций, участвующих в процессах слияний и поглощений. Эту меру можно оценить положительно, так как российская банковская система является чрезмерно фрагментированной, а большая часть банков фактически не выполняет классических банковских функций. В данной ситуации стимулирование консолидации в банковском секторе является вполне оправданным шагом со стороны органов денежно-кредитного регулирования.
6. 26 мая Банк России утвердил изменения в методике расчета капитала кредитных организаций. В соответствии с этими изменениями банки смогут увеличить свой основной капитал (капитал первого уровня) за счет ряда субординированных займов, которые должны удовлетворять условиям долгосрочности (на срок не менее 30 лет), некумулятивности (невыплаченный процентный доход по ним не возмещается и не накапливается), а также возможности участия в покрытии убытков кредитной организации. При этом общий объем включаемых в капитал субординированных займов с дополнительными условиями ограничивается 15% от величины основного капитала.
Таким образом, ЦБ РФ фактически смягчил требования к достаточности капитала кредитных организаций. Необходимость в этом возникла из-за роста просроченной задолженности банков и соответственно необходимости создания резервов на возможные потери. При этом важно понимать, что подобные меры не решают самой проблемы роста просроченной задолженности и не дают банкам дополнительных ресурсов по ее преодолению. Скорее, они направлены на недопущение возникновения несоответствия отчетности крупных банков требованиям регулятора, которое способно вызвать негативные системные эффекты на финансовом рынке.
7. 19 июня совет директоров ЦБ РФ внес ряд изменений в Инструкцию «Об обязательных нормативах банков», являющуюся одной из ключевых для российских кредитных организаций, так как в ней сформулированы обязательные нормативы, невыполнение которых может повлечь за собой отзыв лицензии. Основные изменения заключались в следующем:
8.
В соответствии с Федеральным
законом от 13 октября 2008 г. №
173-ФЗ «О дополнительных
Указанный механизм позволил ряду крупных банков пополнить капитал, оказавшийся под давлением из-за быстрого роста просроченной задолженности. В то же время по мере стабилизации экономической ситуации спрос на данные кредиты значительно сократился.
Финансовая глобализация характеризуется растущей открытостью национальных финансовых рынков по отношению друг к другу и формированием единого мирового финансового рынка.
Она создает новые вызовы для проведения национальной денежно-кредитной политики:
1.
Проблему выбора цели денежно-
2.
Растет зависимость динамики
инфляции на национальном
3.
Усилилась взаимосвязь денежно-
4.
Произошли изменения в
5. Возросла подверженность стран внешним финансовым кризисам в силу действия «эффекта заражения». Наиболее ярким примером стал современный мировой экономический кризис, который выявил недостатки используемого инструментария денежно-кредитной политики для решения поставленных перед ней задач.
В
период рыночной трансформации произошел
рост степени открытости российской экономики
по отношению к трансграничным потокам
капитала (рис. 3.1).
Рис.
3.1. Динамика финансового счета платежного
баланса России (в % от ВВП)
Однако тенденция к повышению роли трансграничного движения капиталов в российской экономике не была однонаправленной. Можно выделить несколько этапов по степени открытости финансовой системы России:
1. Рост степени открытости в 1990-е гг. (до кризиса 1998 г.). Финансовый счет платежного баланса устойчиво (за исключением 1997 г.) сводился с отрицательным сальдо, наблюдалось бегство капитала из страны. Внутри страны развивались процессы долларизации экономики, однако в 1995 г. степень долларизации, измеренная по депозитам в иностранной валюте в национальной банковской системе, резко снизилась (с 34 до 20% от денежной массы в широком смысле) и затем стабилизировалась (на уровне 16-20%). Происходило накопление внешнего государственного долга на фоне значительного внешнего долга, унаследованного от бывшего СССР.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в условия финансвого кризиса